Гр.дело № 2–75/2024 Мотивированное решение
УИД 51RS0007-01-2023-001651-14 изготовлено 30 января 2024 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2024 г. город Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Быковой Н.Б.,
при секретаре Зубакиной А.А.,
с участием помощника прокурора г. Апатиты Лапухова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию г. Апатиты в лице Администрации г. Апатиты о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства,
установил:
Прокурор г. Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания «Имандра» об устранении нарушений законодательства.
В обоснование исковых требований указал, что проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации на территории муниципального образования г. Апатиты детских игровых и спортивных площадок.
В ходе проведенной проверки установлено, что под управлением ООО «Управляющая компания «Имандра» на основании договоров управления многоквартирными домами от 16.10.2019, 20.03.2020, 01.01.2020, 01.04.2020, 01.07.2021 находятся многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам <адрес>. Указанные многоквартирные дома, расположены на земельных участках с кадастровыми номерами <№>, на которых находятся игровые площадки в ненадлежащем техническом состоянии.
Вышеуказанные земельные участки являются в силу закона общей долевой собственностью собственников помещений соответствующих МКД. Заключая соответствующие договоры и получая плату от жителей МКД, ООО «УК Имандра» обязано осуществлять обслуживание вышеперечисленных игровых площадок в соответствии с установленными правовыми и техническими нормами.
В ходе проверки установлено, что у ООО «УК Имандра» отсутствуют документы на оборудование указанных игровых (спортивных) площадок, журнал контроля за техническим состоянием оборудования и ремонта, график ежедневного визуального осмотра, графики проведения осмотров. Обслуживание игровых (спортивных) площадок не осуществляется, указанные площадки в состав общего имущества МКД не входят. Кроме того, на игровых (спортивных) площадках отсутствуют информационные таблички или доски, содержащие номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, а также на оборудовании отсутствуют таблички, содержащие наименование и адрес изготовителя или его уполномоченного представителя, год введения в эксплуатацию, обозначение оборудования по ГОСТ 2.201 и ОК 012 (п. 6.2. ГОСТ Р 52169-2012).
В ходе визуального осмотра детских игровых (спортивных) площадок установлено, что в нарушение ГОСТ 52169-2012 элементы оборудования имеют многочисленные повреждения, способные нанести травмы детям.
Отсутствие эксплуатирующей организации и как следствие ответственных лиц, осуществляющих контроль технического состояния оборудования (форм), установленных на детской площадке, недопустимо. Бездействие управляющей компании в части ненадлежащего содержания общего имущества не отвечает интересам как собственников общего имущества МКД, так и иных лиц, пользующихся детскими площадками.
Просил обязать ООО «УК Имандра» в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения, а именно: провести мероприятия, направленные на включение игровых (спортивных) площадок в состав общего имущества МКД многоквартирных домов; обеспечить наличие паспортов на оборудование игровых (спортивных) площадок; обеспечить контроль технического состояния оборудования игровых (спортивных) площадок путем проведения регулярного визуального осмотра, функционального осмотра и ежегодного осмотра; обеспечить разработку и установку информационных табличек или досок, содержащих номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования; обеспечить наличие и постоянное хранение эксплуатационной документации игровых (спортивных) площадок; установить таблички, содержащие наименование и адрес изготовителя или его уполномоченного представителя, год введения в эксплуатацию, обозначение оборудования по ГОСТ2.201 и ОК 012 (п. 6.2 ГОСТ Р 52169-2012) на оборудовании на видном и доступном месте; устранить повреждения элементов оборудования игрового комплекса.
Протокольным определением от 23 октября 2023 г. к участию в деле в качестве соответчиков по ходатайству представителя истца привлечены ООО «УК «Вершины», ООО «УК «Вторая управляющая +», ООО «ОФИЖ», ООО «УК Вектор», ТСЖ «Космонавтов 38», муниципальное образование г. Апатиты в лице Администрации г. Апатиты; в качестве третьего лица МКУ г. Апатиты «УГХ», поскольку в ходе проведения работ по уточнению границ земельных участков, на которых находятся спорные детские площадки, установлено, что ряд игровых площадок находятся на земельных участках, относящихся к нескольким МКД, управление которыми осуществляют вышеуказанные управляющие компании, а также принимая во внимание, что игровое оборудование в районе <адрес> расположено на участке в пределах кадастрового квартала с кадастровым номером <№> на землях, свободных от прав третьих лиц.
Определением от 28 ноября 2023 г. из гражданского дела № 2-1464/2023 (№ 2-17/2024) в отдельные производства выделены требования прокурора о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства относительно детских площадок, расположенных в районе многоквартирных домов по адресам: <адрес>.
Определением суда от 23 января 2024 г. производство по делу в части ряда требований прокурора к муниципальному образованию г. Апатиты Мурманской области в лице Администрация г. Апатиты, а также требований, предъявленных к ООО «УК «Имандра» прекращено.
До рассмотрения дела по существу прокурор неоднократно изменял исковые требования, с учетом последних уточнений, прокурор просит обязать муниципальное образование муниципальный округ город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области в лице Администрации г. Апатиты в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований законодательства на игровой (спортивной) площадке, расположенной на земельном участке свободном от прав третьих лиц с номером кадастрового квартала <№> в районе дома <адрес>:
- провести визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры указанного игрового оборудования, в соответствии с требованиями п. 6.4 «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования»;
- обеспечить разработку и установку информационной таблички или доски, содержащих номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, в соответствии с требованиями п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013;
- обеспечить наличие и постоянное хранение эксплуатационной документации (акт осмотра и проверки, графики осмотров), в соответствии с требованиями п. 7.4 ГОСТ Р 52301-2013.
Обязать муниципальное образование муниципальный округ город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области в лице Администрации г. Апатиты в срок до 1 июня 2024 г. устранить на игровой (спортивной) площадке, расположенной на земельном участке свободном от прав третьих лиц с номером кадастрового квартала <№> в районе <адрес>:
- повреждения игрового оборудования: в соответствии с пунктами 4.32, 4.3.3, 4.3.5, 4.3.7, 4.3.8 «ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытие детских площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», таблицы В.1, В.2 ГОСТ Р 52301-2013, устранить имеющиеся на поверхностях элементов, выполненных из древесины дефекты – заусенцы, сколы, шероховатости, острые края: песочница, игровой комплекс; элементы оборудования из металла (качели, установленные на металлических стойках, металлические элементы игрового комплекса) защитит от коррозии; установить сиденье и подвесы качели посредством закрепления их к основанию конструкции; восстановить деревянные элементы сидений трёх качелей.
В судебном заседании представитель истца поддержал уточненные исковые требования.
Представитель Администрации г. Апатиты, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился, согласно ранее представленному в материалы дела отзыву в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Апатиты просил отказать, поскольку спорное игровое оборудование является движимым имуществом, принятие его в муниципальную казну возможно только при наличии документов, являющихся основаниями для включения в состав муниципальной казны в соответствии с пунктом 2 Положения о муниципальной казне города Апатиты, утвержденного решением Совета депутатов города Апатиты от 25.12.2008 № 560. Отметив, что Администрация г. Апатиты не располагает сведениями о заказчике, исполнителе работ по установке указанного игрового оборудования и эксплуатационной документации.
Представители третьих лиц, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, не явились.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно имеющейся в материалах дела схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на земельном участке, свободном от прав третьих лиц, в кадастровом квартале <№> в районе <адрес>, расположена игровая (спортивная) площадка. Земельный участок отдельно под игровым оборудованием не сформирован.
Прокурором результаты осмотра детской площадки зафиксированы актом осмотра территории (объекта) с приложением фото-таблицы, согласно которому на игровом оборудовании имеются повреждения и дефекты, а именно: деревянные борта песочницы не окрашены, имеют острые края, песок в песочнице не заменяется, санитарно-гигиеническое состояние песка не соответствует предъявляемым требованиям. Игровой комплекс окрашен не однородно, имеются бранные надписи на элементах, часть деревянных элементов не окрашена вследствие износа, образовались острые края, металлические элементы имеют следы коррозии. Металлическая конструкция качелей имеет следы коррозии, одна из 4 качелей отсутствует, деревянные кресла сломаны и часть элементов кресел отсутствует.
В силу п. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального Закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с и. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
На основании названного Федерального закона разработаны Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, утвержденные Решением Совета депутатов МО город Апатиты от 23.10.2017 N 548 (ред. от 27.12.2022).
Согласно пункту 1.3 вышеуказанных Правил благоустройства под объектом благоустройства территории понимаются территории, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории районов города, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования; под элементами благоустройства понимаются в том числе детские площадки, спортивные площадки, малые архитектурные формы, элементы озеленения и т.д.; под придомовой территорией - земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположено здание (сооружение) и предназначенные для его обслуживания и эксплуатации объекты, сформированный в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение); под земельным участком в составе общего имущества многоквартирного дома - земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 1.4 указанных Правил участниками деятельности по благоустройству в том числе являются представители органов местного самоуправления города Апатиты, которые формируют техническое задание, выбирают исполнителей и обеспечивают финансирование мероприятий по благоустройству.
В соответствии с разделом 2 Правил благоустройства на территории муниципального образования предусмотрены, в том числе площадки для игр детей (детские площадки), занятий спортом (спортивные площадки).
В силу приведенных выше требований федеральных законов, принимая во внимание, что спорное игровое, расположено на земельном участке, свободном от прав третьих лиц, в районе <адрес> <адрес> в кадастровом квартале <№>, правообладателем которого в силу закона является орган местного самоуправления городского округа, ответственность по ее надлежащему содержанию возлагается на Администрацию г. Апатиты.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд соглашается со сроком, предложенным прокурором - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства в части обязания провести визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры указанного игрового оборудования; обеспечить разработку и установку информационных табличек или доски, содержащих номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования; обеспечить наличие и постоянное хранение эксплуатационной документации (акт осмотра и проверки, графики осмотров), а также с предложенным прокурором сроком – в срок до 01.06.2024 для устранения повреждений игрового оборудования, с учетом климатических условий, полагая указанные сроки разумными и достаточными.
Руководствуясь статьями 194–199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию муниципальный округ город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области в лице Администрации г. Апатиты о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства удовлетворить.
Обязать муниципальное образование муниципального округа город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области в лице Администрации г. Апатиты в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства на игровой (спортивной) площадке, расположенной на земельном участке свободном от прав третьих лиц с номером кадастрового квартала <№> в районе дома № <адрес>:
- провести визуальный, функциональный и ежегодный основной осмотры указанного игрового оборудования, в соответствии с требованиями п. 6.4 «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования»;
- обеспечить разработку и установку информационной таблички или доски, содержащих номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, в соответствии с требованиями п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013;
- обеспечить наличие и постоянное хранение эксплуатационной документации (акт осмотра и проверки, графики осмотров), в соответствии с требованиями п. 7.4 ГОСТ Р 52301-2013.
Обязать муниципальное образование муниципальный округ город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области в лице Администрации г. Апатиты в срок до 1 июня 2024 г. устранить на игровой (спортивной) площадке, расположенной на земельном участке свободном от прав третьих лиц с номером кадастрового квартала <№> в районе <адрес>:
- повреждения игрового оборудования: в соответствии с пунктами 4.32, 4.3.3, 4.3.5, 4.3.7, 4.3.8 «ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытие детских площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», таблицы В.1, В.2 ГОСТ Р 52301-2013, устранить имеющиеся на поверхностях элементов, выполненных из древесины дефекты – заусенцы, сколы, шероховатости, острые края: песочница, игровой комплекс; элементы оборудования из металла (качели, установленные на металлических стойках, металлические элементы игрового комплекса) защитит от коррозии; установить сиденье и подвесы качели посредством закрепления их к основанию конструкции; восстановить деревянные элементы сидений трёх качелей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Апатитский городской суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.Б. Быкова