Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-261/2024 (2-3998/2023;) ~ М-2862/2023 от 05.09.2023

УИД54RS0018-01-2023-003608-81

Дело №2-261/24

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«05» апрель 2024 г. Искитим

Искитимский районный суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Мишковой Л.Г.

При секретаре Гайбель А.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровой Д. Е. к администрации <Адрес>, Министерству финансов и налоговой политики администрации <Адрес> о выделении субвенций, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о предоставлении благоустроенного жилого помещения исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров, в пределах территории <Адрес>.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации <Адрес> Номер от Дата., она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <Адрес>. До настоящего времени ей не предоставлено жилое помещение. Другого жилого помещения в собственности не имеет.

В судебное заседание истец явилась, исковые требования поддержала, дала суду пояснения.

Представитель ответчика Богословская А.М. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала. В случае удовлетворения исковых требований истца, будет нарушена очередность и ущемлены права лиц, стоящих в Списке очередников ранее истца. Просит указать в решении суда на предоставление истцу жилого помещения за счет средств областного бюджета <Адрес>.

Ответчик Министерство финансов и налоговой политики администрации <Адрес> судебное заседание не явился, ранее представлены возражения, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, судебные расходы полагает завышенными.

Представитель третьего лицаМинистерства труда и социального развития <Адрес>в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, направил отзыв на исковые требования, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лицаМинистерства труда и социального развития <Адрес> в судебное заседание не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, ранее в судебное заседание представлен отзыв на исковые требования.

Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив письменные материалы дела, оценив доказательства по делу в соответствии со ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. Предоставление носит заявительный характер.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

В соответствии со ст. <Адрес> от Дата N 490- 03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <Адрес> отдельными государственными полномочиями по - обеспечению граждан жилыми помещениями» администрация <Адрес> наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с Федеральным законом от Дата N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

<Адрес> от Дата N 331-0З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту <Адрес> от Дата Номер) регулирует отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <Адрес>.

Согласно ст. <Адрес> от Дата НомерЗ детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей..., однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <Адрес> определен в ст.<Адрес> НомерЗ от Дата «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных образований <Адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченный орган формирует сводный список.

Список муниципального образования формируется органом местного самоуправления муниципального образования <Адрес> в хронологической последовательности по датам принятия органом местного самоуправления муниципального образования <Адрес> решений о включении лиц, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, в список муниципального образования.

Сводный список формируется в хронологической последовательности по дате принятия решения органом местного самоуправления муниципального образования <Адрес>. В случае если даты принятия указанных решений совпадают, граждане включаются в сводный список в алфавитном порядке.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п.3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.<Адрес> на предоставление жилого помещения по договору социального найма возникает по достижению 18 лет либо при наличии иных обстоятельств указанных судом выше. Обязанность у уполномоченного органа по предоставлению жилого помещения и заключению договора найма данного помещения также наступает при достижении лицами, которые включены в Списки, 18 лет, либо при наличии иных обстоятельств указанных выше.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Непринятие мер, направленных на исполнение законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке граждан из категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части предоставления истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, влечет нарушение её прав и законных интересов.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения, а не в порядке какой-либо очереди (по списку).

Отсутствие жилых помещений, необходимых для их предоставления, незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

РешениемИскитимского районного суда от Дата Иванова Т. Г. лишена родительских прав в отношении троих детей Александровых: Марии Александровны Дата, Д. Е. Дата, Алины Е. Дата. Постановлением администрации <Адрес> Номер от Дата, истецАлександрова Д. Е. Дата была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <Адрес> ( л.д.27). На день рассмотрения гражданского дела в суде, указанное выше постановление недействительным не признано, не отменено. Таких доказательств ответчик суду не предоставил. На день обращения с иском в суд жилое помещение истцу не предоставлено.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что истцу, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, до настоящего времени жилье по договору социального найма либо по договору найма специализированного жилого помещения предоставлено не было.

В силу пункта 1 статьи <Адрес> от 05.06.2013г. Номер-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социальногонаймаил членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (далее - специализированный жилищный фонд) по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.

Статьёй <Адрес> от Дата Номер-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <Адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями», органы местного самоуправления муниципальных образований <Адрес>, указанные в статье 2 данного Закона наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, в том числе граждан в соответствии с Федеральным законом от Дата № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержкедетей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей» <Адрес>. Согласно ст. 3 Закона Номер-ОЗ, срок наделения полномочий- неограниченный.

Согласно п.2 ст. 4 Закона Номер-ОЗ, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством <Адрес>.

Приказом от Дата Номер Министерства социального развития <Адрес> «Об утверждении форм документов, используемых органами местного самоуправления <Адрес> для формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» утверждены формы Книги регистрации заявлений граждан об обеспечении жилыми помещением и форма Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В указанный Список включаются лица, достигшие 14 лет.

Приказом от Дата Номер Министерства социального развития <Адрес> утвержден Административный регламент предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований <Адрес>, осуществляющими переданные полномочия <Адрес> по обеспечению граждан жилыми помещениями в соответствии с федеральным законом от Дата № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", государственной услуги по включению граждан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Из взаимосвязи Приказов от Дата Номер и от Дата Номер, Книги регистрации заявлений граждан об обеспечении жилыми помещениями и форма Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями ведутся органами местного самоуправления, в данном случае администрацией <Адрес>, то есть ответчиком по делу, а потому граждане, включенные в данные Книги и Списки подлежат обеспечениюжилымипомещениями в соответствующем муниципальном образовании.

Как следует из возражений ответчика, истец постановлением администрации <Адрес> от Дата Номер включена в Список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и по настоящее время жилым помещением не обеспечена.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец в соответствии с вышеприведенными нормами закона имеет право напредоставлениежилогопомещения по договору найма специализированногожилогопомещения как лицо, имеющее статусребенка-сироты, за счет средств выделяемых из областного бюджета, спредоставлениемуказанногожилогопомещения администрацией ответчика.Несмотря на возникновение у истца такого права, благоустроенноежилое помещениеистцу до настоящего времени непредоставлено.

Истцом представлены доказательств того, что она не имеет на праве собственности какого-либо жилого помещения, где имеет регистрацию по месту жительства.

На момент обращения с иском в суд истцу уже исполнилось 18 лет, и она относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, в связи, с чем она подпадает под сферу действия Федерального закона от Дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, администрация <Адрес> обязана предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров, в пределах территории <Адрес> и заключить с Александровой Д.А. договор найма специализированного жилого помещения.

Обязанность по предоставлению жилого помещения возлагается на ответчика за счет средств выделяемых ответчиком Министерством финансов и налоговой политики администрации <Адрес> из областного бюджета <Адрес>.

Представленные третьим лицом возражения о том, что для исполнения данных обязанностей по предоставлению указанной выше категории лиц для администрации <Адрес> на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годы предусмотрено выделение 43794900 рублей, суд находит не состоятельными, так как Александрова Д.Е. по настоящее время жилым помещением не обеспечена. Также ответчиками не представлены суду доказательства того, что из данных денежных средств у ответчика имеется реальная возможность на приобретение жилого помещения для истца.

Возражения представителей ответчика в части того, что в случае удовлетворения исковых требований будет нарушен порядок очередности внутри списка и ущемлены права иных лиц, включенных в список, признаются судом несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию <Адрес> предоставить Александровой Д. Е. Дата рождения благоустроенное жилое помещение применительно к условиям <Адрес> на условиях договора социального найма специализированного жилогофонда исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров за счет средств субвенций выделяемых из бюджета <Адрес>.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в срок один месяц со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 9 апреля 2024 года.

Председательствующий - подпись Л.Г.Мишкова

2-261/2024 (2-3998/2023;) ~ М-2862/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Александрова Дарья Евгеньевна
Ответчики
Администрация г. Искитима Новосибирской области
Министерство финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области
Другие
Министерство труда и социального развития Новосибирской области
Суд
Искитимский районный суд Новосибирской области
Судья
Мишкова Людмила Георгиевна
Дело на странице суда
iskitimsky--nsk.sudrf.ru
05.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2023Передача материалов судье
08.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.09.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.11.2023Предварительное судебное заседание
01.12.2023Предварительное судебное заседание
13.02.2024Предварительное судебное заседание
04.03.2024Судебное заседание
05.04.2024Судебное заседание
09.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2024Дело оформлено
05.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее