Дело №12-4/2023
УИД: 91MS0025-01-2022-003257-90
РЕШЕНИЕ
01 февраля 2023 года г. Армянск Республика Крым
Судья Армянского городского суда Республики Крым Феденева Т.Н., с участием лица привлекаемого к административной ответственности Мартынюк Е.А., представителя адвоката Мацак А.И., старшего помощника прокурора г.Армянск Республики Крым Хоменко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении №12-4/2023 по жалобе Мартынюк Е.А. на постановление мирового судьи судебного участка №25 Армянского судебного района (городской округ Армянск) Республики Крым о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.15.15.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №25 Армянского судебного района (городской округ Армянск) Республики Крым от 26.12.2022 года, Мартынюк Е.А. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.15.15.7 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения. Мартынюк Е.А. признана виновной в том, что являясь главным специалистом отдела жилищного хозяйства, благоустройства и природопользования Управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации г.Армянск Республики Крым, расположенного по адресу: <адрес>, разработчиком проекта постановления Администрации г.Армянск «О внесении изменений в постановление Администрации г.Армянск от 29.11.2017 №875 «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым», 05.10.2022г. допустила нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований. То есть в нарушение части 2.1, п. 1.5 Методики планирования бюджетных ассигнований, ч.9 Порядка планирования бюджетных ассигнований, ч.3 ст.22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приняла к расчету объемов бюджетных ассигнований на благоустройство территорий муниципального образования городской округ Армянск информацию от муниципальных предприятий города, по тарифам, которые не утверждались правовым актом Администрации г. Армянск Республики Крым.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности Мартынюк Е.А. подана жалоба об отмене данного постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.7 КоАП РФ. В обоснование доводов о незаконности жалобы заявителем указано, что она не является субъектом административного правонарушения, так как не является должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления. Она была разработчиком проекта «Формирование современной городской среды муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым». Данный проект не был принят в установленном законом порядке в виде отдельного документа-постановления Администрации г. Армянск Республики Крым. Проект направлялся в контрольно-счетный орган в порядке, предусмотренном Положением о порядке разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым №217 от 26.03.2021 года. В связи с тем, что проект на стадии проверки контрольно-счетным органом не содержал утвержденный главой Администрации г. Армянск Республики Крым объем бюджетных ассигнований, в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.7 ч.1 КоАП РФ.
В судебном заседании Мартынюк Е.А., представитель, адвокат Мацак А.И., апелляционную жалобу поддержали, просили удовлетворить по изложенным в ней обстоятельствам и основаниям. Дополнительно Мартынюк Е.А. пояснила, что вину признавала не в совершении административного правонарушения, а в том, что допустила ошибку, прияв к расчету предложения муниципальных учреждений по тарифам, которые не утверждались правовым актом Администрации г. Армянск Республики Крым. Постановление окончательно не было утверждено в установленном порядке, главой Администрации г.Армянск не подписано. Проект находился в стадии согласований с другими должностными лицами администрации.
Старший помощник прокурора г. Армянск Республики Крым Хоменко Н.В. возражал против удовлетворения жалобы. Пояснил, что Мартынюк Е.А. занимает должность главного специалиста отдела жилищного хозяйства, благоустройства и природопользования Управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации г.Армянск Республики Крым, поэтому является должностным лицом, то есть субъектом административной ответственности по ч.1 ст.15.15.7 КоАП РФ. Состав административного правонарушения является нематериальным, основанием для привлечения к административной ответственности является факт выявления нарушений порядка формирования и представления обоснований бюджетных ассигнований. Данный факт выявлен контрольно-счетным органом г. Армянска Республики Крым и отражен в заключении №26 от 18.10.2022 года по проекту «Формирование современной городской среды муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым».
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении приходит к выводу об удовлетворении жалобы Мартынюк Е.А. по следующим основаниям.
Порядок обжалования, опротестования не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, урегулирован главой 30 КоАП РФ.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 1 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации среди прочих бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств определено планирование соответствующих расходов бюджетов, составление обоснования бюджетных ассигнований.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации участники бюджетного процесса при составлении бюджетов (т.е. планировании объемов бюджетных ассигнований) должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности).
В соответствии с ч. 1 ст. 174 Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Порядок планирования бюджетных ассигнований муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым утвержден приказом Финансового управления Администрации города Армянска от 26.07.2021 №35. Пунктами 6, 9 Порядка предусмотрено, что в процессе планирования бюджетных ассигнований главные распорядители осуществляют расчеты бюджетных ассигнований и разрабатывают обоснования потребности в бюджетных ассигнованиях на исполнение действующих и принимаемых обязательств; расчеты и обоснования потребности в бюджетных ассигнованиях на финансирование действующих и принимаемых бюджетных обязательств производятся в соответствии с Методикой планирования бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым.
В соответствии с п. 2.1 Методики планирования бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым утвержденной приказом Финансового управления Администрации города Армянска от 26.07.2021 №35, объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные для реализации муниципальных программ городского округа включаются в расчет бюджетных ассигнований главных распорядителей и рассчитываются в соответствии с нормативными правовыми актами городского округа.
Пунктом 1.2. Методики установлены методы определения объемов бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств: нормативный метод; плановый метод; метод индексации; сметный метод; иные методы.
В соответствии с мероприятием 3.3 Муниципальной программы предусмотрено увеличение объема бюджетных ассигнований «Расходы на благоустройство территорий муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым» основного мероприятия «Благоустройство территорий, санитарная очистка и содержание территории муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым» на сумму 2002,92400 тыс. рублей.
Расчет бюджетных ассигнований главным специалистом осуществлен методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании 3-х коммерческих предложений: от муниципального казенного предприятия «Благоустройство», от муниципального унитарного предприятия «Управление жилищно-коммунального хозяйства» города Армянска, от индивидуального предпринимателя Михеева А.Я.
В соответствии с ч.3 ст.22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Пунктом 5.3 Устава МКП «Благоустройство» установлено, что предприятие применяет цены (тарифы) на производимые работы и услуги, установленные муниципальными правовыми актами.
Редакция п. 5.3 Устава МКП «Благоустройство» не предусматривает отдельных случаев, в которых предприятие могло бы использовать цены (тарифы) на производимые работы и услуги, отличающихся от утвержденных Учредителем (администрацией города Армянска) и устанавливать самостоятельно платные виды работ (услуг) и размер тарифа на них.
Приложением №2 постановления Администрации города Армянска Республики Крым от 23.06.2022 №543 утверждены тарифы на платные услуги, оказываемые МКП «Благоустройство» для бюджетных организаций.
Коммерческое предложение МКП «Благоустройство» №422 от 15.08.2022 на услуги по благоустройству территории содержит цены на услуги по благоустройству территорий, не соответствующие ценам, указанным в приложении №2 постановления Администрации города Армянска Республики Крым от 23.06.2022 №543.
Коммерческое предложение от МКП «Благоустройство» на услуги по благоустройству территории, примененное главным специалистом Мартынюк Е.А. при расчете средних цен для определения объема бюджетных ассигнований на благоустройство территорий муниципального образования городской округ Армянск не соответствует ч. 3 ст. 22 Закона 44-ФЗ - предприятию учредителем не предоставлено право осуществлять свою деятельность по неустановленным для него учредителем видам деятельности и тарифам на них, то есть МКП «Благоустройство» не имеет коммерческой возможности оказывать услуги, перечисленные в коммерческом предложении по указанным ценам. Таким образом, данное коммерческое предложение не могло быть использовано администрацией города Армянска Республики Крым при расчете объема бюджетных ассигнований.
Кроме того, коммерческое предложение МУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства» г.Армянска от 17.08.2022 №01-12/805 на услуги по благоустройству территории содержит недостоверную информацию о перечне платных услуг, о тарифах (ценах) на эти услуги. Для данного предприятия тарифы на платные услуги, указанные в коммерческом предложении, не утверждались Администрацией города Армянска Республики Крым.
Пунктом 5.3 Устава МУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства» г. Армянска установлено, что предприятие применяет цены (тарифы) на производимые работы и услуги, установленные правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Армянск.
Коммерческое предложение МУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства» г.Армянска на услуги по благоустройству территории, примененное главным специалистом Мартынюк Е.А. при расчете средних цен для определения объема бюджетных ассигнований на благоустройство территорий муниципального образования городской округ Армянск, не соответствует нормам ч.3 ст.22 Закона 44-ФЗ - предприятию учредителем не предоставлено право осуществлять свою деятельность по неустановленным него учредителем видам деятельности и тарифам на них. Таким образом, данное коммерческое предложение не могло быть использовано администрацией города Армянска Республики Крым при расчете объема бюджетных ассигнований.
Вышеизложенные нарушения выявлены в ходе проведения проверки специалистами контрольно счетного органа.
Судом установлено, что Распоряжением главы Администрации г.Армянск Республики Крым от 11.01.2019 №14-к о приеме на муниципальную службу и назначении на должность, Мартынюк Е.А. принята на муниципальную службу и назначена на должность главного специалиста отдела жилищного хозяйства, благоустройства и природопользования Администрации г. Армянск Республики Крым с 09.12.2014 г. Должностные полномочия Мартынюк Е.А. определены Должностной инструкцией главного специалиста отдела жилищного хозяйства, благоустройства и природопользования управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства, утвержденной главой Администрации г. Армянск Республики Крым от 31.01.2020 г.
Согласно п.3.1.3 Должностной инструкции главного специалиста отдела жилищного хозяйства, благоустройства и природопользования управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации г. Армянск Республики Крым от 31.01.2020 г. Мартынюк Е.А. вправе разрабатывать и выносить на утверждение муниципальные программы.
Заключением председателя контрольно-счетного органа г. Армянска от 18.10.2022 г. №26 по результатам экспертно-аналитического мероприятия на муниципальную программу «Формирование современной городской среды муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым» установлено, что 05.10.2022 г., Мартынюк Е.А. при разработке проекта постановления Администрации города Армянска Республики Крым «О внесении изменений в постановление Администрации города Армянска от 29.11.2017 №875 «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым» допустила нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований, то есть приняла к расчету объемов бюджетных ассигнований на благоустройство территорий муниципального образования городской округ Армянск информацию от муниципальных предприятий города по тарифам, которые не утверждались правовым актом Администрации города Армянска Республики Крым. Постановлением прокурора г. Армянск Республики Крым от 05 декабря 2022 года на основании данного заключения возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением мирового судьи судебного участка №25 Армянского судебного района (городской округ Армянск) Республики Крым от 26.12.2022 года Мартынюк Е.А. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.15.15.7 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к указанной норме под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать, в том числе лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.
Судом апелляционной инстанции, установлено, что Мартынюк Е.А. занимая должность главного специалиста отдела жилищного хозяйства, благоустройства и природопользования в тоже время не является лицом, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления, исходя из полномочий, закрепленных в Должностной инструкции, утвержденной главой Администрации г. Армянск Республики Крым от 31 января 2020 года. Согласно п.1.4 Должностной инструкции главный специалист не имеет в подчинении работников. Самостоятельные управленческие решения вправе принимать только относительно запросов в адрес предприятий, учреждений, организаций о получении информации необходимой для исполнения должностных обязанностей (п.4 должностной инструкции). Полномочий по самостоятельному принятию решений по кадровым, финансовым, материально-техническим вопросам Администрации г. Армянск Республики Крым не имеет. Таким образом, Мартынюк Е.А. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции так же приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Мартынюк Е.А. по следующим основаниям.
Согласно Приказу №9\4 от 31 декабря 2014г. «Об утверждении Перечня главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов и администраторов доходов бюджета муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым» Администрация г. Армянск Республики Крым является главным распорядителем и получателем бюджетных средств. Проект Муниципальной программы «Формирование современной городской среды муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым» направлен в контрольно-счетный орган г. Армянск Республики Крым для проведения экспертно-аналитического мероприятия в целях определения соответствия представленных документов и материалов нормам «Положения о порядке разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым», соблюдения норм Порядка и Методики планирования объемов бюджетных ассигнований, действующих в муниципальном образовании. Исходя из полномочий контрольно-счетный орган г. Армянск Республики Крым дал рекомендации обосновать объемы бюджетных ассигнований должным образом, привести объемы бюджетных ассигнований в обоснованные размеры, внести необходимые изменения в Пояснительную записку. Таким образом, до принятия постановления Администрации г. Армянск Республики Крым «О внесении изменений в постановление Администрации г. Армянск от 29.11.2017 №875 «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым» выявлены нарушения бюджетного законодательства, которые подлежат исправлению по рекомендациям контрольно-счетного органа г. Армянск Республики Крым. Постановление главой Администрации г. Армянск Республики Крым по утверждению объема бюджетных ассигнований не принято. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что общественным отношениям, предусмотренным главой 15 КоАП РФ ущерба не причинено. Доводы стороны о том, что состав является формальным суд признает несостоятельными, так как выявление факта нарушения бюджетного законодательства контрольно-счетным органом является основанием для устранения недостатков проекта, а не привлечения к административной ответственности.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ суд вправе по результатам рассмотрения жалобы вынести в том числе решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 этого Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.30.7 и 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №25 Армянского судебного района (городской округ Армянск) Республики Крым от 26.12.2022 года о привлечении Мартынюк Е.А. к административной ответственности по ч.1 ст.15.15.7 КоАП РФ - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Мартынюк Е.А. о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.15.15.7 КоАП РФ прекратить на основании ст. 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд в порядке, предусмотренном ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Феденева Т.Н.