Дело № 2-447/2020
29RS0010-01-2020-001023-10 6 июля 2020 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Янсон С.Ю.,
при секретаре Мордовской Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Коряжме в помещении суда гражданское дело по иску прокурора города Коряжмы в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Коряжмы» о возложении обязанности принять меры по обеспечению беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению,
установил:
прокурор г. Коряжмы обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Коряжмы» (далее – МОУ «СОШ № 4») о возложении обязанности принять меры по обеспечению беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, в части установки информационных табло (тактильных табличек) с наименованиями учреждений, графиками работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля и на контрастном фоне, в срок до 01.01.2021.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов и маломобильных групп населения в муниципальных образовательных учреждениях города, в ходе которой выявлено, что в нарушение действующего законодательства около входа в здание образовательного учреждения (школы) отсутствуют информационные табло (тактильные таблички) с наименованием учреждений, графиками работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля.
Ответчик МОУ «СОШ № 4» своего представителя в судебное заседание не направило, в представленном заявлении директор МОУ «СОШ № 4» Кудрявцева О.Ф.исковые требования признала, указав, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ ей известны и понятны, просила рассмотреть дело без ее участия.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным дело рассмотреть без участия представителя ответчика, по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании помощник прокурора г. Коряжмы Иванова Л.М. заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Заслушав участвующего в деле прокурора, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии с п.п. 5,6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В силу пп. «а» п. 4 Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 N 798/пр.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 20 декабря 2012 г. № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Как следует из материалов дела, МОУ «СОШ № 4» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц.Как установлено судом, на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Коряжмы проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов и маломобильных групп населения в муниципальных образовательных учреждениях города, в ходе которой выявлено, что в нарушение действующего законодательства около входа в здания образовательных учреждений, в том числе МОУ «СОШ № 4» отсутствуют информационное табло (тактильная табличка) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля.
С учетом вышеприведенных обстоятельств дела и правовых норм, суд приходит к выводу о том, что о том, что здание образовательного учреждения является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему слабовидящих и незрячих инвалидов путем размещения около входа в здание информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля.
Установка указанной информационной тактильной таблички со шрифтом Брайля для адаптации льготной категории граждан представляет собой меру, обеспечивающую удовлетворение их минимальных потребностей.
Использование для изложения информации шрифта Брайля – специального рельефного шрифта для лиц с полной потерей зрения (незрячих) и слабовидящих является одним из основных средств адаптации среды для соответствующей категории маломобильных лиц.
По результатам проверки заместителю главы МО «Город Коряжма» по социальным вопросам ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено, дан ответ, что вопрос о выделении денежных средств для размещения таблички Брайля будет рассмотрен при формировании расходов местного бюджета на 2021 год и плановый период 2020 и 2023 годов, в случае включения указанных расходов в бюджет МО «Город Коряжма» на 2021 год информационные табло (тактильные таблички) будут запланированы к установке до 01.09.2021 года.
Допущенные нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов и маломобильных групп населения влекут за собой нарушение права на беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения к информации, тем самым нарушаются интересы неопределенного круга лиц на получение гарантированной законом информации.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, поскольку судом установлен факт нарушения ответчиком требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов и маломобильных групп населения, а также факт не устранения нарушений на момент рассмотрения настоящего спора, требования прокурора г. Коряжмы являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, исходя из характера заявленных требований, а также мнения сторон, суд считает необходимым определить ответчику срок для принятия мер по обеспечению беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению - до 01 сентября 2021 года, поскольку указанный срок является разумным и достаточным для их устранения. Обстоятельств, требующих увеличение данного срока, судом не установлено.
Представитель ответчика директор МОУ «СОШ № 4» Кудрявцева О.Ф. представила письменное заявление о признании заявленных прокурором требований в полном объеме, указав, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ представителю ответчика разъяснены и понятны.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Прокурор Иванова Л.М. полагала, что признание иска ответчиком должно быть принято судом, так как оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При указанных обстоятельствах признание иска прокурора г. Коряжмы ответчиком МОУ «СОШ № 4» принимается судом, так как данное признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы ответчика или других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора города Коряжмы в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Коряжмы» о возложении обязанности принять меры по обеспечению беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению удовлетворить.
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Коряжмы» в срок до 01.09.2021 обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, в части установки информационных табло (тактильных табличек) с наименованием учреждения, графика работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля и на контрастном фоне.
Взыскать с муниципального образовательного учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Коряжмы» в доход муниципального образования «Город Коряжма» государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме (6 июля 2020 года).
Председательствующий судья - С.Ю. Янсон