Дело № 2-206/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2023 года пос. ж.д. ст. Высокая Гора
Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.А. Севостьянова,
при секретаре Гариповой Н.М.,
с участием истца Маркухиной Т.М.,
ответчика Трифонова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Маркухиной Т. М. к Трифонову А. АлексА.у об установлении границ земельного участка в соответствии с координатами межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
Маркухина Т.М. обратилась с вышеназванным иском к Трифонову А.А., в обоснование указав следующее.
Истец и ответчик на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/2) являются владельцами земельного участка площадью 387,5 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что истец заинтересована в выделе своей доли из общего имущества, она обратилась в АО «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» с целью выполнения кадастровых работ по приведению в соответствие границ участка.
Кадастровым инженером АО «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» Сафиной А.А. по заказу истца проведены кадастровые работы по определению границ участка, по результатам которых составлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с заключением кадастрового инженера установлено, что в отношении участка выявлена реестровая ошибка, обусловленная несоответствием границ, указанных в Едином государственном реестре недвижимости и границ, существующих на местности. На схеме расположения земельных участков в межевом плане изображено фактическое расположение участка, площадь которого определена 407 кв.м.
Истец отмечает, что акт согласования местоположения границ участка подписан председателем Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района. Конфигурация границ подтверждается свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, а также материалами инвентаризации, в составе которых имеется графическая информация о границах и площади участка.
Ответчиком были представлены возражения в письменной форме относительно местоположения границ участка, в связи с тем, что баня, осталась за границей участка и площадь уточняемого участка меньше площади, которую использует истец и ответчик. Указанные возражения прилагаются к межевому плану.
Как утверждает истец, совместное использование спорного земельного участка истцом и ответчиком осуществляется с 2010 года, причем ими устно определены границы участка таким образом, чтобы его частями они могли свободно пользоваться не пересекаясь. И по настоящее время использование земельного участка осуществляется исходя из границ, существовавших на момент вступления в наследство. С момента устного определения границ земельного участка, то есть на протяжении 12 лет, претензий от ответчика о пользовании участка в адрес истца не поступало.
Что касается бани, то данный объект примерной площадью 17 кв.м. возведен и используется с 1980 года и расположен на земельном участке, свободном от прав третьих лиц. Каких-либо предупреждений или предписаний о невозможности использования земельного участка под баней в адрес истца не поступало.
В ходе судебного разбирательства истец уточнила свои исковые требования.
В этой связи, с учетом уточнения требований, истец просит суд: установить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с координатами межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером акционерного общества «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан», а именно:
- н1 – Х=490509.62, Y=1312376.87
- н2 – Х=490501.74, Y=1312396.47
- н3 – Х=490483.46, Y=1312389.01
- н4 – Х=490490.06, Y=1312370.80
- н1 – Х=490509.62, Y=1312376.87
Истец Маркухина Т.М. в судебном заседании свой иск поддержала, просила исковые требования удовлетворить, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик Трифонов А.А. в судебном заседании иск не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований, представил суду межевой план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий сведения об иных границах земельного участка.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Исполнительного комитета Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что земельный участок, как объект права собственности и иных прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
К основным индивидуализирующим характеристикам земельного участка относятся его площадь и границы.
В соответствии с положениями пунктов 7 и 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно части 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (часть 9 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1.1 статьи 43 Федерального закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственным регистратором прав не осуществляется.
Исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 Федерального закона № 218-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:
1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;
2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;
3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
Как установлено судом, истцу Маркухиной Т.М. и ответчику Трифонову А.А. на праве общей долевой собственности по 1/2 доле в праве каждому принадлежит земельный участок, площадью 924 +/- 30 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
В связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № истец обратилась к кадастровому инженеру АО «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» Сафиной А.А., которая подготовила межевой план от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению кадастрового инженера, содержащемуся в указанном межевом плане, в отношении земельного участка с кадастровым номером № выявлена реестровая ошибка, обусловленная несоответствием границ указанных в Единого государственного реестра недвижимости и границ существующих на местности. Местоположение земельного участка определялось в соответствии с п. 24 Приказа № П/0592 от 14 декабря 2021 года «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», а также фактического землепользования исходя из границ, существующих на местности более 15 лет и закрепленных с использованием объектов искусственного происхождения. Конфигурация границ подтверждается материалами инвентаризации, в составе которых имеется графическая информация о границах земельного участка, а также сведения о площади. Уточняемый земельный участок расположен в зоне Ж1. Согласно правилам землепользования и застройки Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (Решение «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Красносельское сельское поселение Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» № от ДД.ММ.ГГГГ) градостроительные регламенты земельных участков под личное подсобное хозяйство установлены: минимальный размер 1000 кв.м., максимальный размер 2500 кв.м. (https://fgistp.economy.gov.ru/).
Также в своем заключении кадастровый инженер установил, что в границах земельного участка с кадастровым номером № выявлена реестровая ошибка, обусловленная несоответствием границ указанных в Единого государственного реестра недвижимости и границ существующих на местности. При проведении согласования местоположения границ с земельного участка с кадастровым номером № один из собственников земельного участка Трифонов А.А. представил в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем. Представленные в письменной форме возражения прилажены к межевому плану. Земельный участок с кадастровым номером № является лесными земельным участком. Согласование с ним не требуется в соответствии с пунктом 9 статьи 10 Федерального закона № 280-ФЗ от 29 июля 2017 года. При этом согласно пункту 3 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-Ф3 (ред. от 02 августа 2019 года) «О государственной регистрации недвижимости» в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.
Как следует из межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, в результате уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № его площадь составит 407 +/- 7 кв.м., а координаты границ участка будут следующими:
- н1 – Х=490509.62, Y=1312376.87
- н2 – Х=490501.74, Y=1312396.47
- н3 – Х=490483.46, Y=1312389.01
- н4 – Х=490490.06, Y=1312370.80
- н1 – Х=490509.62, Y=1312376.87
Судом установлено, что ответчик Трифонов А.А. не согласился с указанным межевым планом истца и представил свои письменные возражения в отношении него.
В судебном заседании ответчик также указал на несогласие с границами земельного участка, определенными межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным по заказу истца Маркухиной Т.М., указав, что в результате кадастровых работ существенно занижается площадь земельного участка и границы определяются неверно.
В обоснование своих доводов ответчик представил суду межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный по его заказу также кадастровым инженеру АО «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» Сафиной А.А.
Из заключения кадастрового инженера, содержащегося в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, следуют аналогичные выводы о наличии в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и № реестровых ошибок, обусловленных несоответствием границ указанных в Единого государственного реестра недвижимости и границ существующих на местности.
При этом в межевом плане ответчика также имеется ссылка на имеющиеся возражения истца Маркухиной Т.М. в отношении указанных границ и площади земельного участка, установленных данным межевым планом.
Согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, в результате уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 16:16:220601:45, его площадь составит 533 +/- 8 кв.м., а координаты границ участка будут следующими:
- н1 – Х=490509.62, Y=1312376.87
- н2 – Х=490499.56, Y=1312401.96
- н3 – Х=490480.78, Y=1312395.27
- н4 – Х=490483.46, Y=1312389.01
- н5 – Х=490490.06, Y=1312370.80
- н1 – Х=490509.62, Y=1312376.87
Таким образом, сторонами суду было представлено два межевых плана, выполненных одни кадастровым инженером, при этом содержащих частично отличающиеся друг от друга координаты границ спорного земельного участка с кадастровым номером №. Однако при этом кадастровый инженер в обоих заключениях сослался на наличие в отношении земельного участка с кадастровым номером № реестровой ошибки, обусловленной несоответствием границ указанных в Единого государственного реестра недвижимости и границ существующих на местности, а также на наличие границ участка, существующих на местности более 15 лет и закрепленных с использованием объектов искусственного происхождения, а равно на конфигурацию его границ, подтвержденную материалами инвентаризации земельного участка.
С учетом данных обстоятельств, при наличии противоречащих доказательств, судом сторонам было разъяснено о необходимости назначения соответствующей судебной землеустроительной экспертизы с целью установления реального местоположения границ и площади спорного земельного участка.
Между тем, ни истец, ни ответчик ходатайства о назначении экспертизы не заявляли, истец от предоставления дополнительных доказательств, свидетельствующих об обоснованности ее требований, отказалась.
При таких обстоятельствах, как полагает суд, истцом не представлено достаточных доказательств необходимости установления границ земельного участка именно в соответствии с координатами межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.
В этой связи, следует отказать Маркухиной Т.М. в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56-57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении искового заявления Маркухиной Т. М. к Трифонову А. АлексА.у об установлении границ земельного участка в соответствии с координатами межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного мотивированного решения в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан.
Полное мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: