Судья: Бормотова И.Е. адм.дело № 33а-7775/2023
№ 2а-752/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
6 июля 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Сивохина Д.А.
судей Лёшиной Т.Е., Ромадановой И.А.
при секретаре Алиеве Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ФНС России № 23 по Самарской области на решение Сызранского районного суда Самарской области от 16 декабря 2022 г. по административному делу №2а-752/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к Денисовой И.А. в лице законного представителя несовершеннолетней Бурдоновой О.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы (далее-МИФНС) России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Денисовой И.А. в лице законного представителя несовершеннолетней ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Денисова И.А. является налогоплательщиком имущественного и земельного налога, в связи с наличием в собственности объектов налогообложения. В связи с чем, налоговым органом в адрес Денисовой И.А. направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок. Однако в установленный законом срок ответчик не исполнил обязанность по уплате сумм налогов, в связи с чем налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога № от 12.11.2015, № от 27.05.2017, № от 27.08.2018, № от 05.07.2019, № от 26.06.2020, № от 25.06.2021. В установленный срок ответчик указанные требования не исполнил. Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № Сызранского судебного района Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени. 24.06.2022 определением мирового судьи в принятии заявления отказано в связи с тем, что требования не являются бесспорными. Ссылаясь на положения п.п. 1 п. 1 ст. 23, п.4 ст.31, ст. 48, п.п.2, 4 ст. 52, п.п. 1,2,6 ст. 69, п. 4 ст. 85 НК РФ, ст.ст.126, 286-287 КАС РФ, просит взыскать с Денисовой И.А. в лице законного представителя несовершеннолетней ФИО1 задолженность (недоимку) по налогам и пени.
С учетом уточнений административных исковых требований, административный истец Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области просил взыскать с Денисовой И.А. в лице законного представителя несовершеннолетней ФИО1 задолженность по:
- налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 24,72 рубля, пени в размере 0,26 рублей, а именно: налог за 2014 год в размере 24,72 рубля, пени в размере 0,26 рублей по требованию № oт 12.11.2015 (23.12.2019 погашена пеня в размере 0,09 рублей);
- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере 904,05 рубля, пени в размере 46,19 рублей, а именно: налог за 2014 год в размере 0,05 рублей (за 2014 год начислен налог в размере 226,05 рублей, 15.11.2021 налог погашен частично в размере 226 рублей), пени в размере 2,55 рубля по требованию № oт 12.11.2015; налог за 2015 год в размере 226 рублей, пени в размере 7 рублей по требованию № от 26.05.2017; налог за 2016 год в размере 226 рублей, пени в размере 15,04 рублей по требованию № от 27.08.2018; налог за 2017 год в размере 226 рублей, пени в размере 12,38 рублей по требованию № от 05.07.2019; налог за 2018 год в размере 226 рублей, пени в размере 9,22 рублей по требованию № от 26.06.2020 (л.д.60).
Также административным истцом представлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления в части взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени (л.д.87-88).
Решением Сызранского районного суда Самарской области от 16 декабря 2022года В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области отказано ( л.д. 92-97).
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области просит решение суда отменить полностью и принять новое решение о частичном удовлетворении заявленных требований (л.д. 103-105).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области по доверенности доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить частично.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившегося участника процесса, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ч. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Положениями п. 2 ст. 408 НК РФ определено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
На основании п.1 ст.409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ч.1 ст.388 НК РФ).
Налоговые ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ч.1 ст.394 НК РФ).
Земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ч.1, ч.4 ст.397 НК РФ).
В силу ст. 52 НК РФ - налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Положениями ст.45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п.1).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, если иное не предусмотрено п.2.1. названной статьи, взыскание налога производится в порядке, предусмотренном НК РФ (п.2).
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Денисовой И.А. в период с 21.10.2013 по 31.12.2019 принадлежала 1/5 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с № и жилой дом с № расположенные по адресу: <адрес> (л.д.41).
ИФНС за налоговые периоды 2016-2018 г.г. административному ответчику были начислены налоги и направлены налоговые уведомления:
- № от 04.09.2016 об уплате в срок до 01.12.2016 земельного налога в размере 226 рублей за 2015 год (л.д.14);
- № от 21.09.2017 об уплате в срок до 01.12.2017 земельного налога в размере 226 рублей за 2016 год (л.д.15);
- № от 23.08.2018 об уплате в срок до 03.12.2018 земельного налога в размере 226 рублей за 2017 год (л.д.16);
- № от 25.07.2019 об уплате в срок до 02.12.2019 земельного налога в размере 226 рублей за 2018 год (л.д.17).
В нарушение ст. 45 НК РФ Денисова И.А. в лице законного представителя ФИО1 обязанность по уплате начисленного налога своевременно не исполнила. В связи с выявленной недоимкой по уплате налогов в соответствии с п.1 ст. 75 НК РФ начислены пени и административному ответчику направлены требования об уплате налога и пени: № об уплате налоговой задолженности по состоянию на 12.11.2015 (в том числе налог на имущество в размере 24,72 рубля за 2014 год и пени в размере 0,53 рублей; земельный налог в размере 226,05 рублей за 2014 год и пени в размере 3,07 рубля) в срок до 25.01.2016 (л.д.81);
- № об уплате налоговой задолженности по состоянию на 26.05.2017 по земельному налогу в размере 226 рублей за 2015 год и пени за период с 02.12.2016 по 25.05.2017 в размере 12,97 рублей в срок до 19.07.2017 (л.д.25);
- № об уплате налоговой задолженности по состоянию на 27.08.2018 по земельному налогу в размере 226 рублей за 2016 год и пени за период с 02.12.2017 по 26.08.2018 в размере 15,04 рублей в срок до 03.12.2018 (л.д.26);
- № об уплате налоговой задолженности по состоянию на 05.07.2019 по земельному налогу в размере 226 рублей за 2017 год и пени за период с 04.12.2018 по 04.07.2019 в размере 12,38 рублей в срок до 01.11.2019 (л.д.23);
- № об уплате налоговой задолженности по состоянию на 26.06.2020 по земельному налогу в размере 226 рублей за 2018 год и пени за период с 03.12.2019 по 25.06.2020 в размере 9,22 рублей в срок до 17.11.2020 (л.д.24).
Определением мирового судьи судебного участка № Сызранского судебного района Самарской области от 24.06.2022 отказано в принятии заявления Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Денисовой И.А. в лице законного представителя несовершеннолетней ФИО1 обязательных платежей (л.д.7).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения 11.10.2022 ИФНС в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, установленный статьей 48 НК РФ, налоговым органом не соблюден, также налоговым органом не предоставлено доказательств направления налоговых уведомлений и требований в адрес налогоплательщика.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, которым дана надлежащая оценка.
Пунктом 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать только законно установленные налоги. В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 32 данного Кодекса налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В соответствии с частью 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.
Тем самым законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени.
Доказательств направления налогоплательщику налоговых уведомлений, а также требований № от 12.11.2015, № от 27.05.2017 истцом не представлено. Вместе с тем, административным истцом, предоставлен акт № от 01.03.2022 о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению (л.д.62-68).
Также в материалах административного дела отсутствует и по запросу суда не предоставлено налоговое уведомление, являющееся основанием исчисления налогоплательщику Денисовой И.А. налога на имущество в размере 24,72 рубля за 2014 год и земельного налога в размере 226,06 рублей, а также доказательства направления налогоплательщику указанного налогового уведомления.
Поскольку административным истцом не предоставлено налоговое уведомление об исчислении налогоплательщику Денисовой И.А. налога на имущество в размере 24,72 рубля за 2014 год и земельного налога в размере 226,06 рублей, а также доказательства направления налогоплательщику указанного налогового уведомления, не предоставлено доказательств направления налоговых уведомлений № от 04.09.2016, № от 21.09.2017, № от 23.08.2018, № от 25.07.2019 об уплате земельного налога за период 2015-2018 г.г. в размере 904 рубля, судом перовой инстанции сделан обоснованный вывод, что у административного ответчика не возникла обязанность уплаты налога на имущество за 2014 г. и земельного налога за период 2014-2018 г.г.
Так же судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции, что поскольку доказательств направления налоговых уведомлений в адрес налогоплательщика не предоставлено, нельзя признать соответствующим требованиям ст.ст.69, 70 НК РФ формирование требований № от 12.11.2015, № от 27.05.2017, № от 27.08.2018, № от 05.07.2019, № от 26.06.2020 об уплате налога на имущество, земельного налога и пени, так как недоимка у налогоплательщика не возникла.
Судебная коллегия полагает, что судом перовой инстанции сделан обоснованный вывод о не соблюдении налоговым органом предусмотренного законодательством о налогах и сборах порядка взыскания недоимок по налогам.
Из материалов административного дела следует, что требования, являющиеся основанием для обращения в суд за взысканием налога, сформированы налоговым органом не позднее 26.06.2020 (требование №).
Федеральный закон от 23 ноября 2020 N 374-ФЗ, которым в абзаце четвертом пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации цифры "3000" были заменены цифрами "10000" (пункт 9 статья 1), вступил в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, то есть с 23 декабря 2020 года (пункт 2 статьи 9). Таким образом, к указанным требованиям применяется ранее действующая редакция ст. 48 НК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ (ред. от 03.07.2016) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из материалов дела следует, что административный истец первоначально обратился с требованием о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014 г.г. в размере 24,72 рубля, пени в размере 0,35 рублей; по земельному налогу за 2014-2016 г.г. в размере 678,05 рублей, пени в размере 24,59 рубля, а всего в общей сумме 727,71 рублей, соответственно, в данном случае, срок обращения в суд подлежит исчислению в соответствии с правилами абз.3 п.2 ст.48 НК РФ, то есть в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования 165503 от 12.11.2015.
В судебном заседании установлено, что ИФНС пропущен срок обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по требованиям № от 12.11.2015, № от 27.05.2017, № от 27.08.2018, так как ИФНС к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа обратилась 20.06.2022, срок обращения в суд по указанным требованиям на основании абз.3 п.2 ст.48 НК РФ истек 25.07.2019 (срок исчисляется с 25.01.2016 + 3 года + 6 месяцев).
Таким образом, поскольку сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу по требованиям № от 05.07.2019, № от 26.06.2020 не превысила 3 000 рублей, с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган мог обратиться в срок в течении шести месяцев с 05.07.2022.
Таким образом, довод апелляционной жалобы, что административным органом соблюдена процедура принудительного взыскания соответствует фактическим обстоятельствам дела, требованиям законодательства.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания для взыскания налоговых обязательств, по указанным выше требованием, поскольку доказательств соблюдения процедуры обращения в суд за взысканием налоговым органом не предоставлено, доказательства направления налоговых уведомлений отсутствуют.
Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сызранского районного суда Самарской области от 16 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: