№ 12-998/2022
УИД 03RS0005-01-2023-008070-08
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
20 декабря 2023 года г. Уфа
Судья Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Шакирьянова А.Г.,
с участием защитника ООО «Держава» Титова А.С. (действующего на основании доверенности от 27.02.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Держава» Титова А.С. на постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава Октябрьского РОСП УФССП по РБ Габбасова Г.Н. от 05.09.2023 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Держава» (ИНН 0274190723) к административной ответственности по ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио начальника отдела – старшего судебного пристава Октябрьского РОСП УФССП по РБ Габбасова Г.Н. от 05.09.2023 по делу об административном правонарушении предусмотренным ч.3 ст.17.14 КоАП РФ ООО «Держава» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст.17.14 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Представитель ООО «Держава» обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник ООО «Держава» Титов А.С. просил жалобу удовлетворить, указав на то, что ООО «Держава» не было извещено о времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении. Кроме того, в действиях Общества отсутствует событие и состав административного правонарушения.
Иные участники процесса в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания извещены заранее и надлежащим образом.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушаю с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находятся в открытом доступе в сети Интернет.
Суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав стороны, прихожу к следующему.
В силу ч.3 ст.17.14 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя.
Основанием для привлечения ООО «Держава» к административной ответственности по ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ послужили выводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, постановлении должностного лица, согласно которым ООО «Держава» нарушило требования ФЗ «Об исполнительном производстве», не выполнило требование судебного пристава-исполнителя от 19.06.2023 по исполнительному производству о возврате ошибочно перечисленных денежных средств.
Приходя к выводу о наличии объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.17.14 КоАП РФ в действии ООО «Держава» должностное лицо административного органа указал, что совокупность имеющихся в деле доказательств, отвечающих требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, является достаточной.
С выводами должностного лица административного органа нельзя согласиться.
Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с принципами презумпции невиновности, закрепленными в положениях ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений ст. 25.15 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Как усматривается из материалов дела, уведомление о месте и времени составления протокола, согласно почтового идентификатора ... направлено в адрес юридического лица ООО «Держава» < дата >, конверт вернулся с отметкой «истек срок хранения» < дата >, таким образом, на момент составления протокола должностным лицом < дата > в отношении ООО «Держава», сведения о надлежащем извещении юридического лица отсутствовали, что повлекло за собой нарушение процессуального права привлекаемого лица на защиту.
Таким образом, на стадии возбуждения производства по делу об административном правонарушении должностным лицом административного органа допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем, административным законодательством подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ в качестве доказательства, так как несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым доказательством.
Допущенные должностным лицом административного органа процессуальные нарушения при вынесении постановления по делу об административном правонарушении являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Недопустимость протокола об административном правонарушении как доказательства по делу свидетельствует о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. Производство по делу подлежало прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Следует также отметить, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа было допущено нарушение ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, предусматривающей, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно п.3 ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно положениям ст. 29.4 КоАП РФ, п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Составление протокола в отсутствие надлежащего извещения лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении влечет недопустимость указанного протокола как доказательства по делу. С учетом вышеприведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации возможность возвращения дела должностному лицу и составления нового протокола об административном правонарушении утрачена.
При таких обстоятельствах постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава Октябрьского РОСП УФССП по РБ Габбасова Г.Н. от 05.09.2023 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Держава» по делу об административном правонарушении предусмотренным ч.3 ст.17.14 КоАП РФ подлежит отмене, с указанием на прекращение производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
жалобу защитника ООО «Держава» Титова А.С. на постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава Ленинского РОСП УФССП по РБ Габбасова Г.Н. от 05.09.2023 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Держава» к административной ответственности по ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ - удовлетворить.
Постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава Ленинского РОСП УФССП по РБ Габбасова Г.Н. от 05.09.2023 по делу об административном правонарушении предусмотренным ч.3 ст.17.14 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Держава» - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток через Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Г. Шакирьянова