Дело № 2-350/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 ноября 2019 года с.Селты
Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Базилевских М.С.,
при секретаре судебного заседания Карповой М.В.
с участием истца Чиркова В.Л., представителя истца ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чиркова Валерия Леонтьевича к ПАО «Газпром спецгазавтотранс» (далее по тексту ответчик) о взыскании оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска, пособия при увольнении по сокращению штатов, компенсации морального вреда,
установил:
Истец Чирков В.Л. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику мотивируя тем, что с 08 ноября 2011 года по 28 мая 2019 года, находился в трудовых отношениях с ответчиком.
28 мая 2019 года уволен по сокращению штатов, в связи с чем, просит взыскать с Ответчика невыплаченную заработную плату в виде отпускных за период с 28 марта по 16 мая 2019 года в размере 50 000,00 рублей, выходное пособие в связи увольнением по сокращению численности или штата работников в размере 100 000,00 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100 000,00 рублей.
В ходе судебного заседания Чирков В.Л. исковые требования уточнил, просил взыскать задолженность по оплате отпускных за период с 01 апреля 2019 года по 18 мая 2019 года в размере 25 468,29 рублей, выходное пособие при увольнении по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ в размере 31 729,87 рублей, задолженность по заработной плате за май 2018 года и 4 смены июня 2018 года в размере 55 005,50 рублей, всего 112 202,66 рублей и компенсацию морального вреда в размере 100 000,00 рублей.
В судебном заседании Чирков В.Л. и его представитель ФИО4 требования с учетом уточненных изменении поддержали в полном объеме по доводам изложенных в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика ПАО «Газпром спецгазавтотранс» не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав доказательства, считает, что исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 77 и п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ одним из оснований прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
В силу ч. 1 ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Исходя из положений ч. 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Согласно ч. 1 ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Как следует из материалов дела и объяснений участников процесса, Чирков В.Л. на основании трудового договора от 08.02.2010 г. и приказа работодателя от 08.02.2010 г. № работал у ответчика в должности слесаря по ремонту автомобилей.
Приказом работодателя от 28 мая 2019 г № Чирков В.Л. был уволен с занимаемой должности по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - в связи с сокращением численности или штата работников организации.
При увольнении Чиркову В.Л. по данному основанию ответчик не выплатил ему предусмотренное ч. 1 ст. 178 ТК РФ выходное пособие в размере среднего месячного заработка - в сумме 31 729,87 рублей, а также ежегодного оплачиваемого отпуска - в сумме 25 468,29 рублей, невыплаченную заработную плату за май 2018 года и 4 смены июня 2018 года в размере 55 005,50 рублей, которые подлежали выплате в день его увольнения - то есть 28 мая 2019 года.
Согласно копии определения Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 06 июня 2019 года в настоящее время ответчик – ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» находится в стадии ликвидации, но еще не прекратило свою деятельность в качестве юридического лица.
Поскольку судом установлено, что ответчик в нарушение закона не исполнил возложенную на него обязанность по выплате работнику выходного пособия, причитающегося ему при увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска, а также задолженности по заработной плате за май и 4 смены июня 2018 года, исковые требования Чиркова В.Л. о взыскании с ответчика указанных сумм подлежат удовлетворению в полном объеме.
Бесспорно, что указанными неправомерными действиями по несвоевременной выплате заработной платы ответчик причинил истцу моральный вред, выразившийся в его нравственных страданиях.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как разъяснено в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учитывая, что Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса Российской Федерации вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Следовательно, исковые требования истца о возмещении морального вреда, причиненного неправомерными действиями ответчика, нарушающими его трудовые права, основаны на законе.
При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца, суд учитывает продолжительность его нравственных страданий, их характер, вину ответчика в их причинении, а также требования разумности и справедливости. Оценивая все это в совокупности, суд считает, что с ответчика в пользу истца следует взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Часть 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в бюджет МО «Селтинский район» государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в сумме 3 744,05 рублей (3 444,05рублей за иск о взыскании пособия, причитающегося ему при увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска, а также задолженности по заработной плате за май и 4 смены июня 2018 года, и 300 рублей за иск о взыскании компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Чиркова Валерия Леонтьевича к ПАО «Газпром спецгазавтотранс» о взыскании оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска, пособия при увольнении по сокращению штатов, задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с ПАО «Газпром спецгазавтотранс» в пользу Чиркова Валерия Леонтьевича 132 202,66 рублей, в том числе:
- 31 729,87 рублей - выходное пособие, причитающееся работнику при увольнении, в размере среднего месячного заработка;
- 25 468,29 рублей – задолженность по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска;
- 55 005,50 рублей задолженность по заработной плате за май и 4 сены июня 2018 года:
- 20 000,00 рублей компенсацию морального вреда.
Взыскать с ПАО «Газпром спецгазавтотранс» в доход бюджета муниципального образования «Селтинский район» государственную пошлину в сумме 3 744,05 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Сюмсинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2019 года.
Председательствующий судья: М.С.Базилевских