Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1625/2024 (2-10828/2023;) ~ М-9637/2023 от 21.12.2023

66RS0001-01-2023-010610-4666RS0001-01-2023-010610-46

Гражданское дело № 2-1625/2024 (2-10828/2023)

    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15.02.2024                                                             г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Весовой А.А.,

при помощнике Федунивой Т.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Сыропятова Александра Александровича к ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Сыропятова А.А., обратился в суд с иском к ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области в котором просит:

обязать ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области обеспечить осужденного Сыропятова А.А. технических средств реабилитации – протезом кисти рабочим в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти (1 шт.), протезом кисти активным (тяговым), в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти (1шт.), косметической оболочкой на протез верхней конечности (1шт.), парой кожаных или трикотажных перчаток (на протез верхней конечности и сохраненную конечность) в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА) к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от 15.06.2023 в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств или самих технических средств реабилитации;

обязать территориальный орган ФСИН России - Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области в случае недостаточности у ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области собственных денежных средств в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства в части не обеспечения осужденного техническими средствами реабилитации исходя из содержания ИПРА .

В обосновании иска указано, что осужденному Сыропятову А.А. 15.06.2023 установлена 3 группа инвалидности бессрочно. В перечне ИПРА к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ среди технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета указаны протез кисти рабочий, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти (1 шт.), протез кисти активный (тяговый), в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти (1шт.), косметическая оболочка на протез верхней конечности (1шт.), пара кожаных или трикотажных перчаток (на протез верхней конечности и сохраненную конечность). Исполнителем реабилитационных или абилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации указано ГУФСИН России по Свердловской области, как на территориальный орган ФСИН России, являющийся распорядителем и получателем средств федерального бюджета в пределах данного территориального органа УИС, и как на орган, который согласно индивидуальной программе реабилитации Сыропятова А.А. обязан обеспечить осужденного техническими средствами реабилитации, может быть возложена обязанность профинансировать выполнение мероприятий по устранению указанного нарушения законодательства.

Представитель истца помощник прокурора Вьюгов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчиков Луткова Л.П. возражала в судебном заседании против удовлетворения исковых требований, по обстоятельствам дела пояснила следующее. Согласно Уставу ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области является юридическим лицом и финансируется из средств федерального бюджета. Медицинское обеспечение осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно - исполнительной системы Свердловской области осуществляется Федеральным казенным учреждением здравоохранения Медико-санитарная часть ФСИН России, с филиалами, дислоцированными в учреждениях ГУ ФСИН России по Свердловской области. В ФКУ ИК-2 – это филиал ОБ-2 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России. При поступлении в учреждение ИПРА на осужденных копии данных программ передаются сотрудникам ОБ-2 для изучения и осуществления дальнейших действий по реализации мероприятий, предусмотренных ИПРА. Сотрудники медицинской части в свою очередь направляют соответствующие заявки на выделение средств реабилитации согласно ИПРА во ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, а в случае отсутствия в медицинском управлении необходимых средств реабилитации — заявки на выделение лимитов бюджетных обязательств на приобретение данных средств.

Согласно сопроводительному письму, документы по нуждаемости осужденного Сыропятова А.А. в средствах ИПРА были переданы в МСЧ- 66 ФСИН России. А также была направлена заявка на выделение денежных средств на заключение договора по изготовлению протеза.

ДД.ММ.ГГГГ денежные средства выделены.

ДД.ММ.ГГГГ подведены итоги аукциона по определению поставщика, поставки пределен с ним заключается контракт на изготовление протеза.

Таким образом, со стороны ФКУ ИК-2 ГУФСИН России отсутствует бездействие в обеспечении осужденного Сыропятова А.А. техническими средствами реабилитации в соответствии с ИПРА.

В судебное заседание истец А.А.Сыропятов, содержащийся в ФКУ ИК-2, не явился, не просил об участии по средствам видеоконференц-связи, о судебном заседании извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ФКУЗ МСЧ-66 ГУФСИН России по Свердловской области не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен судом своевременно и надлежащим образом.

Заслушав представителя истца, представителя ответчиков исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, осужденный Сыропятов А.А. с ДД.ММ.ГГГГ отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области.

    ДД.ММ.ГГГГ осужденному Сыропятову А.А. была установлена 3 группа инвалидности бессрочно.

    В перечне ИПРА к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ среди технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета указаны протез кисти рабочий, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти (1 шт.), протез кисти активный (тяговый), в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти (1шт.), косметическая оболочка на протез верхней конечности (1шт.), пара кожаных или трикотажных перчаток (на протез верхней конечности и сохраненную конечность).

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Как следует из преамбулы Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Предусмотренные Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом предусмотрены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде обеспечения техническими средствами реабилитации.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11 названного закона установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Согласно части 2 статьи 11 указанного закона индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Указанный перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Судом установлено и не опровергнуто ответчиками, что осужденный Сыроптов А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не обеспечен техническими средствами реабилитации - протезом кисти рабочим в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти (1 шт.), протезом кисти активным (тяговым), в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти (1шт.), косметической оболочкой на протез верхней конечности (1шт.), парой кожаных или трикотажных перчаток (на протез верхней конечности и сохраненную конечность) в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида ИПРА к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ.

Положения ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определяют, что администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных

В соответствии со ст. 10 Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета.

Положениями ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осуждённым к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В развитие приведенных положений Приказом Минюста России от 22.09.2015 № 222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях.

Пунктом 2 названного Порядка установлено, что условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения.

Согласно пункту 4 Порядка обеспечение условий для реабилитационных мероприятий, за исключением реабилитационных мероприятий, указанных в пункте 3, в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией исправительного учреждения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере.

Администрацией исправительного учреждения обеспечиваются условия пользования техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, в соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств, а также условиями их хранения (пункт 5 Порядка).

Из содержания главы XXIX Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 следует, что обеспечение осужденным к лишению свободы, являющимся инвалидами, равных с другими осужденными к лишению свободы возможностей в реализации их прав осуществляется в соответствии с Законом. Администрация исправительного учреждения обеспечивает осужденных к лишению свободы, являющихся инвалидами, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.

В соответствии с п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Обеспечение условий для иных реабилитационных мероприятий в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией исправительного учреждения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере.

Из приведенных положений законодательства следует, что обязанность по обеспечению Сыропятова А.А. техническими средствами реабилитации лежит на администрации исправительного учреждения ФКУ ИК-2 в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере.

Исполнителем реабилитационных или абилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации указана администрация исправительного учреждения, где непосредственно отбывает наказание осужденный, являющийся инвалидом в пределах бюджетных ассигнований предусмотренных в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере.

В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1 финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 этого же Закона учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные органы, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы. Аналогичные положения закреплены в Уставе ФКУ ИК-2, утвержденного приказом ФСИН России.

Доводы представителя ответчиков о том, что стороны ФКУ ИК-2 отсутствует бездействие в части обеспечения Сыропятова А.А. ИПРА не могут быть приняты во внимание, что с учетом сроков установленных законом максимально возможный срок по обеспечению ИПРА с учетом необходимости проведения закупки и индивидуального изготовления ИПРА составляет 90 дней, при этом на момент подачи иска - декабрь 2023, с момента, как указывает ответчик выявления нуждаемости осужденного в ИПРА – июль 2023, прошло 5 месяцев.

Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что требование истца в части обязания ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области обеспечить осужденного Сыропятова А.А. технических средств реабилитации подлежит удовлетворению.

Вместе с тем имеются основания для отказа в части удовлетворения требований прокурора, предъявленных к ФСИН России.

В соответствии с положениями ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В силу ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе следственных изоляторов), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Возложение на ФСИН России обязанности обеспечить финансирование заявленных в иске прокурором мероприятий, противоречит требованиям бюджетного законодательства, поскольку ограничивает права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, допустили тем самым нарушение установленного ст. 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей. Понуждение ФСИН России к финансированию заявленных в иске мероприятий является фактическим вмешательством в административно-хозяйственную деятельность главного распорядителя бюджетных средств.

Более того, согласно материалам дела соответствующие лимиты на приобретении, оплату изготовления технических средств реабилитации инвалидам из числа осажденных доведены до ФК ИК-2 в размере 428 890 руб. (л.д 58)

Иных требований, равно как и требований по иным основаниям на рассмотрение суда сторонами не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Сыропятова Александра Александровича к ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации - удовлетворить частично.

Обязать ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области обеспечить осужденного Сыропятова А.А. технических средств реабилитации – протезом кисти рабочим в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти (1 шт.), протезом кисти активным (тяговым), в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти (1шт.), косметической оболочкой на протез верхней конечности (1шт.), парой кожаных или трикотажных перчаток (на протез верхней конечности и сохраненную конечность) в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида ИПРА к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств или самих технических средств реабилитации.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Мотивированное решение изготовлено 22.02.2024

Судья                                                       А.А. Весова

2-1625/2024 (2-10828/2023;) ~ М-9637/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сыропятов Александр Александрович
Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учереждениях
Ответчики
ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области
ГУФСИН России по Свердловской области
Другие
ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России
Суд
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Весова Анастасия Алексеевна
Дело на сайте суда
verhisetsky--svd.sudrf.ru
21.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2023Передача материалов судье
25.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2024Судебное заседание
15.02.2024Судебное заседание
22.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2024Дело оформлено
15.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее