УИД 23RS0номер-71
К делу номер
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Заочное
<адрес> 19 апреля 2023 года
Лазаревский районный суд <адрес> края, в составе:
председательствующего Трухана Н.И.
секретаря ФИО5
с участием:
помощника прокурора
<адрес> ФИО7
представителя администрации <адрес> ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ФИО1, третьи лица: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес>, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сочинский национальный парк», администрация муниципального образования городской округ город-курорт <адрес>, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, о признании отсутствующим права собственности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в Лазаревский районный суд <адрес> в интересах Российской Федерации с исковым заявлением, в котором просит:
Признать отсутствующим право собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134003:92, площадью 1275 кв.м., категории земель – «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования – «для строительства жилого дома», расположенный на северной окраине <адрес> края.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134003:92, площадью 1275 кв.м., категории земель – «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования – «для строительства жилого дома», расположенный на северной окраине <адрес> края.
В решении суда указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи (прекращении) зарегистрированных прав на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134003:92 площадью 1275 кв.м., категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для строительства жилого дома», расположенный на северной окраине <адрес> края.
В решении суда указать, что решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0134003:92 площадью 1275 кв.м., категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для строительства жилого дома», расположенный на северной окраине <адрес> края.
В обоснование требований указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134003:92 незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности. Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от ДД.ММ.ГГГГ номер «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства ФИО3. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда. Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134003:92 частично располагается в пределах выдела 20 квартала 54 Головинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года. В настоящее время, по результатам осуществления ряда гражданско- правовых сделок, собственником спорного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0134003:92 является ФИО1, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием первичной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134003:92 согласно материалов регистрационного дела, представленного территориальным отделом Росреестра по краю, явилось постановление главы администрации Солохаульского сельского ФИО3 <адрес> от 10.08Л 993 номер «О выделении приусадебного земельного участка и разрешении строительства на нем индивидуального жилого дома гр. ФИО2 в с, <адрес>», согласно которого ей предоставлен приусадебный земельный участок площадью 0,15 га на северной окраине <адрес>. Согласно информации архивного отдела Лазаревского внутригородского района <адрес> МКУ «Архив <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № П-706-707-01.06-40, документы, послужившие основанием для издания постановления главы администрации Солохаульского сельского ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер «О выделении приусадебного земельного участка и разрешении строительства на нем индивидуального жилого дома гр. ФИО2 в <адрес>», а также журнал регистрации постановлений (распоряжений) администрации Солохоульского сельского ФИО3 за 1993 год на хранение в архивный отдел не поступали. Проведенный прокуратурой анализ законодательства, действовавшего в период издания постановления, явившегося основанием для регистрации прав на спорный объект недвижимости за ФИО2 указывает о незаконности принятия органом местного самоуправления указанного правового акта.
Помощник прокурора <адрес> ФИО7 в судебном заседании требования иска поддержала, просила удовлетворить.
Представитель администрации <адрес> ФИО6 по доверенности в судебном заседании доводы иска поддержала, просила удовлетворить.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не пояснил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Согласно отчета об отслеживании отправления 35420081427392 судебное письмо возвращено отправителю из-за истечения срока хранения.
Применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ номер, и ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует их возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По правилам п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, судом предприняты меры к надлежащему извещению ответчика о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу. Однако ответчик в судебные заседания не являлся, о причинах своей неявки суду не сообщил, доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, не представил, об отложении разбирательства дела не ходатайствовал.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте его проведения, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Представитель ФГБУ «Сочинский национальный парк» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, направил в суд письменный отзыв, в котором требования иска поддержал, просил удовлетворить.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
В связи с изложенным и руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд находит требования иска обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 55 ГПК РФ предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии со ст. 56 ГК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из требований ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы им в судебном заседании.
В соответствии с ч.ч. 2, 4 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134003:92 незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от ДД.ММ.ГГГГ номер «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства ФИО3. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу ст. ст. 3,4, 29 Лесного Кодекса ФИО3 (Закон ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, далее - ЛК ФИО3 1978 года, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер (далее - Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), которыми ЛК ФИО3 1978 года признан утратившим силу.
Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ, далее - ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ, далее - ЗК РФ).
В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ, далее - Федеральный закон № 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.
На основании ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 200-ФЗ, далее- ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ номер,
определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Р1нструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ номер.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Головинского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:44 категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ЕГРН), что подтверждается письмом Территориального отдела номер филиала ФЕБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер. а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу - курорту Сочи Управления Роснедвижимости по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с вышеназванной нормой Конституционном Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ номер установлено, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.
Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.
Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, составляющие территорию Сочинского национального парка, после их включения в границы населенного пункта город- курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ номер-АПГ15-5.
В силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст 11 ЛК РФ, п. 3 ст. 3, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер-КГ 14-9070.
Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134003:92 частично располагается в пределах выдела 20 квартала 54 Головинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.
В настоящее время, по результатам осуществления ряда гражданско- правовых сделок, собственником спорного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0134003:92 является ФИО1, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием первичной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134003:92 согласно материалов регистрационного дела, представленного территориальным отделом Росреестра по краю, явилось постановление главы администрации Солохаульского сельского ФИО3 <адрес> от 10.08Л 993 номер «О выделении приусадебного земельного участка и разрешении строительства на нем индивидуального жилого дома гр. ФИО2 в с, <адрес>», согласно которого ей предоставлен приусадебный земельный участок площадью 0,15 га на северной окраине <адрес>.
Проведенным анализом вышеуказанного постановления установлено, что пунктом 2 указанного постановления на ФИО2 возлагалась обязанность выполнять привязку типового проекта жилого дома с размещением всех надворных построек на площади приусадебного участка; согласовать проект привязки в установленном порядке; застройку участка вести в строгом соответствии с утвержденным проектом, соблюдением норм и правил.
Пунктом 3 указанного постановления предусматривалась необходимость администрации <адрес> утвердить постановление, однако какие - либо сведения об утверждении данного постановления администрацией <адрес> - отсутствуют.
Согласно информации архивного отдела Лазаревского внутригородского района <адрес> МКУ «Архив <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № П-706-707-01.06-40, документы, послужившие основанием для издания постановления главы администрации Солохаульского сельского ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер «О выделении приусадебного земельного участка и разрешении строительства на нем индивидуального жилого дома гр. ФИО2 в <адрес>», а также журнал регистрации постановлений (распоряжений) администрации Солохоульского сельского ФИО3 за 1993 год на хранение в архивный отдел не поступали.
Проведенный прокуратурой анализ законодательства, действовавшего в период издания постановления, явившегося основанием для регистрации прав на спорный объект недвижимости за ФИО2 указывает о незаконности принятия органом местного самоуправления указанного правового акта.
В соответствии со ст. 12 Закона ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Земельного кодекса ФИО3» отвод земельных участков производится на основании постановления ФИО3 или ФИО3 автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего ФИО3 депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и ФИО3. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков на вещном праве указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.
Вместе с тем, в данном постановлении не содержатся сведения о том, на каком именно праве ФИО2 предоставлялся земельный участок.
Постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ номер утверждены формы государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей.
Указанным постановлением установлены единые для ФИО3 формы государственных актов.
Согласно п. 1.1. утвержденной Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Инструкции о порядке выдаче (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса ФИО3 право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование земельными участками удостоверяется государственным актом.
Пунктом 1.3. - 1.4 вышеуказанной Инструкции определялись случаи выдачи государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, согласно которых предусматривалась выдача акта в том числе гражданам, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства гаражей, для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, а также предпринимательской деятельности.
Государственные акты по утвержденным формам выдаются органами местной администрации всем гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям при предоставлении им в установленном порядке земель в собственность, владение, пользование, а также при перерегистрации прав на предоставленный ранее земельный участок.
Более того, с принятием Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (далее- Указ от ДД.ММ.ГГГГ номер) утверждена новая форма свидетельства о праве собственности на землю, переоформление которого на государственный акт не требовалось.
В органах регистрации прав и государственного фонда данных, какие-либо правоустанавливающие документы, выданные в установленном законом порядке ФИО2, о предоставлении прав на пользование и распоряжение спорным земельным участком отсутствуют, о чем также свидетельствуют материалы регистрационного дела, представленные территориальным отделом Росреестра по краю.
Согласно информации администрации Солохаульского сельского округа муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер, в записях похозяйственного учета за период с 1991 года по настоящее время, сведения о землепользователе ФИО2 отсутствуют.
В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о земле, принятых Верховным ФИО3 СССР ДД.ММ.ГГГГ, земля находилась в государственной собственности, при этом в соответствии со ст.ст. 8, 20, 21, 53 Основ предоставление земельных участков во владение и пользование осуществлялось в порядке отвода, право владения и пользования землей удостоверялось государственным актом, при этом любые сделки с землей признавались недействительными, а самовольно занятые участки подлежали возврату по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.
Аналогичные положения были установлены статьями 3, 31, 32 Земельного кодекса ФИО3 1991 года.
Так, в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса ФИО3 право собственности на землю, право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим ФИО3 народных депутатов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер утверждена форма свидетельства о праве собственности на землю, которая может быть временно (до момента выдачи государственного акта) использована для удостоверения права граждан на пожизненное наследуемое владение и права предприятий, учреждений, организаций на бессрочное (постоянное) пользование землей. Форма государственного акта утверждена постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ номер.
Исходя из требований ст. 32 Земельного кодекса ФИО3 приступать к использованию земельных участков разрешалось после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» обязанность по обеспечению выделения земельных участков для индивидуального жилищного строительства возложена на органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и определено, что на вновь предоставляемые гражданам земельные участки в месячный срок после принятия решения об их предоставлении выдаются документы, удостоверяющие право граждан на землю, и устанавливаются границы участков на местности, и только с момента выдачи этих документов граждане приобретают право на землю.
Пунктом 5.5 Положения о порядке изъятия (выкупа) и предоставления земельных участков во владение, пользование, а также передачи их в собственность и аренду, утвержденного решением малого ФИО3 <адрес>вого ФИО3 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ номер, закреплялось, что основанием для отвода в натуре (на местности) земельного участка, предоставленного для строительства жилого дома и личного подсобного хозяйства, и выдачи документа, удостоверяющего право гражданина на землю, является постановление главы администрации о предоставлении участка, договор купли-продажи при приобретении гражданином участка в собственность за плату. Землеустроительные дела по отводу земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства и документы, удостоверяющие право граждан на землю, оформляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству районов и городов.
Согласно п. 2.5 Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ, после установления и закрепления границ земельного участка на местности или когда границы и размеры землевладения (землепользования) установлены ранее и не являются спорными, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам вносятся в местную администрацию предложения для принятия решения о выдаче на эти участки государственных актов соответствующей формы.
В соответствии с п. 2.16 Инструкции, материалы по выдаче государственного акта оформляются в землеустроительное дело.
Таким образом, выдаче правоудостоверяющих документов на землю предшествовал обязательный отвод земельного участка в натуре с установлением границ участка на местности и оформлением землеустроительного дела.
Согласно ответа, поступившего из Центрального отдела <адрес> Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, на хранении числится землеустроительное дело номер-ФЛ от 2008 года в отношении спорного земельного участка.
Данные обстоятельства указывают, что в нарушение требований ЗК ФИО3 работы по землеустройству произведены по истечении 15 лет после вынесения постановления главы администрации Солохоульского сельского ФИО3 <адрес>, таким образом фактический отвод спорного земельного участка в натуре при его предоставлении не осуществлялся.
Регистрация права собственности ФИО2 в отношении спорного земельного участка произведена также в 2008 году.
Кроме того, спорный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134003:92 сформирован за счет земель Головинского участкового лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.
Пунктами 1.1, 2, 5 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ (далее - Инструкция по межеванию), предусмотрено, что межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежовываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежовываемых земельных участков.
Из пунктов 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежовываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежовываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Указанные требования Инструкции по межеванию действуют в настоящее время.
Аналогичные положения предусмотрены действующими нормами п. 3 ст. 6 ЗК РФ, ч.ч. 2, 4 ст. 8, ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ, ч.ч. 3, 11 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», п. 24 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0241.
Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В силу п.п. 1, 4, 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер, Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью.
Аналогичные положения предусматривались п.п. 4, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер, п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, ДД.ММ.ГГГГ Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ номер.
В настоящее время указанные полномочия, предусмотренные п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, ДД.ММ.ГГГГ Положения о межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес>, утвержденного приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ номер, осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в <адрес> и <адрес> (далее - территориальным отделом Росимущества).
Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.
Однако в кадастровом деле по межеванию земельного участка 23:49:0134003:92 акт согласования границ участка с территориальным органом Росимущества отсутствует.
При этом ранее действовали положения и. 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), устанавливающие, что сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов лесоустройства.
Аналогичные нормы содержались в п. 4 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных приказом Росземкадастра от ДД.ММ.ГГГГ № П/327, пп. 6 п.22, п. 68 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ номер, действовавших с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
В настоящее время в пп. 6 п. 22, п. 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ номер, установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.
Таким образом, при межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.
Следовательно, при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Головинского лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.
Таким образом, вопреки названным требованиям законодательства и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, территориального отдела Росимущества, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134003:92 площадью 1275 кв.м., категории земель - «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования - «для строительства жилого дома», расположенный на северной окраине <адрес> края.
С учетом изложенного, право собственности первоначального собственника ФИО2, а также последующего ФИО1, возникло на спорный земельный участок незаконно.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного главным специалистом отдела земельного контроля по <адрес> управления муниципального земельного контроля администрации муниципального образования городской округ город - курорт Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, фактически не осваивается.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие надлежащего владения и пользования ФИО1 и иными лицами указанным участком.
Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.
При этом прокурор вправе обратиться в суд за защитой интересов Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 45 ГПК РФ, а также в защиту интересов неопределенного круга лиц, которые имеют право пользования лесным фондом Российской Федерации, землями Сочинского национального парка.
Прокуратурой <адрес> заявлены исковые требования неимущественного характера, размер государственной пошлины по которым установлен п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и составляет для организаций 6000 рублей.
Прокуратура <адрес> освобождена от уплаты государственной пошлины на основании п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Учитывая, что исковые требования прокуратуры <адрес> удовлетворены, данные о наличии оснований освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины у суда отсутствуют, суд полагает необходимым взыскать с ФИО8 государственную пошлину в доход государства в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ФИО1, третьи лица: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес>, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сочинский национальный парк», администрация муниципального образования городской округ город-курорт <адрес>, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, о признании отсутствующим права собственности - удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134003:92, площадью 1275 кв.м., категории земель – «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования – «для строительства жилого дома», расположенный на северной окраине <адрес> края.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134003:92, площадью 1275 кв.м., категории земель – «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования – «для строительства жилого дома», расположенный на северной окраине <адрес> края.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи (прекращении) зарегистрированных прав на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134003:92 площадью 1275 кв.м., категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для строительства жилого дома», расположенный на северной окраине <адрес> края.
Настоящее решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0134003:92 площадью 1275 кв.м., категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для строительства жилого дома», расположенный на северной окраине <адрес> края.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход государства в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком также в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Лазаревского
районного суда <адрес> Н.И. Трухан
Копия верна
Судья Лазаревского
районного суда <адрес> Н.И. Трухан