Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кизилюрт 16 октября 2023 года
Судья Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан Ганаматов Г.А., с участием старшего юристконсульта ФКУ КП-8 УФСИН России по РД Загидова Г.Х., действующего на основании доверенности №3 от 10.04.2023 года, заместителя главного государственного инспектора г.Кизилюрт, Кизилюртовского и Кумторкалинского районов по пожарному надзору ГУ МЧС России по РД Салимханова М.И., действующего на основании доверенности от 19.05.2023 года, помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Кантуловой С.Х.,
рассмотрев жалобу врио начальника ФКУ КП-8 УФСИН России по РД Сурхаева М.М. на постановление заместителя главного государственного инспектора г.Кизилюрт, Кизилюртовского и Кумторкалинского районов по пожарному надзору ГУ МЧС России по РД Салимханова М.И. за №4 от 17.04.2023 года по делу об административном правонарушении предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении ФКУ КП-8 УФСИН России по Республике Дагестан, расположенного по адресу: <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Кизилюрт, Кизилюртовского и Кумторкалинского районов по пожарному надзору ГУ МЧС России по РД Салимханова М.И. за №4 от 17.04.2023 года ФКУ КП-8 УФСИН России по РД признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Врио начальника ФКУ КП-8 УФСИН России по РД Сурхаев М.М. не согласившись с вышеуказанным постановлением обратился с жалобой в Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан, в которой просит отменить вышеуказанное постановление о назначении наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения с объявлением устного замечания.
В судебном заседании представитель ФКУ КП-8 УФСИН России по РД Загидов Г.Х. требования, изложенные в жалобе на постановление заместителя главного государственного инспектора г.Кизилюрт, Кизилюртовского и Кумторкалинского районов по пожарному надзору ГУ МЧС России по РД Салимханова М.И. за № 4 от 17.04.2023 года поддержал и просил их удовлетворить.
Заместитель главного государственного инспектора г.Кизилюрт, Кизилюртовского и Кумторкалинского районов по пожарному надзору ГУ МЧС России по РД Салимханов М.И.в ходе судебного разбирательства также подтвердил все обстоятельства, изложенные в постановлении об административном правонарушении и просил суд постановление от 17.04.2023 года оставить без изменения, а в удовлетворении жалобы отказать.
Допрошенный в качестве свидетеля начальник ФКУ КП-8 УФСИН России по РД Асхабов С.А. пояснил суду, что в феврале 2023 года в структурном подразделении ИУФИЦ при ФКУ КП-8 УФСИН России по РД по требованию Кизилюртовского межрайонного прокурора была осуществлена внеплановая проверка, работником отдела надзорной деятельности и профилактической работы №6 по г.Кизилюрт и Кизилюртовскому и Кумторкалинскому району РД и помощником Кизилюртовского межрайонного прокуратура. Учреждение ИУФИЦ при ФКУ КП-8 начало функционировать с 03 марта 2022 года. Ранее, при проведении проверки по линии пожарной безопасности учреждение ФКУ КП-8, а также структурное подразделение ИУФИЦ к административной ответственности не привлекалось. При проведении проверки были выявлены нарушения пожарной безопасности, которые администрацией учреждения приняты во внимания и были устранены в кратчайшие сроки и в полном объеме.
Помощник Кизилюртовского межрайонной прокурора Кантулова С.Х. пояснила, что нарушения пожарной безопасности указанные в вышеуказанном постановлении имели место, в связи с чем, ФКУ КП-8 УФСИН России по РД на законных основаниях привлечено к административной ответственности. Полагала административное наказание, назначенное постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Кизилюрт, Кизилюртовского и Кумторкалинского районов по пожарному надзору ГУ МЧС России по РД Салимханова М.И. за №4 от 17.04.2023 года, в виде штрафа в размере 300000 рублей возможным заменить на более мягкий вид наказания в виде административного предупреждения, так как учреждение ИУФИЦ при ФКУ КП-8 УФСИН России по РД ранее к административной ответственности не привлекалось.
Выслушав участников судебного заседания, показания свидетеля, изучив доводы жалобы и исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что данная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются полное всестороннее объективное и своевременное выяснение обстоятельств по делу об административном правонарушении, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Постановлением заместителя Главного государственного инспектора г.Кизилюрта, Кизилюртовского и Кумторкалинского районов по пожарному надзору Салимханова М.И. юридическое лицо ФКУ КП-8 УФСИН России по РД признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Как следует из материалов дела, старшим государственным инспектором ОНД и ПР №6 по г.Кизилюрт, Кизилюртовскому и Кумторкалинскому районам Амирхановым М.М. совместно с помощником Кизилюртовского межрайонного прокурора Кантуловой С.Х. проведено обследование за соблюдением законодательств пожарной безопасности в структурном подразделении ИУФИЦ при ФКУ КП-8 УФСИН России по РД, в ходе которого были выявлены следующие нарушения:
- отсутствуют инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями установленными разделом XVIII настоящих Правил, (п. 2 ППР в РФ № 1479);
- не осуществляется обучение лиц мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования (п. 3 ППР РФ N° 1479);
- отсутствует план эвакуации людей при пожаре разработанный по ГОСТу, (п. 5 ППР №1479; ч. 4 ст.4 ФЗ № 123, п. 6.2.3 ГОСТ Р 12.2.143-2009);
- на объекте защиты не проводятся не реже 1 раза в полугодие практические тренировки по эвакуации людей при пожаре. (п. 9 ППР РФ №1479);
- на объекте не обеспечено соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования (огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности). (п.13 ППР в РФ №1479);
- допускается размещение (установка) на путях эвакуации и эвакуационных выходах) различных изделий, оборудования и других предметов, препятствующих безопасной эвакуации, а также блокируются двери эвакуационных выходов. (п. 27 «б» ППР РФ №1479);
- направление движения к источникам противопожарного водоснабжения не обозначены указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. (п. 48 ППР РФ №1479);
- не представлена проектная документация разработанная и утверждённая в установленном порядке, на систему автоматической пожарной сигнализации для её монтажа в здании. (п. 54 ППР РФ №1479, п.1 ст. 83 ФЗ №123);
- учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты. (п.60 ППР в РФ №1479);
- возле противопожарного водоема не устроен подъезд с площадкой (пирсам) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. (п.75 ППР в РФ №1479);
- на объекте защиты не все помещения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (коридор). (п. АЗ, А4; п.9 таб. А.1 СП 5.13130.2009);
- не разработана декларация пожарной безопасности в соответствии с предъявляемыми требованиями. (ст. 64 ФЗ N° 123);
- эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, установлены на высоте менее 2 м. (ч.4 ст.4 ФЗ №123, п. 5.5 СП 3.13130.2009);
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФКУ КП-8 УФСИН России по РД к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина ФКУ КП-8 УФСИН России по РД в совершении вышеуказанного правонарушения подтверждается: справкой о проверке ИУФИЦ от 28.02.2023, постановлением о возбуждении дела об административного правонарушения от 07.04.2023, постановлением №4 от 17.04.2023, объяснениями и т.д.
Вывод должностного лица, вынесшего постановление от 17.04.2023 № 4 о наличии в деянии ФКУ КП-8 УФСИН России по РД состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Таким образом, с учетом установленных конкретных обстоятельств дела, действия ФКУ КП-8 УФСИН России по РД правильно квалифицированы должностным лицом по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, его вина в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью изложенных доказательств, сроки привлечения к административной ответственности соблюдены.
Довод жалобы ФКУ КП-8 УФСИН России по РД о том, что деяние носит малозначительный характер, не свидетельствует об отсутствии состава соответствующего административного правонарушения, поскольку было установлено, что нарушения правил пожарной безопасности имели место, обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности ненадлежащим образом не исполнялась.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N5, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, на что должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 указанного кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Между тем значительные штрафные санкции, предусмотренные статьей 20.4 КоАП РФ, объекты указанного административного правонарушения, важность придаваемого государством значения обеспечению пожарной безопасности, сопряженность нарушений правил пожарной безопасности с повышенной опасностью для жизни, здоровья и имущества граждан, реальной возможностью возникновения пожароопасной ситуации с риском наступления тяжких последствий свидетельствуют о существенном нарушении охраняемых общественных правоотношений, допущенными при эксплуатации зданий и помещений ИУФИЦ при ФКУ КП-8 УФСИН России по РД нарушениями правил пожарной безопасности, в связи с чем основания для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ у суда отсутствуют.
Между тем, статьей 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Обстоятельства, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие которых является необходимым для применения положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в настоящем случае, усматриваются.
При наличии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенных нарушений, отсутствие доказательств, свидетельствующих о намеренном пренебрежительном отношении ФКУ КП-8 УФСИН России по РД к исполнению своих обязанностей, не установление в связи с выявленными нарушениями пожарной безопасности, наступления вредных последствий правонарушений, а также принимая во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств и наличие смягчающих обстоятельств выраженных в признании ими вины, устранении в короткие сроки нарушения и совершение впервые административного правонарушения, суд приходит к выводу о возможности заменить наказание, назначенное постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Кизилюрт, Кизилюртовского и Кумторкалинского районов по пожарному надзору ГУ МЧС России по РД Салимханова М.И. за №4 от 17.04.2023 года, в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей на более мягкий вид административного наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя главного государственного инспектора г.Кизилюрт, Кизилюртовского и Кумторкалинского районов по пожарному надзору ГУ МЧС России по РД Салимханова М.И. за № 4 от 17.04.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренное ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении ФКУ КП-8 УФСИН России по Республике Дагестан изменить, заменив назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей на административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Председательствующий: