УИД 32RS0№-57
Дело № (2-475/2022)
Строка отчета 2.129 г
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 января 2023 года <адрес>
Суражский районный суд ФИО2 <адрес> в составе председательствующего судьи Зайцев С.Я., при секретаре ФИО4, с участием представителя органа опеки и попечительства администрации <адрес> ФИО2 <адрес> ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к <адрес> ФИО2 <адрес> об обязании предоставить жилое помещение на территории <адрес> по договору специализированного найма, площадью не ниже нормы площади, установленной для предоставления по договору социального найма,
установил:
ФИО1 обратился в суд с указанным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, в котором указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением. В собственности жилых помещений не имеет, окончил ФИО2 строительный колледж. В списке детей-сирот состоит под №, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
На основании изложенного просил суд обязать ответчика предоставить ему жилое помещение на территории <адрес> по договору специализированного найма, площадью не ниже нормы площади, установленной для предоставления по договору социального найма.
ФИО1, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлялся своевременно и надлежащим образом, в письменной форме просил суд рассмотреть дело без его участия.
Представители ответчика – администрации <адрес> и третьего лица - департамента семьи, социальной и демографической политики ФИО2 <адрес> в судебное заседание не явились, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица – департамента строительства ФИО2 <адрес>, надлежащим образом уведомленный, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд посчитал возможным гражданское дело рассмотреть в отсутствие не явившихся лиц.
В письменных возражениях представитель ответчика указал, что денежные средства на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета. В 2022 г. на приобретение жилья данной категории граждан администрации <адрес> из областного бюджета выделено <данные изъяты> руб., при этом истец включен в список лиц, нуждающихся в жилом помещении по договору найма специализированных жилых помещений под номером 65. Предоставление истцу жилья вне очереди нарушит права лиц, которые включены в данный список раньше него. В текущем году детям сиротам предоставлено 6 квартир, при наступлении очереди истец будет обеспечен жилым помещением (л.д. 60-62).
Аналогичная позиция изложена в возражениях на иск Департаментом семьи, социальной и демографической политики ФИО2 <адрес> (л.д. 71-72).
Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства администрации <адрес> ФИО2 <адрес> ФИО5 в судебном заседании не возражала против удовлетворения требования ФИО1, указав, что последний действительно относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждается в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Выслушав представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Нормы ст. 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище.
Частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абз.2 п.1 ст.8 Указанного Закона).
По заявлению в письменной форме данных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.3 п.1 ст.8 Закона).
Орган исполнительной власти субъекта РФ формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной статьи (п. 3 ст. 8 Закона).
Согласно п. 9 ст. 8 указанного Закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании п. 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На территории ФИО2 <адрес> порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан регламентируется Законом ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в ФИО2 <адрес>".
В силу ст. 1 вышеназванного Закона ФИО2 <адрес> жилые помещения указанной категории лиц предоставляются однократно, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствующем муниципальном образовании ФИО2 <адрес>.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 5 Закона ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в ФИО2 <адрес>" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Законом ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями ФИО2 <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа" органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в ФИО2 <адрес>" статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями ФИО2 <адрес> по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений, предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятия решений об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и заключения договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в порядке, установленном законодательством (ст. 2).
Согласно ст. 1 Закона ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З муниципальное образование "<адрес>" наделено статусом городского округа.
Постановлением Правительства ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, утвержден Порядок формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для включения детей-сирот в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Органы опеки и попечительства муниципальных образований ФИО2 <адрес> определены уполномоченными органами по формированию учетных дел и списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Департамент семьи, социальной и демографической политики ФИО2 <адрес> определен уполномоченным органом по формированию и ведению сводного и уточненного списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № функции по организации исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также контроль за деятельностью муниципальных образований по исполнению переданных государственных полномочий ФИО2 <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот с ДД.ММ.ГГГГ переданы департаменту строительства ФИО2 <адрес>.
В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Постановлением Правительства ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (в редакции Постановления Правительства ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п) утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий ФИО2 <адрес> на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 2 Порядка главным распорядителем средств областного бюджета вышеуказанных расходов является департамент строительства ФИО2 <адрес>.
В соответствии с п. п. 4, 5 Порядка, предоставление субвенций, имеющих целевое назначение, из бюджета ФИО2 <адрес> бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов ФИО2 <адрес> осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджетов муниципальных районов, муниципальных и городских округов ФИО2 <адрес>, источником финансового обеспечения которых являются данные субвенции, через счета муниципальных районов, муниципальных и городских округов ФИО2 <адрес>, открытые в территориальных отделах управления Федерального казначейства по ФИО2 <адрес>. Средства субвенций направляются на оплату расходов, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе на исполнение судебных решений.
В силу п. 9 указанного Порядка муниципальные районы, муниципальные и городские округа ФИО2 <адрес> за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, приобретают в муниципальную собственность жилые помещения в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и предоставляют лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений при возникновении оснований, установленных в соответствии с Законом ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в ФИО2 <адрес>".
Установленный Порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории граждан.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Как следует из материалов дела, ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, согласно свидетельству о рождении родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., указаны ФИО6 и ФИО7 (л.д. 6), сведения об отце внесены в актовую запись о рождении на основании заявления матери.
Согласно свидетельству о смерти ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением № <адрес> ФИО2 <адрес> над ФИО1 установлена безвозмездная опека (попечительство), опекуном назначена ФИО8, с которой и определено место жительства несовершеннолетнего по адресу: <адрес> (л.д. 9-10).
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в список лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, нуждающихся в жилым помещениях (л.д. 43), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он состоит под порядковым № (л.д. 60).
По информации департамента семьи, социальной и демографической политики ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ФИО1 состоит под номером 1282 с датой постановки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72).
ФИО1 освоил образовательную программу по очной форме обучения в Государственном бюджетном образовательном учреждении "ФИО2 строительный колледж имени профессора ФИО9" по специальности "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений", о чем ДД.ММ.ГГГГ выдан диплом (л.д. 18-23).
Согласно сведениям паспортного стола ООО "Управляющая компания "Славянская" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес> имеет состав семьи: бабушку ФИО8 (л.д. 8).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости жилые помещения на праве собственности за ФИО1 на территории Российской Федерации не зарегистрированы (л.д. 7), аналогичные сведения содержат материалы учетного дела.
Установленное абз.3 п.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ правовое предписание является дополнением гарантии обеспечения лиц указанной категории жилыми помещениями, а не препятствием к ее реализации по достижении данными лицами 18-летнего возраста.
Истец окончил общеобразовательное учреждение (школу), достиг возраста 18 лет, получил среднее профессиональное образование, проживает на территории <адрес>, также включен в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений.
Сведений о том, что ФИО1 улучшил свои жилищные условия, в результате чего отпали основания для предоставления ему жилого помещения, не имеется.
ФИО1 не является ни собственником жилых помещений, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии предусмотренных п.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ ("Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ), единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, является место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Из смысла положений ст. 20 ГК РФ, ст.ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что социальная гарантия по предоставлению благоустроенного жилья специализированного найма предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантию) предоставление.
Из паспорта, выданного на имя ФИО1 следует, что он зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.15-17).
Учитывая, что истец не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением, является нуждающимся в жилом помещении, зарегистрирован и постоянно проживает в <адрес>, у <адрес> ФИО2 <адрес> имеется неисполненное обязательство по обеспечению истца жильем по договору специализированного найма жилого помещения, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу жилое помещение на территории <адрес>.
Обеспечение жилым помещением истца не может быть поставлено в зависимость от наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями и состоящих в Списке и от их количества, так как для данной категории граждан предусмотрено право на предоставление жилых помещений при наступлении обстоятельств, указанных в абзацах 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ. Кроме того, наличие или отсутствие очередности среди детей-сирот на получение жилья не является юридически значимым обстоятельством. Предоставление жилья детям-сиротам в установленный срок не может зависеть от того, под каким номером они находятся в данной очереди, в связи с чем, довод ответчика в данной части подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах, исковое требование ФИО1 подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление ФИО1 удовлетворить в полном объеме и обязать <адрес> ФИО2 <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных норм предоставления площади жилого помещения по договору специализированного найма, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам к нормам жилья, в пределах территории <адрес> ФИО2 <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ФИО2 областной суд через Суражский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (с мотивировочной частью).
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Зайцев С.Я.