Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-232/2023 (2-2206/2022;) ~ М-2051/2022 от 08.11.2022

Дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

Шадринский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Шестаковой Н.А.

при секретаре Бажутиной Ю.И.,

с участием помощника Шадринского межрайонного прокурора Нигматуллина Р.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке заочного производства в г. Шадринске 25 января 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Курганского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Привалову Д.И. об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления,

установил:

Курганский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд к Привалову Д.И. об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления.

В обоснование иска указал, что в ходе проверки установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером площадью 6,8га, расположенном по адресу: Курганская область, Шадринский район ЗАО «...», расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, общей площадью 1,5га. Вид разрешенного использования участка – для сельскохозяйственного производства. Собственником вышеуказанного земельного участка является Привалов Д.И., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Указанная свалка была выявлена в ходе выездного обследования земельного участка, проведенного специалистами Управления Россельхознадзора по Челябинской и Курганской областям, в мае 2022 года. Собственнику земельного участка было вынесено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований земельного законодательства. Вместе с тем, указанная свалка до настоящего времени не ликвидирована. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки влечет загрязнение окружающей среды, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а так же создает угрозу для неконтролируемого возгорания. Что может привести к возникновению пожарной обстановки на территории муниципального округа. Право на благоприятную окружающую среду относится к личным неимущественным правам и подлежит защите в порядке, установленном гражданским законодательством. На основании ст.45ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просил обязать Привалова Д.И в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером площадью 6,8га, расположенном по адресу: Курганская область, Шадринский район ЗАО «...».

Помощник прокурора Нигматуллин Р.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении, против вынесения заочного решения не возражал.

Ответчик Привалов Д.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания был извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, доказательств уважительности причин неявки не представил, возражений на иск не представил.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской и Курганской областям в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица УМИ Администрации Шадринского муниципального округа в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 3).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности относятся земли, недра и почвы.

В ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" указано, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (п. 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной п. 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (п. 2).

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе.

В законе отсутствует понятие "безопасные отходы". Все отходы являются потенциально опасными, что в том числе подтверждается существующей классификацией отходов производства и потребления. В частности, как следует из ст. 4.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности, а именно: чрезвычайно опасные отходы; высокоопасные отходы; умеренно опасные отходы; малоопасные отходы; практически неопасные отходы.

Кроме того, отходы вне зависимости от класса опасности являются экотоксичными веществами.

Понятие экотоксичности содержится в положениях Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22.03.1989, которая была ратифицированная Россией.

Так, согласно положениям указанной Конвенции, экотоксичными веществами являются вещества или отходы, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут немедленно, или со временем представлять угрозу для окружающей среды в результате биоаккумулирования и/или оказывать токсическое воздействие на биотические системы.

Таким образом, негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду презюмируется.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером площадью 6,8га, расположенный по адресу: Курганская область, Шадринский район ЗАО «...» принадлежит Привалову Д.И. (л.д. ...)

В ходе выездного обследования земельного участка проведенного специалистами Управления Россельхознадзора по Челябинской и Курганской областям 12 мая 2022 года установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером площадью 6,8га, расположенном по адресу: Курганская область, Шадринский район ЗАО «...» расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, общей площадью 1,5га (л.д. ...).

Собственнику земельного участка было вынесено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований земельного законодательства (л.д. ...).

Из объяснения Привалова Д.И., данного 21.09.2022г. помощнику Шадринского межрайонного прокурора, следует, что он является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером с 19.02.2010. В аренду участок никому не передавал, на участке ни разу не был. Предостережение Россельхознадзора от 10.06.2022 не получал. Свалку не устранил, так как про неё не знал (л.д. ...).

Таким образом, в ходе проведения проверки установлено, что Привалов Д.И., в нарушение требований законодательства не принимает мер как по предупреждению захламления земельного участка с кадастровым номером площадью 6,8га, расположенного по адресу: Курганская область, Шадринский район ЗАО «...», так и мер по ликвидации несанкционированной свалки.

Размещение указанной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.

Разрешая по существу заявленные Курганским межрайонным природоохранным прокурором требования об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания закреплено положениями ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В ст. 3 Закона об охране окружающей среды указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Из п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в числе иного соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Пунктом 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22).

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков, и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических правил, нормативов, не допускать загрязнение, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В силу п. 7.8 ГОСТ 30772-2001. "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

ГОСТом 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" даны понятия объектов размещения отходов: Полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки (п. 4.11), а также несанкционированные свалки отходов; Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (п. 4.13).

При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка) (п. 220 СанПиН 2.1.3684-21).

На территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре. Поступление загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается (п. 221 СанПиН 2.1.3684-21).

В пп. 8.2.1 8.2.2. Правил благоустройства территории муниципального образования Пуровское, утвержденных Собранием депутатов муниципального образования Пуровское 01.11.2018, указано, что физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином праве земельных участков в соответствии с действующим законодательством. Уборка территорий в пределах прилегающих территорий, определенных в соответствии с п. 1.1. раздела 8 названных Правил осуществляется собственником (арендатором) земельного участка или лицом, наделенным правом пользования земельным участком в соответствии с действующим законодательством. На территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.

Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", так как наличие несанкционированной свалки повлекло за собой загрязнение природной среды, а в дальнейшем может повлечь и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения, в связи с чем, прокурором подан иск в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п.п. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации).

Разрешая спор, с учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что на ответчика действующим законодательством возложена обязанность по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки, вместе с тем ответчиком указанная обязанность в нарушение требований законодательства не исполнена.

Таким образом, не принятие мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером площадью 6,8 га, по адресу: Курганская область, Шадринский район ЗАО «...», нарушает конституционные права третьих лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, а также ограничивает права на владение и пользование принадлежащими им земельными участками в условиях благоприятной окружающей среды.

В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ доказательства обратного, так же как и доказательства организации работ по ликвидации несанкционированной свалки по указанному адресу в связи с выявленными прокурором нарушениями действующего законодательства в области охраны окружающей среды ответчиком суду не представлены.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить заявленные истцом исковые требования.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает обоснованным установить ответчику срок для исполнения возлагаемой обязанности – течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, о чем просит прокурор, считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 6,8░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «...».

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

2-232/2023 (2-2206/2022;) ~ М-2051/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Курганский межрайонный природоохранный прокурор Курганской области
Ответчики
Привалов Дмитрий Иванович
Другие
УМИ Администрации Шадринского муниципального округа
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской и Курганской областям
Суд
Шадринский районный суд Курганской области
Судья
Шестакова Н.А.
Дело на сайте суда
shadrinsky--krg.sudrf.ru
08.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2022Передача материалов судье
15.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2022Подготовка дела (собеседование)
01.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2022Судебное заседание
22.12.2022Судебное заседание
25.01.2023Судебное заседание
01.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее