Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2023 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего судьи Калиматовой З.М.,
при секретаре Ганижевой Д.А.,
с участием представителя истца Коригова М.А.,
представителя ответчика Коригова Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Латырова А. М. к Министерству внутренних дел по <адрес> о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Латыров А.М. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что решением жилищно-бытовой комиссии он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с учетом состава семьи с ДД.ММ.ГГГГ. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ МВД по РИ ему было сообщено, что фактически он не состоит в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как в архивах МВД по РИ отсутствуют документы о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. С доводами МВД по РИ не согласен, в связи с чем, просит суд возложить обязанность на Министерство внутренних дел по <адрес> по его восстановлению с семьей на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Латыров А.М., надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания в суд не явился, однако направил в суд для защиты своих интересов представителя по доверенности Коригова М.А., который в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Коригов Д.М. исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав пояснения явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел имеет право на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Согласно ст. 30 ЖК Р. (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом М. С. и Советом М. Р., граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Постановлением Совмина Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Р." утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Р. (далее - Правила), действовавшие до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на момент возникновения спорных правоотношений.
В соответствии с п. п. 12, 17 Правил для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (Приложение N 1) (п. 12).
Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме (Приложение N 3).
На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет (п. 17).
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" в целях упорядочения учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устранения недостатков в распределении жилой площади, расходовании средств на ее строительство и приобретение в органах внутренних дел РФ утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади (далее - Положение).
В соответствии с п. 4 Положения учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте.
В п. 8 Положения определено, что учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы.
Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 169 от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что ведение учета осуществляется секретарями ЖБК подразделений (п. 8 Инструкции).
Для рассмотрения вопроса о принятии на учет сотрудником (работником) в ЖБК подразделения подается рапорт (заявление), к которому прилагаются: справка из кадрового аппарата (с указанием занимаемой должности, специального звания и даты поступления на службу (работу) в органы внутренних дел), выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справка (акт) о проверке жилищных условий (п. 9 Инструкции).
ЖБК подразделения рассматривает поступивший рапорт (заявление) с прилагаемыми документами и принимает одно из следующих решений: ходатайствовать перед ЦЖБК об удовлетворении просьбы сотрудника (работника) либо оставлении просьбы без удовлетворения. Данное решение оформляется протоколом, который представляется в Хозяйственное управление со всеми документами, послужившими основанием для принятия такого решения.
Если к представленному протоколу необходимые документы в полном объеме не приложены, Хозяйственное управление возвращает его в соответствующую ЖБК подразделения с указанием конкретных причин возврата (п. 10 Инструкции).
Протоколы ЖБК подразделений рассматриваются на заседании Центральной комиссии, которая принимает сотрудников (работников) на учет либо отказывает в принятии их на учет (п. 11 Инструкции).
Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об упорядочении учёта лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» было утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади.
Согласно п.2 данного Положения постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указывается конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
Учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Сотрудники, перемещаемые по службе из другой местности и передающие занимаемые жилые помещения органу, предоставившему данное жилое помещение, включаются в список бесквартирных сотрудников (п.4).
Принятые на учет очередники включаются в книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.7).
Учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы (п. 8).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец Латыров А.М. проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях в период с 2002 по 2011 гг. Уволен по пункту «з» части 1 статьи 58 3акона РФ «О милиции»(по ограниченному состоянию здоровья).
Из письма МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ № о рассмотрении обращения Латырова А.М., среди имеющихся протоколов заседания ЖБК МД по РИ з период с 1996 года по 2005 год вопрос о принятии истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не рассматривался. В учетном жилищном деле рапорт о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отсутствует, все имеющиеся в деле документы датированы 2015 и 2017 годами.
Указанные доводы МВД по РИ, по мнению суда, являются необоснованными, поскольку согласно имеющейся в деле выписке из протокола заседания ЖБК МВД по РИ по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам МВД по РИ № от ДД.ММ.ГГГГ Латыров А.М. на учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы состоит с семьей в составе 3-х человек с ДД.ММ.ГГГГ. Учетное дело №.
Кроме того, истцом в материалы дела представлена копия заявления от ДД.ММ.ГГГГ о приобщении документов к его учетному делу на улучшение жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также письмо начальника Тыла МВД по РИ Банхаева М.С. от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому рабочей группой при жилищно-бытовой комиссии МВД по РИ заявление Латырова А.М. о приобщении документов к его учетному делу на улучшение жилищных условий рассмотрено, документы приобщены к материалам дела.
Вышеназванное уведомление в адрес Латырова А.М. имеется в его учетном деле, которое судом было запрошено и обозрено в судебном заседании.
Таким образом, судом установлено, что истец состоял в очереди на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ, вопрос жилищного обустройства истца по настоящее время не разрешен.
В судебном заседании представитель ответчика ссылался на пропуск истцом трехгодичного срока исковой давности.
Согласно статьям 196, 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Поскольку выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет должна направляться или выдаваться сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (п. 18 Правил), а такая обязанность стороной ответчика не выполнена (доказательств обратного не представлено), суд считает соблюденным истцом срок исковой давности.
Довод ответчика о пропуске истцом трехгодичного срока исковой давности, основан на неправильном понимании норм права.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Латырова А. М. к Министерству внутренних дел по <адрес> о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий удовлетворить.
Обязать Министерство внутренних дел по <адрес> восстановить Латырова А. М. с учетом состава его семьи на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья
Магасского районного суда РИ З.М.Калиматова