Гр. дело № 2-1284/2023 Мотивированное решение
УИД 51RS0007-01-2023-001456-17 изготовлено 28 сентября 2023 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2023 г. г. Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Быковой Н.Б.,
при помощнике судьи Ватуля Е.Н.,
с участием истца Смолко А.В.,
представителя ответчика ОСФР по Мурманской области Сирвутене Ю.А.,
представителя ответчиков ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, третьего лица УФСИН России по Мурманской области Косарева Е.А.,
представителя ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России Завариной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смолко Анжеллы Владимировны к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Мурманской области, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 10 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 51 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» о признании незаконным решение об отказе в назначении страховой пенсии, включении периодов трудовой деятельности в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Смолко А.В. обратилась с иском к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (далее по тексту – ОСФР по Мурманской области), Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 10 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее по тексту – ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России), Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 51 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее по тексту – ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России), Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» (ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области) о признании незаконным решение об отказе в назначении страховой пенсии, включении периодов трудовой деятельности в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование исковых требований указав, что 7 июля 2023 г. она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, по результатам рассмотрения которого пенсионным органом 12 июля 2023 г. принято решение <.....> об отказе в назначении пенсии в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Считает решение ответчика от 12 июля 2023 г. № 163234/23 об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным ввиду его необоснованности, нарушающим её право на досрочную страховую пенсию. Приведя доводы о том, что в период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2019 г. она осуществляла трудовую деятельность в должности медицинской сестры процедурной здравпункта № 3 медицинской части – 4 Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 10 Федеральной службы исполнения наказаний», а в период с 1 января 2020 г. по 30 августа 2022 г. – в Федеральном казенном учреждении здравоохранения «Медико-санитарной части № 51 Федеральной службы исполнения наказания» в здравпункте № 5 филиала «Больница», однако код особых условий труда для включения специального стажа в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ за данные периоды в персонифицированном учете отсутствует. По сведениям ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России право на досрочную пенсию с 1 января 2014 г. устанавливается по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, который не предусматривает оценки фактора «работа с осужденными».
Отмечает, что её рабочее место за весь период осуществления трудовой деятельности находилось в учреждении ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области по адресу: г. Апатиты, ул. Трудовая, д. 24а. В должностные обязанности по замещаемой должности во все периоды работы входило оказание медицинской помощи спецконтингенту (подозреваемым, обвиняемым, осужденным).
С учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит признать незаконным и отменить решение пенсионного органа № 163234/23 от 12 июля 2023 г.; включить в специальный страховой стаж истца период работы в Федеральном казенном учреждении здравоохранения «Медико-санитарная часть № 10 Федеральной службы исполнения наказаний» с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2019 г.; Федеральном казенном учреждении здравоохранения «Медико-санитарная часть № 51 Федеральной службы исполнения наказаний» с 1 января 2020 г. по 30 августа 2022 г.; обязать ОСФР по Мурманской области назначить страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 7 июля 2023 г.
Протокольным определением от 5 сентября 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено УФСИН России по Мурманской области.
В судебном заседании истец Смолко А.В. поддержала уточненные исковые требования по доводам, изложенным в иске. Настаивала на том, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, поскольку в указанные периоды она оказывала медицинскую помощь согласно должностным обязанностям, в том числе осужденным в течение полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени). Отметила, что раздельный учет какой именно категории граждан оказывалась медицинская помощь в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области не велся, поскольку ведение такого учета не было предусмотрено. Обратила внимание на то, что период осуществления трудовой деятельности в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области включен в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Закона 400-ФЗ, тогда как в спорные периоды осуществления ею трудовой деятельности в ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России и ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России её рабочее место и трудовая функция не менялись, что дает право на включение спорных периодов в специальный стаж.
Представитель ответчика ОСФР по Мурманской области в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. В обоснование возражений указав, что Смолко А.В., <.....>, зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с 16 мая 2000 г.. 7 июля 2023 г. истец обратилась в ОСФР по Мурманской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по основанию, предусмотренному п. 17 ч. 1 ст. 30, п. 2 ст. 33 Закона № 400-ФЗ. В ходе оценки пенсионных прав истца установлено, что страховой стаж (в льготном исчислении) истца составляет 27 лет 05 месяцев 17 дней, страховой стаж работы в районах Крайнего Севера – 24 года 10 месяцев, стаж работы с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы – 02 года 10 месяцев 08 дней, при требуемом не менее 10 лет. Решением ОСФР по Мурманской области от 12 июля 2023 г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Закона № 400-ФЗ. Отметив, что при подсчете специального страхового стажа в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 не были учтены периоды работы: с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2019 г. в качестве медицинской сестры здравпункта ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России; с 1 января 2020 г. по 30 августа 2022 г. в качестве медицинской сестры здравпункта ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России. Указала, что по результатам камеральной проверки, проведенной Фондом оснований для включение вышеуказанных периодов трудовой деятельности в специальный страховой стаж по вышеуказанным основаниям не имелось, поскольку сведения о работе за спорные периоды на лицевом счете Смолко А.В. отражены без кода особых условий труда 27-ОС, полная занятость истца на работах с осужденными не подтверждена. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчиков ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области и ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, а также третьего лица УФСИН России по Мурманской области, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагая их необоснованными. Привел доводы о том, что согласно уставу ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых. В соответствии со ст. 16 УИК РФ и Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" федеральное казенное учреждение здравоохранения не является учреждением, исполняющим уголовное наказание. Кроме того, отметил, что из имеющихся журналов, регламентирующих ведение учета оказания медицинской помощи, невозможно установить процент занятости истца по оказанию медицинской помощи осужденным, отдельно учет категории содержащихся граждан как осужденных в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России не ведется. В части указания кода особых условий в период осуществления трудовой деятельности истца в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области пояснил, что поскольку следственный изолятор являлся федеральным казенным учреждением, а не учреждением здравоохранения, одним из видов деятельности являлось оказание первой медицинской помощи, поэтому стаж работы истца в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области был учтен как стаж работы с осужденными. Подчеркнул, что лимит наполняемости следственного изолятора составляет 224 человек, в среднем в учреждении содержится 190-200 человек. При этом в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области на постоянной основе содержатся осужденные, которые входят в бригаду по хозяйственному обслуживанию и их численность составляет 20 человек. По статистическому учету регистрируются только вновь прибывшие лица, отдельно учет по осужденным не ведется.
Представитель ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, мотивировав тем, что ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечении в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Считает, что ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России является ненадлежащим ответчиком, поскольку ведение кадрового учета возложено на УФСИН России по Мурманской области. Ссылается на то, что право на досрочную пенсию с 1 января 2014 г. устанавливается по результатам специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426. По результатам специальной оценки условий труда от 22.12.2014, проведенной по должности медицинской сестры процедурной здравпункта № 3 филиала «Медицинская часть № 4» ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России установлено право на досрочное пенсионное обеспечение по следующим основаниям: работа в районах Крайнего Севера; осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Пояснила, что в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области в основном находятся подозреваемые и обвиняемые, поскольку после вступления приговора суда в законную силу осужденные переводятся в исправительные колонии для отбывания назначенного судом наказания.
Заслушав истца, представителей ответчиков и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, отказное пенсионное дело, журналы, представленные ФКУ СИЗО-2 УФСИН России, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, перерасчетов, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 г.).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 17 части первой статьи 30 упомянутого Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, были предусмотрены и действовавшим до 1 января 2015 г. Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 17 пункта 1 статьи 27 этого закона, далее - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Исходя из содержания части первой статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 4 названного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (в ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" такая же норма содержалась в пункте 1 статьи 10).
Согласно части второй статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с части первой данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть третья статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Подпунктом "к" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" (далее - Список от 3 февраля 1994 г. N 85).
Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным списком пользуются медицинские работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе младший и средний медицинский персонал (пункт 3 Списка от 03.02.1994 N 85).
Из положений пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 следует, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В пункте 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, разъясняется, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В силу подпункта 17 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, в соответствии с настоящим порядком подтверждению подлежит работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
В пункте 4 указанного Порядка установлено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 декабря 2009 г. N 1580-О-О, установление для лиц, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) связывается не с любой работой в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а лишь с такой, которая непосредственно связана с осужденными и при выполнении которой подвергаются риску жизнь и здоровье работников этих учреждений, учитываются также и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях. Исходя из этого, в утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 Списке указаны не только определенные должности, но и условие - постоянная и непосредственная занятость на работах с осужденными.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 7 июля 2023 г. Смолко Анжелла Владимировна, <.....>, обратилась в ОСФР по Мурманской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В ходе оценки пенсионных прав пенсионным органом установлено, что стаж истца, учтенный по 31 декабря 2022 г. на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета составил: страховой стаж (в льготном исчислении) – 27 лет 05 месяцев 17 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 24 года 10 месяцев 00 дней, стаж работы с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы – 02 года 10 месяцев 08 дней, при требуемом не менее 10 лет.
В ходе проведения камеральной проверки основания для включения заявленных в иске периодов в льготный стаж не установлено, что следует из акта от 10 июля 2023 г. № 821-14.
Решением ОСФР по Мурманской области <.....> от 12 июля 2023 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Закона № 400-ФЗ.
Проверяя правомерность действий пенсионного органа по не включению спорных периодов в льготный стаж, суд приходит к следующему.
В системе государственного пенсионного страхования Смолко А.В. зарегистрирована с 16 мая 2000 г.
Согласно трудовой книжке серии <.....> на имя Смолко Анжеллы Владимировны, истец осуществляла трудовую деятельность в следующие спорные периоды: с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2019 г. в должности медицинской сестры процедурной здравпункта № 3 филиала «Медицинская часть № 4» ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России (записи 17-19); с 1 января 2020 г. по 30 августа 2022 г. в должности медицинской сестры процедурной в здравпункте № 5 филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России (записи 20-21).
В выписке из индивидуального лицевого счета Смолко А.В. в сведениях о вышеуказанных периодах работы отсутствует информация о выполняемой истцом льготной работе с осужденными, код особых условий не проставлен.
Из трудового договора № 101-14 от 1 января 2014 г., заключенного между ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России и Смолко А.В. следует, что работа является для работника основной, рабочее место работника располагается в помещении здравпункта № 3 медицинской части № 4 на территории жилой зоны учреждения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области по адресу: Мурманская область, г. Апатиты, ул. Трудовая, д. 24а.
Согласно трудовому договору (эффективному контракту) № 108/2020 от 1 января 2020 г., заключенного между ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России и Смолко А.В., работа является для работника основной, рабочее место работника располагается в помещении здравпункта № 5 филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России на территории жилой зоны учреждения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области по адресу: Мурманская область, г. Апатиты, ул. Трудовая, д. 24а.
Согласно Уставам ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России и ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России являются учреждениями, входящими в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Учреждения по своей организационно-правовой форме являются федеральными государственными казенными учреждениями и имеют статус медицинской организации.
В соответствии с Уставом ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области является учреждением уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Из должностной инструкции медицинской сестры процедурной здравпункта № 3 медицинской части № 4 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН Смолко А.В., утвержденной 1 января 2014 г., следует, что медицинская сестра процедурной помимо прочего обязана: вести работу по медицинскому обеспечению спецконтингента в соответствии с требованиями нормативных документов; выполнять назначенные лечащим врачом процедуры, разрешенные к выполнению средним медицинским персоналом; помогать при проведении манипуляций, которые имеет право выполнять только врач; производить взятие крови из вены для исследования и отправлять ее в лабораторию; осуществлять забор биологических материалов у спецконтингента для лабораторных исследований; обеспечивать учет, хранение, использование лекарственных средств группы А и Б, этилового спирта в специальных шкафах; обеспечивать соблюдение правил асептики и антисептики в процедурном кабинете при проведении процедур; осуществлять стерилизацию медицинских инструментов и материалов, перевязочных средств и предметов ухода за больными; составлять требования на получение инструментария, оборудования, медикаментов и перевязочного материала и получать их в установленном порядке; вести учетно-отчетную документацию; контролировать санитарно-гигиеническое содержание процедурного кабинета; осуществлять выдачу лекарств амбулаторным больным, контролировать прием медикаментов больными; выполнять инъекции больным в процедурном кабинете; проводить перевязки в перевязочном кабинете; осуществлять режим кварцевания данных кабинетов; осуществлять забор анализов, включая ВИЧ-инфицированных и больных туберкулезом, оформлять направления и осуществляет их доставку в лабораторию; в выходные и праздничные дни, а также в вечернее время (в отсутствии фельдшеров) проводить органолептический контроль готовой пищи и санитарного состояния пищеблока; в отсутствие фельдшеров проводить осмотр спецконтингента на предмет телесных повреждений, проводить обход камер; руководить деятельностью бригады хозяйственного обслуживания; вести медицинскую документацию; осуществлять при необходимости госпитализацию, транспортировку и сопровождение больных в лечебно-профилактические учреждения и другое.
Аналогичные обязанности поименованы в должностной инструкции медицинской сестры процедурной здравпункта № 5 филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России Смолко А.В., утвержденной 1 января 2020 г.
Как следует из документов, представленных ответчиками ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России и ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, в том числе приказов, штатных расписаний, табелей учета использования рабочего времени, карточек-справок, расчетных листков, Смолко А.В. работала с выполнением нормы рабочего времени, установленной на ставку заработной платы. Была занята на работах с подследственными и осужденными. Согласно справке от 31 августа 2023 г. табели учета рабочего времени за 2014-2017 гг. уничтожены в связи с окончанием срока хранения в 2020-2023 г.
Из справки от 15 сентября 2019 г. и пояснений представителя ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, данных в ходе судебного заседания следует, что количество вновь прибывших в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области за период с 01.01.2014 по 30.08.2022 составило: 2014 г.- 667 человек; 2015 г. – 549 человек; 2016 – 504 человек; 2017 г. – 397 человек; 2018 г. – 598 человек; 2019 г. – 543 человек; 2020 г. – 428 человек; 2021 г. – 573 человека; 2022 г. (по 30 августа) – 255 человек. Учет количества осужденных, содержащихся в учреждении за указанные периоды, не велся. Лимит наполняемости следственного изолятора составляет 224 человек, в среднем в учреждении содержится 190-200 человек. В ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области на постоянной основе содержатся осужденные, которые входят в бригаду по хозяйственному обслуживанию, их численность составляет 20 человек.
Исследовав представленные ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области журналы приема медицинских сестер, учета взятия биологического материала для лабораторного исследования, учета выдачи медикаментов спецконтингенту, предварительной записи на приём (осмотр) медицинским работником, учета телесных повреждений, травм и отравлений, за период с 1 января 2020 г. по 30 августа 2022 г., суду не представляется возможным установить полную 80 % занятость истца в период с 1 января 2020 г. по 30 августа 2022 г., поскольку в них самим же истцом, заполнявшим данные журналы, не указаны статус лиц, которым оказывалась медицинская помощь и временной период оказания медицинской помощи осужденным.
Проверить аналогичную служебную документацию за период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2019 г. не представилось возможным, поскольку согласно справке начальника здравпункта № 5 филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России служебная документация здравпункта №4 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России за данный период, включая журналы предварительной записи на приём (осмотр) медицинским работником, учета телесных повреждений, травм и отравлений, учета взятия биологического материала для лабораторного исследования, приема медицинских сестер, журнал выдачи лекарственных препаратов уничтожены по истечению срока хранения.
Как установлено судом из пояснений истца, данных в ходе судебного заседания, раздельный учет лиц, содержащихся в следственном изоляторе, которым оказывалась медицинская помощь в спорные периоды, не велся.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие выполнение Смолко А.В. в спорные периоды трудовой функции непосредственно с осужденными в течение полного рабочего дня.
При этом суд принимает во внимание, что применительно к рассматриваемым судом спорным правоотношениям с учетом заявленных истцом периодов и характера работы не начисление и не уплата работодателем страховых взносов в установленном размере не препятствовало бы ей реализации права на досрочное назначение пенсии. Однако не подтверждение факта занятости на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня документами, выдаваемыми администрацией учреждения, исполняющего наказание, квалифицируются судом невыполнением требований законодателя для включения периодов работы в специальный стаж.
Несостоятельны доводы истца о том, что период осуществления трудовой деятельности в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области включен в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Закона 400-ФЗ, тогда как в период осуществления ею трудовой деятельности в спорные периоды её место работы и трудовая функция не менялась, что дает право на включение спорных периодов в специальный стаж, поскольку данные обстоятельства не имеют преюдициального значение в рамках настоящего спора и не могут являться безусловным основанием для включения оспариваемых периодов в льготный страховой стаж по вышеуказанным основаниям.
Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием надлежащих допустимых и достоверных доказательств подтверждающих выполнение Смолко А.В. в спорные периоды трудовой функции непосредственно с осужденными в условиях занятости полного рабочего дня, суд приходит к выводу, что исковые требования Смолко А.В. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 10 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 51 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░