Дело № 2-1036/2023
УИД 48RS0005-01-2023-000853-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2023 года город Липецк
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Мартышова С.Ю.,
при секретаре Васильевой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Липецкого района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении к совершению действий, мотивируя тем, что прокуратурой Липецкого района Липецкой области проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территории сельского поселения Сырский сельсовет Липецкого муниципального района, в ходе которой было установлено, что на границе в с. Подгорное на земельном участке в кадастровом квартале № с координатами <данные изъяты> и <данные изъяты> на границе с земельным участком в кадастровом квартале № (г. Липецк) на площади 615, 06 кв.м. выявлен несанкционированный сброс строительных отходов на почву: мусор от сноса и разборки зданий несортированный код отхода (8 12 901 01 72 4); древесные отходы от сноса и разборки зданий (код отхода 8 12 101 01 72 4). Указанное обстоятельство подтверждается актом проверки от 18.05.2023 и 07.06.2023, схемой размещения несанкционированной свалки с кадастровом квартале, фотоматериалами. Наличие несанкционированной свалки отходов не только нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, но и может привести к опасному загрязнению окружающей среды и создать реальную угрозу здоровья населения. В связи с чем, просит обязать администрацию Липецкого муниципального района Липецкой области в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки в с. Подгорное сельского поселения Сырский сельсовет Липецкого муниципального района липецкой области на земельном участке в кадастровом квартале № с координатами <данные изъяты> и <данные изъяты> на границе с земельным участком в кадастровом квартале № (г. Липецк).
В судебном заседании помощник прокурора Липецкого района Липецкой области Ширяева А.В. исковые требования поддержала, ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Липецкого муниципального района Липецкой области по доверенности Фатеева Н.С. в судебном заседании исковые требования признала, о чем дала суду соответствующую подписку.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации сельского поселения Сырский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в установленном законом порядке, об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщил, о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие суд не просил, возражений, отзыва на иск не представил.
Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание ответчиком иска, если оно противоречит закону или нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд полагает необходимым принять признание иска представителем ответчика администрации Липецкого муниципального района Липецкой области по доверенности Фатеевой Н.С., поскольку такое признание не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов третьих лиц. Последствия признания иска представителю ответчика администрации Липецкого муниципального района Липецкой области по доверенности Фатеевой Н.С. разъяснены и понятны.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации
Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентируется Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что объектом размещения отходов является специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
При этом, определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Кроме того, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен.
В силу пунктов 1, 2 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
На основании пункта 220 СанПиН2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактически) мероприятий" при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках- накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы, связанные с участием в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а также осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.
Судом установлено, что прокуратурой Липецкого района Липецкой области проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территории сельского поселения Сырский сельсовет Липецкого муниципального района.
В ходе данной проверки было установлено, что на границе в с. Подгорное на земельном участке в кадастровом квартале № с координатами <данные изъяты> и <данные изъяты> на границе с земельным участком в кадастровом квартале № (г. Липецк) на площади 615, 06 кв.м. выявлен несанкционированный сброс строительных отходов на почву: мусор от сноса и разборки зданий несортированный код отхода (8 12 901 01 72 4); древесные отходы от сноса и разборки зданий (код отхода 8 12 101 01 72 4). Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 07.06.2023, схемой размещения несанкционированной свалки с кадастровом квартале, фотоматериалами.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что наличие несанкционированной свалки отходов не только нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, но и может привести к опасному загрязнению окружающей среды и создать реальную угрозу здоровья населения.
В связи с чем, суд считает необходимым обязать администрацию Липецкого муниципального района Липецкой области организовать ликвидацию несанкционированной свалки в с. Подгорное сельского поселения Сырский сельсовет Липецкого муниципального района липецкой области на земельном участке в кадастровом квартале № с координатами <данные изъяты> и <данные изъяты> на границе с земельным участком в кадастровом квартале № (г. Липецк).
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд соглашается с позицией прокурора и полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
На основании части 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с закрепленным в части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд рассмотрел гражданское дело в рамках заявленных исковых требований по представленным доказательствам.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Липецкого муниципального района Липецкой области (ИНН 4813003245 ОГРН 1024800691431) в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки в с. Подгорное сельского поселения Сырский сельсовет Липецкого муниципального района липецкой области на земельном участке в кадастровом квартале № с координатами <данные изъяты> и <данные изъяты> на границе с земельным участком в кадастровом квартале № (г. Липецк).
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Ю. Мартышова
Решение в окончательной форме изготовлено 18.07.2023 года