Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-5098/2022 ~ М-2407/2022 от 09.03.2022

№...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при помощнике Чернышевой А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

** ** ** года гражданское дело по иску Сямтомова ФИО1 к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми о признании решений незаконными, обязании включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода осуществления предпринимательской деятельности, назначении пенсии, взыскании судебных расходов,

установил:

Сямтомов А.А. обратился в суд к ГУ ОПФР по РК с иском, в котором, с учетом последующих изменений и дополнений, просил признать незаконными решения ГУ УПФР в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) от ** ** ** и решение ГУ ОПФР по Республике Коми от ** ** ** года об отказе в назначении пенсии по старости; включить период осуществления <данные изъяты> с ** ** ** года в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; обязать ОПФР по Республике Коми назначить страховую пенсию по старости с даты возникновения права и взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о назначении страховой пенсии по старости, однако оспариваемыми решениями пенсионного органа в установлении пенсии отказано, со ссылкой на недостаточность стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом из указанного стажа исключен оспариваемый истцом период осуществления предпринимательской деятельности, с чем последний не согласен.

В судебном заседании истец не присутствует, о времени и месте извещен надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомил, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлял.

Представитель ответчика иск не признает по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев материалы дела плательщика страховых взносов, суд приходит к следующему.

Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.

Право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий») имеют мужчины, достигшие возраста 55 лет 6 месяцев в 2019 году, при наличии не менее 25 лет страхового стажа, 20 лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента – 16,2 (в 2019 году).

** ** ** Сямптомов А.А. обратился в УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета на дату обращения за назначением пенсии (** ** **) стаж отражен по ** ** ** и составлял: страховой стаж - 24 <данные изъяты>, стаж работы в МКС - <данные изъяты>

Решением УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонного) от ** ** ** ... Сямтомову А.А. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом, как следует из представленных расчетов оспариваемый истцом период осуществления предпринимательской деятельности с ** ** ** года был включен ответчиком, как в страховой стаж, так и в стаж работы истца в МКС в добровольном порядке.

В этой связи, оснований для признания указанного решения незаконным по доводам, приведенным истцом, суд не усматривает.

** ** ** Сямтомов А.А. вновь обратился в УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) имеют мужчины, достигшие возраста 57 лет 6 месяцев в 2021 году, при наличии не менее 25 лет страхового стажа, 16 лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (далее - МКС) и требуемой величины ИПК - 21 (в 2021 году).

По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета на дату обращена за назначением пенсии (** ** **) стаж отражен по ** ** ** и составлял: страховой стаж - <данные изъяты>, стаж работы в МКС - <данные изъяты>. При этом, из стажа работы в МКС ответчиком исключен оспариваемый истцом период осуществления <данные изъяты> с ** ** **

Решением УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонного) от ** ** **... Сямтомову А.А. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого страхового стажа, стажа работы в местностях, приравненных районам Крайнего Севера.

** ** ** УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) реорганизовано путем присоединения к ОПФР по Республике Коми.

** ** ** Сямтомов А.А. обратился в Отделение с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) имеют мужчины, достигшие возраста 58 лет 02 месяца в 2022 году, при наличии не менее 25 лет страхового стажа, 13 лет 4 месяца работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента - 23,4 (в 2022 году).

По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета на дату обращения за назначением пенсии (** ** **) стаж отражен по ** ** ** и составляет: страховой стаж - <данные изъяты>, стаж работы в МКС - <данные изъяты>. При этом, из стажа работы в МКС ответчиком исключен оспариваемый истцом период осуществления <данные изъяты> с ** ** **

Решением Отделения от ** ** **... Сямтомову А.А. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого страхового стажа.

Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.

В силу ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 11 Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, ст. ст. 7, 14 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" право на страховую пенсию по старости имеют граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, одновременно являющиеся страхователями по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающие в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 11 вышеуказанного ФЗ).

Материалами дела установлено, что Сямтомов А.А. зарегистрирован в системе индивидуального (персонифицированного) учета с ** ** **, следовательно, спорный период <данные изъяты> имел место до регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования.

Доказано также, что в рассматриваемый период времени истец проживал на территории ... Республики Коми.

Согласно Постановления Совмина СССР от 03.01.1983г. № 12 (действующего до 01.01.2022) "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029", с 01 апреля 1992 года г. Сыктывкар Республики Коми отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Факт работы истца в оспариваемый период на территории ... подтверждается как объяснениями истца, данными в предварительном судебном заседании, которые, в силу ст. 55 ГПК РФ, являются допустимым доказательством по делу; так и справкой Отдела персонифицированого учета и взаимодействия со страхователями ГУ УПФР в г. Сыктывкаре РК (межрайонного) от ** ** **, согласно которой Сямтомов А.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в г. Сыктывкаре РК с ** ** **

В то же время, в соответствии с приказом ФНС России от ** ** **... «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения», срок хранения налоговых деклараций (расчетов) индивидуальных предпринимателей и приложений к ним, предоставленных в налоговый орган и банковских документов (платежные поручения, распоряжения, заключения, квитанции) по налоговым поступлениям в бюджет составляет 5 лет.

Письмом ИФНС по г. Сыктывкару от ** ** **... установлено, что на электронную обработку документов Инспекция перешла с ** ** **. Информацией по декларациям, представленным ранее указанной даты, и уплате налогов до ** ** ** Инспекция не располагает.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

В этой связи, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды времени <данные изъяты> осуществлялась истцом именно на территории ... Республики Коми; поскольку доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Определяя в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14).

Таким образом, положения действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение, возможность учета предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов именно в период осуществления этой деятельности. При этом, законодатель определил перечень документов, подтверждающих уплату таких взносов.

Из материалов дела плательщика страховых взносов следует, что Сямтомовым А.А., как <данные изъяты>, осуществлялась уплата страховых взносов за период с ** ** ** Указанное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается.

Между тем, важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является поддержка лиц, которые в силу возраста не имеют реальной возможности к самообеспечению. Это в полной мере соответствует вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, на основе которых должно осуществляться социальное обеспечение, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав, в том числе права на социальное обеспечение.

При установленном, по мнению суда, включение оспариваемого периода предпринимательской деятельности в стаж работы Сямтомова А.А. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, будет направлено на восстановление гарантированного ему Конституцией права на социальное обеспечение.

В соответствии с п. 47 Правил № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии.

Отсюда, суд считает необходимым включить в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период осуществления деятельности в качестве индивидуального <данные изъяты> с ** ** **

Статьей 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, при включении судом оспариваемого периода в стаж работы Сямтомова А.А. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по состоянию на ** ** ** стаж работы последнего в МКС составит <данные изъяты>, страховой стаж (в льготном исчислении) – <данные изъяты>, что дает истцу право на назначение страховой пенсии по старости по состоянию на ** ** ** (по достижении возраста 57 лет 6 месяцев).

Отсюда, суд полагает возможным обязать пенсионный орган назначить Сямтомову А.А. страховую пенсию по старости с даты возникновения права, т.е. с ** ** **

Следовательно, оспариваемые истцом решения ГУ УПФР в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) от ** ** ** года и ГУ ОПФР по Республике Коми от ** ** ** года об отказе в назначении Сямтомову А.А. страховой пенсии по старости должны быть признаны незаконными и отменены.

Что касается заявленных требований в части взыскания с ответчика в пользу истца понесенных по делу судебных расходов, то оснований для их удовлетворения суд не находит.

Так, в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В соответствии с пп. 1, 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации (России) образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Средства Пенсионного фонда Российской Федерации направляются на выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации (абзац второй п. 6 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в целях совершенствования управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий (п. 1 названного Указа Президента Российской Федерации).

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Частью 1 ст. 5 Федерального закона № 167-ФЗ установлено, что обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Пенсионный фонд Российской Федерации обязан обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета (абзац восьмой п. 2 ст. 13 Федерального закона № 167-ФЗ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 3 постановления от 25 июня 2001 г. № 9-П, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом и такие полномочия относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Как следует из материалов дела, причиной обращения Сямтомова А.А. в суд с иском явилось его несогласие с решением пенсионного органа об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Таким образом, исходя из приведенного выше, участие пенсионного органа в рассмотрении данного дела в качестве ответчика, обусловлено осуществлением пенсионным органом публично-властных полномочий, направленных на защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий по старости в Российской Федерации, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика судебных расходов в виде расходов по уплате госпошлины суд не находит.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Сямтомова ФИО2 к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми о признании решений незаконными, обязании включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода осуществления предпринимательской деятельности, назначении пенсии, взыскании судебных расходов – удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми включить в стаж работы Сямтомова ФИО3 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера период осуществления предпринимательской деятельности с ** ** **

Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Сыктывкару Республики Коми (межрайонное) от ** ** ** ... об отказе в назначении Сямтомову ФИО4 страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми от ** ** ** ... об отказе в назначении Сямтомову ФИО5 страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми назначить Сямтомову ФИО6 страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с даты возникновения права на неё, т.е. с ** ** **

В удовлетворении требований, заявленных к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Сыктывкару Республики Коми (межрайонное) от ** ** ** ..., взыскании судебных расходов в виде расходов по уплате государственной пошлины, Сямтомову ФИО7 – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.

Председательствующий:

2-5098/2022 ~ М-2407/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сямтомов Александр Альбертович
Ответчики
ОПФР по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Шишелова Татьяна Леонидовна
Дело на сайте суда
syktsud--komi.sudrf.ru
09.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.03.2022Передача материалов судье
16.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.05.2022Предварительное судебное заседание
01.06.2022Судебное заседание
01.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2023Дело оформлено
13.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее