Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1019/2021 ~ М-741/2021 от 25.05.2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2021 года Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при секретаре судебного заседания Носовой О.В.,

с участием прокурора Семдяновой Я.Ю.,

представителей административного истца Тараданова Р.А., Батыркиной И.Е.,

представителей Собрания представителей муниципального района Клявлинский Самарской области и Администрации муниципального района Клявлинский Самарской области Поладьева М.А, Князевой Г.В.,

представителей Комитета управления имуществом Администрации муниципального района Клявлинский Самарской области Смольковой К.Н., Колесникова В.И.,

представителя Министерства управления финансами Самарской области Хуртовой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело № 3а-1019/2021 по административному иску Открытого акционерного общества «Поволжский нефтеперерабатывающий завод» к Собранию представителей муниципального района Клявлинский Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта,

У С Т А Н ОВ И Л:

21 декабря 2015 года Собрание представителей муниципального района Клявлинский Самарской области приняло решение № 15 «Об утверждении коэффициента вида использования земельного участка для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального района Клявлинский Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством».

Приложением к решению установлены коэффициенты вида использования земельного участка для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального района Клявлинский Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством.

Пункт 6 устанавливает значение коэффициентов с видом целевого (функционального и разрешенного) использования земельных участков: земельные участки под промышленными и производственными объектами:

6.1 Земельные участки под промышленными (производственными) организациями, связанными с нефтеперерабатывающей деятельностью (хранение, переработкой, транспортировкой нефтяной продукции, размещением, установкой оборудования, в том числе измерительного и т.д.) – 0,52.

6.2 Земельные участки для размещения транспортных средств на производственных объектах, связанных с нефтеперерабатывающей деятельностью - 3,8.

6.7 Земельные участки под газопроводами, трубопроводами – 30,0.

10 Земельные участки под прочими объектами – 0,9.

ОАО «Поволжский нефтеперерабатывающий завод» обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующими пункты 6.1, 6.2, 6.7 и 10 Приложения к решению Собрания представителей муниципального района Клявлинский Самарской области от 21.12.2015 года № 15 с момента его принятия.

В обоснование требований указало, что между обществом и Администрацией муниципального района Клявлинский Самарской области заключены договоры аренды земельных участков, при расчете размера арендной платы по которым применяются оспариваемые значения коэффициента. Считает, что оспариваемые пункты Приложения нормативного правового акта приняты в нарушение принципа определения арендной платы, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2009 года № 582, а именно: принципа экономической обоснованности, принципа запрета необоснованных предпочтений, поскольку не проводился анализ и оценка экономических факторов, влияющих на доходность земельных участков, что повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца.

В судебном заседании представители административного истца по доверенностям Тараданов Р.А., Батыркина И.Е. поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным выше.

Представители административного ответчика и Администрации муниципального района Клявлинский Самарской области по доверенностям Поладьева М.А, Князевой Г.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, указывая, что в ходе принятия оспариваемого решения, были применены все принципы и положения, установленные действующим законодательством, в целях определения коэффициентов той или иной категории земельных участков, что отражено в финансово-экономическом обосновании.

Представители Комитета управления имуществом Администрации муниципального района Клявлинский Самарской области по доверенностям Смолькова К.Н., Колесников В.И., Министерства управления финансами Самарской области по доверенности Хуртова А.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований, поддерживая пояснения административного ответчика.

Выслушав лиц, участвующих в деле, эксперта, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к следующему.

    В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Положения части 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Согласно п.п.1,3 ст.39.7 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действия налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Одним из основных принципов определения арендной платы является принцип экономической обоснованности, который предполагает установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и вид его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке.

С учетом единства экономического пространства правовой системы Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в силу закона размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

21 декабря 2015 года Собрание представителей муниципального района Клявлинский Самарской области приняло решение № 15 «Об утверждении коэффициента вида использования земельного участка для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального района Клявлинский Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством».

Приложением к решению установлены коэффициенты вида использования земельного участка для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального района Клявлинский Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством.

Пункт 6 устанавливает значение коэффициентов с видом целевого (функционального и разрешенного) использования земельных участков: земельные участки под промышленными и производственными объектами:

6.1 Земельные участки под промышленными (производственными) организациями, связанными с нефтеперерабатывающей деятельностью (хранение, переработкой, транспортировкой нефтяной продукции, размещением, установкой оборудования, в том числе измерительного и т.д.) – 0,52.

6.2 Земельные участки для размещения транспортных средств на производственных объектах, связанных с нефтеперерабатывающей деятельностью - 3,8.

6.7 Земельные участки под газопроводами, трубопроводами – 30,0.

10 Земельные участки под прочими объектами – 0,9.

Решение Собрания представителей муниципального района Клявлинский Самарской области от 21.12.2015 года № 15 официально опубликовано в районной газете «Знамя Родины» от 25.12.20215 года № 95 (9394).

Суд полагает, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования.

    Правомочность органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования, административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

13.12.2004 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района Клявлинский Самарской области и административным истцом был заключен договор аренды земельного участка № 65, 01.08.2013 года заключено дополнительное соглашение к договору аренды, в соответствии с которыми, при расчете арендной платы использован коэффициент Кв 0,9 (для прочих видов).

05.03.2007 года между теми же сторонами заключен договор аренды земельного участка с последующим дополнительным соглашением № 23-31-07, в соответствии с которым при расчете арендной платы применено значение коэффициента Кв 0,52 (под промышленными (производственными) организациями, связанными с нефтеперерабатывающей деятельностью).

03.08.2020 года заключен договор земельного участка № 77-20, в расчете арендной платы применено значение коэффициента Кв 3,8 (для размещения транспортных средств на производственных объектах, связанных с нефтеперерабатывающей деятельностью).

03.08.2020 года заключен договор земельного участка № 5-20, в расчете арендной платы применено значение коэффициента Кв 30 (для участков под трубопроводами).

01.12.2020 года заключен договор аренды земельного участка № 117-21, в расчете арендной платы применено значение коэффициента Кв 0,9 (для прочих видов).

Кроме того, КУМИ Администрации муниципального района Клявлинский Самарской области в судебном порядке взыскивает задолженность по арендной плате по договорам аренды земельных участков.

Суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку оспариваемые коэффициенты используются при определении размера арендной платы земельных участков, представленных в аренду административному истцу.

    Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отнесены, в том числе:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. В указанном определении Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание судов на необходимость (не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований) выявлять, проводились ли помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

Критериями при определении доходности земельного участка являются категория земель и их разрешенное использование. Кроме того, при принятии нормативного правового акта об установлении арендной платы за землю, помимо оценки категории земель и разрешенного использования земельных участков, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и признаны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины оспариваемых коэффициентов.

В обоснование возражений на заявленные требования административным ответчиком представлено финансово-экономическое обоснование к проекту решения, утвержденное Главой муниципального района Клявлинский 09.12.2015 года.

В представленном финансово-экономическом обосновании отсутствует соответствующее приведенным выше требованиям экономическое обоснование для установления решением оспариваемых размеров коэффициентов аренды для земельных участков под промышленными (производственными) организациями, связанными с нефтеперерабатывающей деятельностью (хранение, переработкой, транспортировкой нефтяной продукции, размещением, установкой оборудования, в том числе измерительного и т.д.) – 0,52, для земельных участков для размещения транспортных средств на производственных объектах, связанных с нефтеперерабатывающей деятельностью - 3,8, дл земельных участков под газопроводами, трубопроводами – 30,0, для земельных участков под прочими объектами – 0,9.

    Доводы административного ответчика о том, что экономическая обоснованность размера оспариваемых коэффициентов подтверждается отчетами исследования рыночной стоимости права аренды земельных участков, суд полагает необоснованными, поскольку данные отчеты выполнены после принятия оспариваемого нормативного правового акта и не подтверждают экономического исследования до принятия оспариваемого решения.

Кроме того, заключением эксперта ООО «Консалтинговый центр «СЛОВО» от 30.09.2021 года установлено, что отчеты об исследовании рыночной стоимости права аренды земельных участков, выполненные ООО АНО «Экспертиза Поволжья», не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Допрошенный в судебном заседании эксперт ООО «Консалтинговый центр «СЛОВО» Сенцов А.Ю. поддержал выводы своего экспертного заключения в полном объеме.

Доводы представителя административного ответчика о том, что при заключении договоров аренды земельного участка, административный истец был согласен с применением оспариваемых коэффициентов, суд не принимает во внимание, поскольку данные доводы не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требования, так как размер арендной платы с применением экономически необоснованных коэффициентов нарушает права административного истца.

    Суд не принимает доводы административного истца о нарушении принципа запрета необоснованных предпочтений, поскольку административным истцом не представлено доказательств нарушения указанного принципа при принятии оспариваемого нормативного правового акта.

    Таким образом, устанавливая оспариваемые в настоящее время административным истцом коэффициенты, Собрание представителей муниципального района Клявлинский Самарской области не располагало отвечающим установленным законом требованиям экономическим обоснованием введения оспариваемых коэффициентов для определения размера арендной платы за земельные участки, исходя из анализа и оценки всех существенных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

    Приведенные выше обстоятельства дают суду основания полагать, что установление административным ответчиком рассматриваемых коэффициентов, противоречит предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 принципу экономической обоснованности.

    Учитывая изложенное, суд полагает, что заявленные административные требования подлежат удовлетворению.

    В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и, на основании этого акта были реализова6ны права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.

    Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд учитывает, что оспариваемое решение длительное время применялось и на его основании были реализованы права граждан и организаций, а потому полагает, что названный выше нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства, суд

Р Е Ш И Л:

    Административные исковые требования Открытого акционерного общества «Поволжский нефтеперерабатывающий завод» к Собранию представителей муниципального района Клявлинский Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта удовлетворить частично.

    Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 6.1, 6.2, 6.7 10 Приложения к решению Собрания представителей муниципального района Клявлинский Самарской области от 21 декабря 2015 года № 15 «Об утверждении коэффициента вида использования земельного участка для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального района Клявлинский Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством».

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании – районная газета «Знамя Родины» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12.11.2021 года.

        

Председательствующий:                    М.А.Панкова

3а-1019/2021 ~ М-741/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ОАО "Поволжский нефтеперерабатывающий завод"
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Собрание представителей м.р. Клявлинский Самарской области
Другие
Администрация м.р.Клявлинский Самарской области
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района Клявлинский Самарской области
Министерство управления финансами по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
25.05.2021Регистрация административного искового заявления
27.05.2021Передача материалов судье
27.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2021Подготовка дела (собеседование)
18.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.07.2021Предварительное судебное заседание
12.07.2021Предварительное судебное заседание
02.08.2021Предварительное судебное заседание
12.08.2021Судебное заседание
27.08.2021Судебное заседание
20.10.2021Производство по делу возобновлено
22.10.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.11.2021Судебное заседание
12.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее