Гражданское дело №2-351/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2019 года пгт. Смирных
Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Михайловой О.А.
при секретаре Веселовой Л.Ю.
с участием
истца Тарасевич Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасевич Т.В. к администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский», Муслимовой О.Н., Тарасевич К.П. о включении имущества в наследственную массу, о признании права собственности в порядке наследования на жилой дом
УСТАНОВИЛ:
Тарасевич Т.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Смирныховский» о включении в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ее супруга Тарасевич Н.Д., жилой <адрес> в <адрес> общей площадью 45 кв.м. В обоснование заявленных требований указала о том, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее супруг Тарасевич Н.Д. После его смерти она является единственным наследником по закону, и, обратившись к нотариусу с заявлением о принятии наследства, приняла часть наследства в виде денежных средств находящихся в банковской организации, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Однако, нотариусом отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на спорный дом, по причине отсутствия правоустанавливающих документов. <адрес> в <адрес> приобретен ее супругом по договору купли-продажи, но при жизни супруг в установленном законом порядке не оформил право собственности на него.
Определением суда от 27 августа 2019 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены дочь и внук наследодателя – Муслимова О.Н. и Тарасевич К.П. соответственно.
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении исковых требований, дала пояснения, соответствующие указанным выше обстоятельствам, дополнительно пояснив, что кроме нее наследниками по закону являются дочь и внук наследодателя – Муслимова О.Н., Тарасевич К.П. Договор купли-продажи между ее супругом Тарасевич Н.Д. и бывшим владельцем спорного дома – пожилой женщиной, фамилию и имя которой она не помнит, был заключен в ДД.ММ.ГГГГ года. Оформлялись ли письменные документы или нет, она точно не помнит. После того, как в сельском совете <адрес> ее супругу передали домовую книгу он считал себя собственником данного дома. Право собственности на дом в установленном законом порядке супругом при жизни зарегистрировано не было. При этом за супругом администрацией <адрес> было зарегистрировано право собственности на земельный участок, на котором расположен спорный дом.
В судебное заседание представитель администрации МО ГО «Смирныховский» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в его отсутствии. В письменном отзыве на иск не возражал против удовлетворения исковых требований (л.д.29-31).
В судебное заседание ответчики Муслимова О.Н. и Тарасевич К.П. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке, просили рассмотреть дело в их отсутствии. В письменных заявлениях указали о согласии с исковыми требованиями.
В судебное заседание не явилось третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне ответчика – нотариус Смирныховского нотариального округа Смирнов С.И., о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, об отложении судебного заседания не просил, об уважительных причинах неявки не извещал, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствии.
В судебном заседании свидетели ФИО6, ФИО7, ФИО8 пояснили, что супруг истца - Тарасевич Н.Д. с начала 80-х годов и до своей смерти проживал в <адрес> по <адрес> в <адрес>, совместно со своей семьей. Тарасевич Н.Д. как известно жителям <адрес> купил данный у прежней его владелицы, находящейся в преклонном возрасте, фамилию, имя и ответчиков которой не помнят. С момента вселения в дом, Тарасевич Н.Д. и истец содержали дома, производили в нем капительный и текущий ремонт, несли расходы по его содержанию.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В соответствии со ст. ст. 1111, 1113, 1114, 1120-1121, 1133, 1142, 1152 -1155 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина. Завещатель вправе совершить завещание, содержащее распоряжение о любом имуществе. Завещатель может совершить завещание в пользу одного или нескольких лиц, как входящих, так и не входящих в круг наследников по закону.
В соответствии со ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч.2, ч.3 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом в том числе на основании договора купли-продажи или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с ч.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч. 1 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В связи с тем, что спорные правоотношения возникли до введения в действие ГК РФ, т.е. до 01 января 1995 года, при рассмотрении дела суд считает необходимым также руководствоваться положениями законодательства, действующими на момент заключения договора купли-продажи.
В силу ст.92 ГК РСФСР собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных законом.
Согласно ст.135 ГПК РСФСР (действовавшей на момент заключения договора купли-продажи 14.10.1993г.) право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.
В соответствии со ст. 160 ГК РСФСР договор считается заключенным, когда между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным его пунктам.
В судебном заседании установлено, что Тарасевич Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ. На момент смерти он состоял в зарегистрированном браке с истцом. Данные обстоятельства свидетельством о смерти (л.д.12), свидетельством о заключении брака (л.д.11).
Кроме того, в судебном заседании установлено, что при жизни Тарасевич Н.Д. приобрел право собственности на земельный участок по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю №№, выданное на основании решения от 03 августа 1993 года №№ старосты администрации <адрес>. (л.д.13). Из чертежа границ данного земельного участка следует, что на нем расположен жилой дом. Однако, как следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, в нем отсутствуют сведения о регистрации права собственности на данный земельный участок (л.д.129).
Из домовой книги на спорный дом следует, что с Тарасевич Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 1981 года и до смерти был зарегистрирован в <адрес> в <адрес> (л.д.7-9, 62-68). Данные обстоятельства также подтверждаются адресной справкой (л.д.79).
Из сообщения Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации МО ГО «Смирныховский» от 19 августа 2019 года следует, что спорный дом в реестре муниципальной собственности не состоит (л.д.47).
По данным ГБУ СО «Сахалинский центр государственной кадастровой оценки», Управления Росреестра по Сахалинской области сведения о регистрации за Тарасевич Н.Н. права собственности на домовладения, иные жилые помещения в Смирныховском районе, также как и сведения о регистрации права собственности на спорный дом отсутствуют. (л.д.56, 110, 123, 128, 130).
Также в судебном заседании установлено, что при жизни Тарасевич Н.Д. межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы №3 по Сахалинской области начислялся налог на имущество – на <адрес> в <адрес> с 2012 года, что подтверждается налоговыми уведомления, сообщениями МИФНС №3 Сахалинской области, чеками (л.д.69, 126).
Нотариусом Смирныховского нотариального округа постановлением от 18 июля 2019 года истцу отказано в выдаче свидетельства о права на наследства на <адрес> по причине отсутствия правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности Тарасевич Н.Д. на данный дом (л.д.14). При этом из наследственного дела №, отрытого после смерти Тарасевич Н.Д. следует, что истец обратилась с заявлением о принятии наследства после смерти ее супруга в установленный шестимесячный срок.
На основании изложенного, с учетом пояснений истца и показаний свидетелей, суд приходит к выводу о том, что супруг истца Тарасевич Н.Д. при жизни приобрел право собственности на <адрес> в <адрес> на основании договора купли-продажи, в который вселился и проживал в нем до смерти, имея в течение всего этого времени регистрацию в нем по месту жительства, принимал необходимые меры к содержанию дома, нес расходы по его содержанию, оплачивал в отношении него налог на имущество, оформил в установленном законом порядке права на земельный участок, на котором расположен данный спорный дом, однако, не зарегистрировал в установленном законом порядке свое право собственности.
Таким образом, <адрес> в <адрес> подлежит включению в наследственную массу, оставшуюся после смерти наследователя Тарасевич Н.Д., поскольку как установлено в судебном заседании наследодатель на день смерти фактически обладал правом собственности на данное жилое помещение.
Из п.8 постановления Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о наследовании» от 29 мая 2012 года №9 следует, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судам до истечения срока принятия наследства (ст.1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Из разъяснений, содержащихся в п.11 Постановления Пленума Верховного суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросам, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).
Поскольку в судебном заседании установлено, что истец в установленный законом шестимесячный срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства в виде спорного дома, но в выдаче свидетельства о праве на наследство истцу отказано в связи с отсутствием оформленных в соответствии с требованиями действующего законодательства правоустанавливающих документов на спорный дом, подтверждающих право собственности наследователя, а на момент постановки решения срок для принятия наследства истек, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о признании за ней права собственности на <адрес> в <адрес>. Удовлетворяя исковые требования суд принимает во внимание, что земельный участок, на котором находится спорный дом, включен нотариусом в наследственную массу оставшуюся после смерти наследодателя.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тарасевич Т.В. к администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский», Муслимовой О.Н., Тарасевич К.П. о включении имущества в наследственную массу, о признании права собственности в порядке наследования на жилой дом – удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти Тарасевич Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> в <адрес>.
Признать за Тарасевич Т.В. право собственности на жилой <адрес> в <адрес> в порядке наследования.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Михайлова
Решение в окончательной форме постановлено 30 октября 2019 года.
Судья О.А. Михайлова