УИД 24RS0036-01-2023-000328-17
Дело № 2-354/2023
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Мотыгино 28 сентября 2023 года
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Каптурова В.М., при секретаре Тесля С.Е., с участием прокурора ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мотыгинского района Красноярского края к ФИО1 и Министерству лесного хозяйства Красноярского края о возложении обязанности устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Мотыгинского района Красноярского края обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором (после уточнения требований) просил возложить на ответчиков обязанность произвести очистку от порубочных остатков места рубки, расположенного: лесосека №, квартал №, выдел 12, деляна № Первомайского участкового лесничества Мотыгинское лесничество.
Исковые требования мотивированы тем, что между министерством лесного хозяйства Красноярского края и ответчиком заключен договор купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 8 которого очистка лесосеки от порубочных остатков должна была быть произведена до ДД.ММ.ГГГГ. После чего лесничим произведён осмотр вышеуказанного лесного участка, выявлено невыполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков. Указанными действиями ответчика причинен ущерб государственному лесному фонду. Ущерб оплачен, однако порубочные остатки до настоящего времени не убраны.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала в полном объеме, просила установить ответчикам шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения возложенной обязанности по очистки лесосеки.
Ответчики и третье лицо, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в зал суда не явились и своих представителей не направили.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
На основании п. 3 ст. 23.1 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
При этом леса подлежат охране от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия (ст. 51, 60.12 Лесного кодекса РФ).
Согласно п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Подпунктом «к» пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, утвержденных Приказом Минприроды России № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила заготовки древесины), предусмотрено, что при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост)».
В соответствии с п. 11 Правил заготовки древесины, в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений, рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.
В судебном заседании установлено, что между министерством лесного хозяйства Красноярского края и ФИО1 заключен договор купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с условиями которого ответчику переданы лесные насаждения, расположенные в квартале 23, выдел 12, лесосека №, делянка № Первомайского участкового лесничества, предназначенные для заготовки древесины.
В соответствии с пунктами 8, 15, 23 указанного договора ответчик обязался в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обеспечить вывоз древесины, произвести очистку лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины, а также обязалась соблюдать Правила и особенности заготовки древесины, Правила пожарной безопасности в лесах.
ДД.ММ.ГГГГ лесничим КГБУ «Мотыгинское лесничество» произведён осмотр предоставленного ответчику лесного участка, в ходе которого выявлен факт нарушения требований лесного законодательства РФ, а именно невыполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков на площади 0,21 га, что подтверждаются актом осмотра лесосеки, схемой (абрисом), фототаблицей, расчетом ущерба.
До настоящего времени указанные работы не произведены, доказательств этому не представлено.
Таким образом, суд считает исковые требования прокурора о возложении обязанности произвести очистку от порубочных остатков места рубки законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, согласно ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может осуществляться добровольно. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Приложением № к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года № 1730 определен размер таксы, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждением, согласно пункту 9 которого размер вреда, причиненного размещением в лесах отходов производства и потребления, рассчитывается как 10-кратный размер затрат, связанный с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
Из представленной в деле справки расчета ущерба, рассчитанного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, видно, что неудовлетворительной очисткой места рубки от порубочных остатков причинен ущерб в размере 7561 руб.
Ответчиком ФИО1 суду представлена квитанция о возмещении ею ДД.ММ.ГГГГ ущерба в указанном размере (получатель КГКУ «Лесная охрана»).
В силу ст. 78.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» средства от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, зачисленные в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, направляются на выявление объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде.
Использование средств от данных платежей осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с планом мероприятий субъекта Российской Федерации по выявлению объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденным уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок разработки и согласования данного плана мероприятий, а также состав такого плана и требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», субъекта Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.08.2022 года № 1370, установлено, что План мероприятий разрабатывается и утверждается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В план мероприятий включаются мероприятия по выявлению и оценке объектов накопленного вреда и мероприятия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности) и защиты лесов, а также мероприятия по разработке проектно-сметной документации в целях реализации мероприятий, направленных на ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов, и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов.
Проект плана мероприятий не позднее 10 ноября текущего финансового года направляется на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и утверждается не позднее 3 рабочих дней со дня получения согласования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Расходование экологических платежей на мероприятия, не включенные в утвержденный в соответствии с Правилами План, не допускается. Для включения (замены) природоохранного мероприятия в План необходимо осуществить его корректировку в соответствии с Правилами. (Письмо Минприроды России от 27.10.2022 года № 19-53/42916).
Таким образом, непосредственный причинитель вреда в добровольном порядке возместил вред, причиненный окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а обязанность по очистке от порубочных остатков места рубки должна быть возложена на Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Мотыгинского района Красноярского края удовлетворить частично.
Обязать Министерство лесного хозяйства Красноярского края произвести работы по очистке лесосеки №, квартал №, выдел 12, деляна № Первомайского участкового лесничества Мотыгинское лесничество от порубочных остатков на площади 0,21 га в течение шести месяцев со дня вступления данного решения в законную силу.
В удовлетворении исковых требований прокурора Мотыгинского района Красноярского края к ФИО1 отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд Красноярского края в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2023 года.
Судья: подпись.
Решение суда в законную силу не вступило
Копия верна:
Судья В.М. Каптуров