Материал № 12-14/2023 копия
УИД № 81RS0001-01-2023-000214-13
Р Е Ш Е Н И Е
19 сентября 2023 года с.Коса, Пермский край
Судья Косинского районного суда Пермского края Андросенко О.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коробейниковой И.Н., рассмотрев жалобу администрации Косинского муниципального округа Пермского края на постановление заместителя главного государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных округов по пожарному надзору Зерова Н.Г. от 24.08.2023 № 31 и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения от 24.08.2023 № 31 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении администрации Косинского муниципального округа Пермского края,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных округов по пожарному надзору Зерова Н.Г. от 24.08.2023 № 31 администрация Косинского муниципального округа Пермского края привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
На основании представления от 24.08.2023 № 31 заместителем главного государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных округов по пожарному надзору Зеровым Н.Г. потребовано от администрации Косинского муниципального округа Пермского края принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; рассмотреть представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах.
В связи с несогласием с данным постановлением, глава администрации Косинского муниципального округа Засухин Э.В. подал жалобу, в которой содержатся доводы об отсутствии состава вмененного административного правонарушения, при этом, ссылаясь на обстоятельства принятия администрацией всех необходимых мер, направленных на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, приведены доводы на отсутствие в протоколе об административном правонарушении, в обжалуемых постановлении о привлечении к административной ответственности и представлении об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения надлежащего описания события правонарушения, ссылаясь на отсутствие сведений о территориальной принадлежности объектов и прилегающих к ним территорий, на которых отсутствуют противопожарные минерализованные полосы; не проведены замеры, а также не конкретизировано, каким образом фиксировались выявленные нарушения. Не учтено, что до начала пожароопасного периода и установления особого противопожарного режима все минерализованные полосы были обновлены до 5 метров, а на момент вынесения постановления был заключен муниципальный контракт в части расширения площади полосы до 10 метров.
При рассмотрении жалобы представитель администрации участия не принимал, в письменном заявлении и.о.главы Захарченко С.А. просила провести судебное заседание в отсутствие их представителя, поддержав доводы жалобы и в случае отказа в ее удовлетворении просила применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Изучив доводы жалобы, заслушав свидетеля Юркину Л.А., должностное лицо, вынесшее обжалуемые постановление и представление, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Положениями части 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 указанной статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что под нарушением требований пожарной безопасности следует понимать невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо прочего, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года N 1479, устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие, помимо прочего, порядок содержания территорий в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 70 названных Правил (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2022 № 1885) в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Постановлением Правительства Пермского края от 22.03.2023 № 195-п «Об усилении мер пожарной безопасности на территории Пермского края в весенне-летний пожароопасный сезон» в соответствии со статьями 18-20,30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.417 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, ст.14 Закона Пермского края от 24.11.2006 № 31-КЗ «Об обеспечении пожарной безопасности в Пермском крае», в связи необходимостью проведения мероприятий, направленных на предупреждение и снижение количества пожаров на территории Пермского края в весенне-летний пожароопасный сезон, на территории Косинского муниципального округа Пермского края установлен особый противопожарный режим в периоды с 30 апреля по 10 мая и с 27 мая по 10 июня текущего года; в перечень населенных пунктов Косинского муниципального округа Пермского края, подверженных угрозе распространения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров указаны п.Сосновка, п.Верх-Лель, д.Левичи.
В целях обеспечения пожарной безопасности главам муниципальных образований Пермского края рекомендовано, в том числе организовать выполнение работ по созданию противопожарных минерализованных полос и дополнительных противопожарных разрывов по границам населенных пунктов.
Как следует из материалов дела распоряжением (приказом) начальника 26 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кочевскому, Косинскому и Гайнскому муниципальным округам Коми-Пермяцкого округа управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю Кириченко С.В. от 04.07.2023 № 12 назначено проведение внеплановой, выездной проверки в отношении администрации Косинского муниципального округа Пермского края, с целью контроля исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 25.04.2023 №6/1/1, по результатам которой 26.07.2023 выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленных п.70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», а именно:
- территории населенных пунктов п.Левичи, п.Сосновка, п.Верх-Лель в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова на территории, прилегающей к лесу, не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, не обеспечено ее отделение от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, вокруг территории населенных пунктов не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации Косинского муниципального округа протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и в дальнейшем привлечения к административной ответственности.
Поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства невозможности выполнения администрацией требований законодательства, равно как и доказательств принятия исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующих правил в области пожарной безопасности, администрация Косинского муниципального округа Пермского края обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Вывод должностного лица о виновности администрации Косинского муниципального округа Пермского края в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние указанного юридического лица квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о пожарной безопасности.
Доводы жалобы на ненадлежащее описание события административного правонарушения, со ссылкой на отсутствие конкретики выявленных нарушений и территории, где необходимо их устранить, опровергается материалами дела, в том числе решением Косинского районного суда Пермского края от 14.06.2023, которым по требованию администрации Косинского муниципального округа проверена законность предписания от 25.04.2023 № 6/1/1, с учетом данных доводов, а также показаниями свидетеля Юркиной Л.А. – заведующего отделом общественной безопасности администрации Косинского муниципального округа, пояснившей суду, что на момент проверки 26.07.2023 частично выполнены требования предписания путем опашки территории населенных пунктов площадью до 5 метров, впоследствии, после заключения муниципального контракта с МКП Косинское ТХП, 28.08.2023 была создана противопожарная минерализованная полоса шириной 10 метров вокруг населенных пунктов п.Левичи, п.Сосновка, п.Верх-Лель, граничащих с лесным массивом, на что ей было указано должностным лицом, осуществляющим проверку, и о чем она лично после выполнения данных требований законодательства, поставила в известность надзорный орган.
Доказательств того, что администрацией Косинского муниципального округа до проведения проверки принимались все необходимые, достаточные и своевременные меры именно к соблюдению требований пожарной безопасности, не представлены.
Устранение выявленных нарушений правового значения при рассмотрении дела не имеют, поскольку указанные работы проведены уже после проведенной должностным лицом пожарного надзора проверки.
Доводы жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, не влияют на правильные выводы должностного лица о совершении администрацией Косинского муниципального округа Пермского края правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ для данной категории дел, в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, учитывая обстоятельства дела, характер допущенных нарушений, сведения об устранении выявленных нарушений и минимальный размер санкции, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, руководствуясь положениями части 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, прихожу к выводу о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих снизить назначенное наказание, принимая во внимание наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность, учитывая постановление от 20.06.2023 по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
С учетом изложенного постановление заместителя главного государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных округов по пожарному надзору от 24.08.2023 в отношении администрации Косинского муниципального округа подлежит изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 160 000 рублей.
В остальной части обжалуемое постановление не подлежит изменению, поскольку процессуальных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела допущено не было.
Внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, урегулировано статьей 29.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 указанной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В представлении изложено, в чем заключается правонарушение со ссылкой на постановление о назначении административного наказания, причины и условия, послужившие его совершению в виде пренебрежительного отношения к требованиям пожарной безопасности, прямо указано на необходимость принять меры по устранению указанных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.6, пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление заместителя главного государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных округов по пожарному надзору Зерова Н.Г. от 24.08.2023 № 31 в отношении администрации Косинского муниципального округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, изменить, снизив размер назначенного администрации Косинского муниципального округа Пермского края наказания в виде административного штрафа с 350 000 рублей до 160 000 рублей.
В остальной части постановление и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения от 24.08.2023 № 31 оставить без изменения, жалобу администрации Косинского муниципального округа Пермского края – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Косинский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись О.В. Андросенко
Копия верна. Судья О.В. Андросенко