Дело № 2-413/2023
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Москаленки Омской области 18 июля 2023 года
Москаленский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Яновича Д.Н.,
при секретаре Гартман И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Москаленского муниципального района Омской области «Новоцарицынская средняя общеобразовательная школа», управлению образования администрации Москаленского муниципального района Омской области о признании действий по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными и о наложении обязанности устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Москаленского муниципального района Омской области «Новоцарицынская средняя общеобразовательная школа», управлению образования администрации Москаленского муниципального района Омской области о признании действий по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными и о наложении обязанности устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование заявленных требований указано, что при проведении внеплановой выездной проверки 15.03.2023г. в отношении юридического лица муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Новоцарицынская средняя общеобразовательная школа» <данные изъяты>) расположенного по адресу: 646083, Российская Федерация, <адрес>, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. По результатам проверки постановлением Главного государственного санитарного врача в Исилькульском, Москаленском, Полтавском районах Омской области № от <данные изъяты>. юридическое лицо Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области «Новоцарицынская средняя общеобразовательная школа», признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.7 ч.1 КоАП РФ. В ходе проведения проверки установлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, а именно:
- в мясо-рыбном цехе, в варочном зале наблюдаются дефекты отделки потолка и стен, возникшие вследствие протечки кровли;
- не проводится лабораторно производственный контроль.
Бездействие юридического лица МБОУ «Новоцарицынская СОШ» привело к нарушению требований санитарно - эпидемиологического законодательства, а именно:
- ст. 28, ст.39 Федерального Закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г № 52- ФЗ;
- Санитарно - эпидемиологических правил: п.1.8, п.2.5.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровлений детей"; п.2.7 СП 2.1.3678-20"Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"; п.2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
Данные нарушения возникли не одновременно, а на протяжении длительного периода времени перед проведением проверки.
Таким образом, осуществление образовательной деятельности с нарушением федерального законодательства и непринятие мер по устранению нарушений закона может причинить ущерб, нанести вред жизни и здоровью детей, нарушает их право на безопасные условия пребывания в образовательной организации.
В связи с изложенным, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе просит признать действия МБОУ «Новоцарицынская СОШ», расположенного по адресу: 646083, Российская Федерация, <адрес>, по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными; обязать МБОУ «Новоцарицынская СОШ», устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- устранить дефекты в мясо-рыбном цехе, в варочном зале отделки потолка и стен, возникшие в следствии протечки кровли, основание п.2.5.3. СП 22.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровлений детей";
- проводить лабораторный производственный контроль, основание п.2.1. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения», п.1.8. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей», ст. 32 ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Также просят обязать Управление образования администрации Москаленского муниципального района Омской области, как главного распорядителя бюджетных средств осуществить финансирование в объеме, необходимом для устранения в указанные сроки нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Новоцарицынская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе участия не принимал, в материалах дела имеется отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика МБОУ «Новоцарицынская СОШ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика управления образования администрации Москаленского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, в отзыве просят рассмотреть дело без их участия, решение оставляют на усмотрение суда.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. ст. 2, 43 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, и их соблюдение и защита - обязанность государства, каждый имеет право на образование.
В соответствии со статьей 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Из части 2 статьи 41 Конституции РФ следует, что в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Согласно ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в частности, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании).
Частью 4 ст. 41 указанного Федерального закона предусмотрено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в РФ; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (т.е. состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности) обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 52-ФЗ в дошкольных, школьных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основании Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
Согласно статье 44 Федерального закона № 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в том числе, контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
На основании ч.1 ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровлений детей":
п.1.8. На объектах должен осуществляться производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов;
п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
Согласно п.2.7. СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Согласно п.2.1. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" предприятия общественного питания должны проводить производственный контроль, основанный на принципах ХАССП, в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), установленными предприятием общественного питания.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специалистами Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе внеплановой выездной проверки деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Новоцарицынская средняя общеобразовательная школа» (<данные изъяты> <адрес>, выявлены факты нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Установлено, что в МБОУ имеются дефекты в мясо-рыбном цехе, в варочном зале отделки потолка и стен, возникшие в следствии протечки кровли, чем нарушен п.2.5.3. СП 22.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровлений детей"; не проводится лабораторный производственный контроль, чем нарушены п.2.1. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения», п.1.8. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей», ст. 32 ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Выявленные нарушения сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались, возражения стороной ответчика не представлены.
Данная проверка проводилась в соответствии с решением начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе от ДД.ММ.ГГГГ №/вп (л.д.19-24).
По результатам проверки в отношении МБОУ «Новоцарицынская СОШ» ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении № по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, вынесено постановление № о назначении административного наказания, а также вынесено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований (л.д. 14-16, 10-13, 17-18).
Несоблюдение образовательным учреждением требований санитарно-эпидемиологического законодательства может повлечь за собой нарушение прав на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся, а также работников данного учреждения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании действий МБОУ «Новоцарицынская СОШ» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным, а также о возложении обязанности по обеспечению устранения выявленных нарушений являются законными и обоснованными, следовательно, подлежащими удовлетворению.
При этом определенный истцом срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ суд находит разумным и справедливым.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Материалами дела подтверждено, что МБОУ «Новоцарицынская СОШ» является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий Москаленского муниципальтного района Омской области в сфере образования, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании субсидий (п.п. 1.7. Устава).
Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств местного бюджета Москаленского муниципального района Омской области.
Учредителем МБОУ «Новоцарицынская СОШ» является администрация Москаленского муниципального района Омской области в лице Управление образования администрации Москаленского муниципального района Омской области (пункт 1.3. Устава).
Управление образования устанавливает муниципальное задание в соответствии с предусмотренным настоящим уставом основными видами деятельности. Формирование и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляет Управлением образования с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления или приобретенного им за счет средств, выделенных ему на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Таким образом, обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательном учреждении следует возложить на Управление образования администрации Москаленского муниципального района, действующее от имени учредителя.
При принятии решения суд учитывает, что представители ответчиков МБОУ «Новоцарицынская СОШ» и Управление образования администрации Москаленского муниципального района возражений по исковым требованиям не представили.
Исходя из вышеизложенного, суд находит исковые требования территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе подлежащими удовлетворению.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, суд считает необходимым освободить Управление образования администрации Москаленского муниципального района Омской области от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с МБОУ «Новоцарицынская СОШ» государственную пошлину в местный бюджет Москаленского муниципального района Омской области в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе.
Признать незаконными действия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Новоцарицынская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области «Новоцарицынская средняя общеобразовательная школа» и Управление образования администрации Москаленского муниципального района Омской области обязанность устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ года:
- устранить дефекты в мясо-рыбном цехе, в варочном зале отделки потолка и стен, возникшие в следствии протечки кровли, основание п.2.5.3. СП 22.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровлений детей";
- проводить лабораторный производственный контроль, основание п.2.1. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения», п.1.8. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей», ст. 32 ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Обязать Управление образования администрации Москаленского муниципального района Омской области осуществить финансирование в объеме, необходимом для устранения в указанные сроки нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Новоцарицынская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Новоцарицынская средняя общеобразовательная школа» (<данные изъяты>) государственную пошлину в местный бюджет Москаленского муниципального района <адрес> в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда с подачей жалобы через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Д.Н. Янович
"КОПИЯ ВЕРНА" подпись судьи ______________________ секретарь с/з Гартман И.Н. (Наименование должности работника аппарата суда) _____________________________ (инициалы, фамилия) «_____»_________________20_____ г. |