Гражданское дело №2-1-29/2022 УИД 57RS0020-01-2022-000017-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Хотынец 16 марта 2022 года
Хотынецкий районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Никишиной Т.Н.,
при секретаре Тишиной Ю.Ю.,
с участием истца Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области - Прокопенкова А.А.,
представителя ответчика - Бюджетного учреждения здравоохранения «Хотынецкая центральная районная больница» - Бурцева Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению межрайонного прокурора Хотынецкой межрайонной прокураторы Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетному учреждению здравоохранения «Хотынецкая центральная районная больница», третьему лицу: Департаменту здравоохранения
Орловской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонный прокурор Хотынецкой межрайонной прокураторы Орловской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Бюджетному учреждению здравоохранения «Хотынецкая центральная районная больница» (далее - БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ»), третьему лицу: Департаменту здравоохранения Орловской области о
возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указано, что Хотынецкой межрайонной прокуратурой на территории Хотынецкого района проведена проверка законодательства о здравоохранении. На территории Хотынецкого района осуществляет деятельность БУЗ Орловской области «Хотынецкая ЦРБ», которое имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. В составе БУЗ Орловской области «Хотынецкая ЦРБ» функционирует отделение скорой помощи. Согласно штатного расписания, утвержденного главным врачом БУЗ «Хотынецкая ЦРБ» Бурцевым Ю.В., в учреждении на N-числа предусмотрено 4,75 ставки по должности «фельдшер скорой медицинской помощи» и 5,0 ставки по должности «водитель скорой медицинской помощи». В ходе проверки установлено, что в нарушение Конституции РФ,
Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.06.2013 №388н, работа скорой помощи БУЗ Орловской области «Хотынецкая ЦРБ» организована с нарушением требований действующего законодательства. Руководством БУЗ Орловской области «Хотынецкая ЦРБ» не обеспечено функционирование скорой медицинской помощи в круглосуточном режиме с учетом установленного времени доезда 20 минут. В настоящее время в штате учреждения имеется 3 фельдшера скорой медицинской помощи (при наличии 4,75 ставок), а также 4 водителя скорой медицинской помощи (при наличии 5 ставок). Проверкой установлено, что фактически в распоряжении БУЗ «Хотынецкая ЦРБ» имеется 4 автомобиля скорой медицинской помощи, из которых исправны в настоящее время лишь 2. Штатное расписание БУЗ «Хотынецкая ЦРБ» не соответствует рекомендуемым штатным нормативам отделения скорой медицинской помощи, предусмотренным приложением №4 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, утверждёнными приказом Министерства Здравоохранения РФ от 20.06.2013 года №388н. При этом дежурство одновременно осуществляется одной бригадой скорой медицинской помощи, что не позволяет обеспечить своевременный выезд и оказание медицинской помощи гражданам. В свою очередь, такие факты могут привести к тяжким последствиям. Так, сотрудниками БУЗ «Хотынецкая ЦРБ» допущено нарушение вышеуказанных требований при оказании помощи С.А. Установлено, что вызов от родственников указанной гражданки поступил в медицинское учреждение N-числа в 15 часов 25 минут. При этом автомобиль скорой медицинской помощи прибыл по вызову лишь в 16 часов 50 минут, то есть со значительным нарушением установленного времени доезда. Обусловлено это тем, что в указанный день на дежурстве находилась 1 бригада скорой медицинской помощи, которая была задействована на другом вызове. В результате несвоевременного оказания медицинской помощи и неправильной постановки диагноза С.А.. скончалась N-числа в БУЗ «Хотынецкая ЦРБ». Таким образом, на территории Хотынецкого района не организована надлежащим образом работа скорой медицинской помощи. Данный факт не является единичным.
С учетом уточнений просил обязать БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» организовать работу отделения скорой медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 года №388н, а именно привести штатное расписание БУЗ Орловской области «Хотынецкая ЦРБ» в соответствие с требованиями данного приказа, обеспечить круглосуточную доступность скорой медицинской помощи для населения, в соответствии с требованиями указанного приказа.
В судебном заседании межрайонный прокурор Хотынецкой межрайонной прокуроры Орловской области Прокопенков А.А., уточненные исковые требования поддержал. Пояснил, что БУЗ «Хотынецкая ЦРБ» не обеспечена работа скорой медицинской помощи в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения №388н. Нарушение заключается в том, что не обеспечивается время доезда до пациента, установленное данным Приказом, а именно 20 минут с момента регистрации вызова. Неоднократно фиксировались факты, нарушающие права граждан в этой сфере. Об одном из таких фактов указано в исковом заявлении по Гришиной, данный факт не единичный. В списке выездов автомобиля скорой помощи в ---------- за 2021-2022 годы, одна бригада скорой помощи. Все периоды выезда, фактически район остается без автомобиля скорой помощи, так как она уезжает, в это время выехать к пациентам некому. Что касается штатного расписания, то в обозначенном указе приведены примерные нормативы, на которые должны ориентироваться станции и отделения скорой медицинской помощи.
Представитель ответчика - БУЗ 00 «Хотынецкая ЦРБ» Бурцев Ю.В., исковые требования не признал, и пояснил, что работают на основании Постановления Правительства Орловской области №857 от 06.12.2020 года, где установлен норматив комплектации штата сотрудников скорой помощи на количество населения в системе ФМС - 0,29. Минимальное количество бригад - 4. 5,25 бригады - с учетом отпусков, это не означает, что должно быть 5 фельдшеров. Такие объемы доводятся ОМС, согласно Постановлению 857 на 2021 год, в частности, что в БУЗ «Хотынецкая ЦРБ» должно быть 4 бригады скорой медицинской помощи. В штате состоит 4 фельдшера, 4 водителя, в настоящее время один из фельдшеров находится в декретном отпуске. В настоящее время временно работает еще один фельдшер. Каждая деревня расписана по фельдшерским пунктам, если необходимо оказать экстренную первую помощь, то фельдшер непосредственно выходит на этот вызов, определяет и решает вопрос вызывать бригаду или самостоятельно справиться.
Представитель третьего лица - Департамента здравоохранения Орловской области надлежаще извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился.
В силу частей 4 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотрение данного дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-Ф3 «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
В силу ч.2 ст.19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-Ф3 «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В силу ч.1-2 ст.31 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-Ф3 «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 35 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-Ф3 «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.
На территории Российской Федерации в целях оказания скорой медицинской помощи функционирует система единого номера вызова скорой медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, утвержденные приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. № 388н предусматривают, что Количество и профиль выездных бригад скорой медицинской помощи устанавливаются с целью круглосуточного обеспечения населения скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощью, с учетом численности, плотности и возрастной структуры населения территории обслуживания, средней нагрузки на одну выездную бригаду скорой медицинской помощи в сутки, климатических и географических особенностей территории обслуживания, особенностей застройки, насыщенности территории обслуживания промышленными предприятиями, состояния транспортных магистралей, интенсивности движения и иных факторов, а также значений критериев доступности медицинской помощи, установленных территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Время доезда до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. В территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Так, Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2020 г. № 857 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2021 г. № 835 на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» установлено, что время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова при удаленности вызова не более 15 км, при удаленности вызова более 15 километров время доезда увеличивается на 10 минут на каждые 10 километров.
Таким образом, время доезда до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи, регламентируемое Правилами, утвержденными приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. № 388н носит рекомендательный и отсылочный характер к территориальным Программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В Постановлении Правительства Орловской области от 30.12.2020 N 857 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» указаны средние нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в целом и по Программе определяются в единицах объема в расчете на 1 жителя в год, по территориальной программе ОМС - в расчете на 1 застрахованное лицо. Средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой, и составляют: для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, на 2021 год за счет средств областного бюджета - 0,0390 вызова на 1 жителя (1-й уровень - 0,0257, 2-й уровень - 0,0081, 3-й уровень - 0,0052), на 2022 год - 0,0392 вызова на 1 жителя (1-й уровень - 0,0257, 2-й уровень - 0,0082, 3-й уровень - 0,0053), на 2023 год - 0,0395 вызова на 1 жителя (1-й уровень - 0,0260, 2-й уровень - 0,0082, 3-й уровень - 0,0053), на 2021 - 2023 годы в рамках территориальной программы ОМС - 0,29 вызова на 1 застрахованное лицо (1-й уровень - 0,12, 2-й уровень - 0,17).
Согласно информации о плановых объемных и финансовых показателях в разрезе условий оказания медицинской помощи на 2021 год, БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» имеет 4 фельдшерских выездных бригады скорой медицинской помощи.
Из списка медицинских сестер БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» следует, что в БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» числится 4 фельдшера скорой медицинской помощи, из них - 1 фельдшер скорой медицинской помощи отсутствует в связи с нахождением в декретном отпуске (л.д. <данные изъяты>).
Из списка прочего персонала БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» следует, что в БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» числится 4 водителя скорой медицинской помощи (л.д. <данные изъяты>).
Согласно штатного расписания БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» на N-числа количество должностей фельдшер скорой медицинской помощи оставляет - 4,75 ставки, водитель автомобиля скорой помощи - 5,0 ставки (л.д.<данные изъяты>).
В настоящее время фактически работают четыре фельдшера скорой медицинской помощи, пятая находится в декретном отпуске.
Таким образом, уставлено, что БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» производится укомплектование в соответствии со штатным расписанием, исходя из численности населения обслуживаемой территории.
Согласно п.п. 40 Устава БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ», руководитель, в пределах совей компетенции издает приказы, иные локальные акты и дает указания, обязательные для всех работников Учреждения.
Из списка выездов скорой медицинской помощи (приобщен в судебном заседании), которые были направлены в ---------- за 2021 - 2022 годы следует, что дежурная бригада скорой медицинской помощи периодически находится в ---------- с целью доставления больных в специализированные медицинские организации.
В соответствии с изложенным в БУЗ 00 «Хотынецкая ЦРБ», с целью организации обеспечения населения скорой медицинской помощью, необходимо на время фактического отсутствия дежурной бригады скорой медицинской помощи установить взаимозаменяемость, в том числе путем издания соответствующего приказа, иного локального акта, указания, в связи с чем, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск межрайонного прокурора Хотынецкой межрайонной прокураторы Орловской области удовлетворить частично.
Обязать Бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Хотынецкая центральная районная больница» организовать обеспечение населения скорой медицинской помощью, в случае занятости дежурной бригады скорой медицинской помощи.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Хотынецкий районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: Т.Н. Никишина