РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2024 года пос. Чернь Тульской области
Плавский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Герасимова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Булавинцевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-781/2024 по иску Восканяна Сержика Левоновича к администрации муниципального образования Чернский район, администрации муниципального образования Липицкое Чернского района о признании права собственности на земельную долю в порядке приватизации,
установил:
Восканян С.Л. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Чернский район о признании права собственности на земельную долю в порядке приватизации.
В обоснование своих требований указала на то, что <данные изъяты> он был принят на работу в совхоз <данные изъяты>. Постановлением глава администрации <данные изъяты> совхоз <данные изъяты> был переименован в коллективное сельскохозяйственное предприятие(далее по тексту – КСП) <данные изъяты> По данным Списка сельскохозяйственных предприятий на выдачу свидетельств собственникам земельных долей и утверждении размеров земельных долей, утвержденного Постановлением главы администрации <данные изъяты> «О выдаче Свидетельств собственникам земельных долей и утверждении размеров земельных долей», КСП <данные изъяты> была утверждена земельная доля в размере 12,92 га. Совхозом «За коммунизм» были сформированы списки лиц, которым выделялась земельная доля, но в данный список истца ошибочно не включили, в связи с чем, земельную долю ему не выделили и свидетельство о право собственности он не получал.
На основании изложенного, истец просил признать за ним право на получение в порядке приватизации из районного фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения земельного участка площадью 12,92 га., принятой на момент приватизации в КСП «Красная Нива»
Истец Восканян С.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требований поддержал.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Чернский район в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель администрации в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что не возражает против заявленных исковых требований.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Липицкое Чернского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель администрации в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что не возражает против заявленных исковых требований.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 323 от 27 декабря 1991 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» предписывалось приватизацию земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлять в соответствии с действующим законодательством, устанавливалось правило, согласно которому колхозы и совхозы были обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02 марта 1992 года № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» установлено, что при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе). В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.
29 декабря 1991 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», согласно п. 1 которого совхозы и колхозы были обязаны до 01 января 1993 года провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
В силу п. 9 Положения «О реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1992 года № 708, трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимали решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации.
С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подавалась заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме.
К заявке прилагались списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 марта 1992 года № 213.
В данные списки включались: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий).
Кроме того, в списки включаются временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 года.
Согласно п. 5 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» было предусмотрено включение в фонды перераспределения земель участков, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.
В силу ст. 80 Земельного кодекса РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со ст. 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.3 Закона Тульской области от 7 июня 2004 года № 452-ЗТО «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области» в случае, если гражданин имел право на получение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно, но не получил его при приватизации земли, ему однократно бесплатно предоставляется земельный участок в размере земельной доли, принятой на момент приватизации земли в сельскохозяйственной организации. Земельный участок выделяется из районного фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, а при его отсутствии - из земель, переданных сельскохозяйственной организации в постоянное (бессрочное) пользование.
В случае если земельный участок предоставляется руководителям и специалистам, проработавшим в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет, которые имели право на получение земельного участка в собственность, но не реализовали это право, то земельный участок предоставляется однократно бесплатно для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности и использования в иных целях в размере среднерайонной земельной доли. Земельный участок выделяется из районного фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, а при его отсутствии - из земель, переданных сельскохозяйственным организациям в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, указанными правовыми нормами был определен перечень лиц, имевших право на получение земли в собственность бесплатно в порядке приватизации, который расширительному толкованию не подлежит. Исходя из буквального смысла указанных норм права в перечень лиц были включены: работники колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий; пенсионеры указанных хозяйств, и то, только те из них, которые проживали на территории хозяйств в момент приватизации; лица, занятые в социальной сфере на селе, то есть работающие в социальной сфере в момент приватизации; временно отсутствующие работники сельскохозяйственного предприятия, в том числе военнослужащие срочной службы и стипендиаты хозяйства; лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы в сельскохозяйственном предприятии, в случае их фактического возвращения; лица, уволенные из сельскохозяйственного предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 года.
На момент распределения земельных паев, находящихся в пользовании совхоза «За коммунизм» <адрес> (впоследствии реорганизованном в КСП <данные изъяты>), то есть ДД.ММ.ГГГГ, Восканян С.Л. работал в указанной совхозе(а затем в КСП)<данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией трудовой книжки <данные изъяты>.
Таким образом, Восканян С.Л. являлся работником вышеуказанного сельскохозяйственного предприятия.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Восканяна С.Л. должны были включить в списки лиц на получение земельной доли в собственность бесплатно при реорганизации колхозов и совхозов.
Судом установлено, что общим собранием коллектива работающих и пенсионеров совхоза <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Список лиц совхоза <данные изъяты> к наделению земельным паем.
Вместе с тем Восканян С.Л. не был включен в указанный выше список как работник данного совхоза.
Согласно постановлению главы администрации <данные изъяты>, коллективное сельскохозяйственное предприятие <данные изъяты> переименовано в коллективное сельскохозяйственное предприятие <данные изъяты>.
На основании постановления главы администрации <данные изъяты> «О выдаче свидетельств собственникам земельных долей и утверждении размеров земельных долей» постановлено выдать свидетельства на право собственности на землю собственникам земельных долей коллективного сельскохозяйственного предприятия <данные изъяты>. Земельная доля в колхозе <данные изъяты> составляет: сельскохозяйственных угодий 12,92 га, в том числе пашни 10,32 га.
Вместе с тем право на земельную долю в период и после реорганизации совхоза <данные изъяты> истцом реализовано не было, что послужило основанием для его обращения в суд с настоящим иском.
Администрацией муниципального образования Чернский район в письме № от 20.07.2023 истцу отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельной доли из фонда перераспределения земель и разъяснено право на обращение в суд.
Давая совокупную оценку всем представленным и исследованным в судебном заседании доказательствам, суд приходит к убеждению об обоснованности заявленных истцом требований.
При установленных выше обстоятельствах и на основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом вышеприведенных правовых норм, позиций сторон, не выразивших возражений относительно заявленных исковых требований, суд считает возможным их удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 12,92 ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░