Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-255/2022 ~ М-166/2022 от 22.03.2022

        Дело № 2-255/2022

        РЕШЕНИЕ

        Именем Российской Федерации

    Петуховский районный суд Курганской области в составе:

        председательствующего судьи Аверкиной У.А.,

        при помощнике судьи Овчинниковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Частоозерье Частоозерского района Курганской области 5 мая 2022 г. гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Частоозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Бутыринская основная общеобразовательная школа», Администрации Частоозерского района Курганской области о возложении обязанности,

установил:

прокурор Частоозерского района Курганской области (далее – прокурор Частоозерского района) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Бутыринская основная общеобразовательная школа» (далее – МКОУ «Бутыринская основная общеобразовательная школа», а также школа), муниципальному казенному учреждению «Частоозерский районный отдел образования» (далее - МКУ «Частоозерский районный отдел образования») о возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена в МКОУ «Бутыринская основная общеобразовательная школа» проверка на предмет соблюдения законодательства о защите прав несовершеннолетних в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объекта школы, расположенного по адресу: Курганская область, Частоозерский район,                             с. Бутырино, ул. Центральная, д. 31. В ходе проверки установлено, что согласно паспорту безопасности, объекту, в котором располагается МКОУ «Бутыринская основная общеобразовательная школа», присвоена 4 категория опасности. В нарушение положений подпункта «д» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, вышеуказанный объект не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В связи с изложенным просил суд в срок до 31.08.2022 обязать МКОУ «Бутыринская основная общеобразовательная школа» обеспечить антитеррористическую защищенность объекта образования, расположенного по адресу: Курганская область, Частоозерский район, с. Бутырино, ул. Центральная, д. 31, а именно: оборудовать объект образования системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Также просил обязать МКУ «Частоозерский районный отдел образования» как исполнителя функций и полномочий учредителя школы обеспечить финансирование вышеперечисленного мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности МКОУ «Бутыринская основная общеобразовательная школа».

В последующем исполняющий обязанности прокурора Частоозерского района изменил исковые требования, оставив их обоснование прежним, предъявил требования к МКОУ «Бутыринская основная общеобразовательная школа» и Администрации Частоозерского района Курганской области (далее – Администрация Частоозерского района) как к учредителю указанного образовательного учреждения.

В связи с этим протокольным определением суда от 05.05.2022 были исключены из числа третьих лиц Администрация Частоозерского района, из числа ответчиков МКУ «Частоозерский районный отдел образования».

В судебном заседании помощник прокурора Частоозерского района               Сабанин Д.Н. заявленные требования поддержал по доводам измененного искового заявления.

Представитель ответчика МКОУ «Бутыринская основная общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, выразив согласие с исковыми требованиями.

Представитель ответчика Администрации Частоозерского района в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежаще, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями согласился частично. Указал, что обеспечение антитеррористической защищенности требует значительных финансовых и временных затрат, связанных с организацией определенных мероприятий, в части подготовки соответствующей проектно-сметной документации, проведении конкурентных процедур по заключению договоров на оказание услуг охраны, закупку необходимого оборудования, проведения работ по установке систем специального экстренного оповещения. Согласно решению Частоозерской районной Думы от 28.12.2021 № 90 «О районном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» в бюджете Частоозерского района денежных средств на указанные цели не предусмотрено. Решение о планировании бюджетных средств на указанные цели будет принято при утверждении местного бюджета на 2023 год. В связи с этим просил суд установить срок для исполнения заявленной обязанности - в течение 2022-2023 годов.

Представитель третьего лица МКУ «Частоозерский районный отдел образования» в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, вынесение решения оставил на усмотрение суда. Ранее в судебном заседании начальник районного отдела образования Осипов С.М. указывал на отсутствие финансовой возможности для выполнения необходимого требования по обеспечению антитеррористической защищенности объекта школы.

Представитель третьего лица Департамента образования и науки Курганской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, представил отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что поддерживает исковые требования, считая их законными и обоснованными.

С учетом мнения лица, участвующего в деле, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ст. 38 Конституции Российской Федерации дети находятся под защитой государства.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Создание образовательной организацией необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации предусмотрено также пунктом 2 части 3 настоящей статьи данного закона.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 настоящего федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ                                      «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п.п. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту – Требования).

Согласно подп. «д» п. 24 указанных Требований в отношении объектов (территорий) четвертой категории опасности осуществляются мероприятия, в том числе по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Частоозерского района проведена проверка объекта МКОУ «Бутыринская основная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Курганская область, Частоозерский район,                            с. Бутырино, ул. Центральная, д. 31, в части соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности данного объекта, в ходе которой было установлено, что мероприятие, предусмотренное подпунктом «д» пункта 24 вышеупомянутых Требований, на указанном выше объекте МКОУ «Бутыринская основная общеобразовательная школа» не выполнено.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ МКОУ «Бутыринская основная общеобразовательная школа» является юридическим лицом с основным видом деятельности – образование основное общее.

Из пунктов 8, 9 Устава следует, что учредителем МКОУ «Бутыринская основная общеобразовательная школа» и собственником его имущества является Администрация Частоозерского района. Функции и полномочия учредителя от имени Администрации Частоозерского района осуществляет МКУ «Частоозерский районный отдел образования», которое в соответствии с Положением, утверждённым решением Частоозерской районной Думы от 19.04.2019 № 222, является структурным подразделением Администрации Частоозерского района, осуществляющим управление в сфере образования на территории данного района, в полномочия которого входит, в том числе исполнение бюджетных полномочий главного распорядителя и получателя средств бюджета, предусмотренных на содержание Отдела образования и подведомственных муниципальных организаций, а также главного администратора доходов бюджета и закрепленным за ним видам доходов; осуществление полномочий по расходованию субвенций и субсидий, поступающих в бюджет Частоозерского района на реализацию полномочий в сфере образования (пункты 1, 43, 44 Положения).

МКОУ «Бутыринская основная общеобразовательная школа» является некоммерческой организацией, реализующей основные общеобразовательные программы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования (пункты 11 и 1 Устава).

МКОУ «Бутыринская основная общеобразовательная школа» отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. МКОУ «Бутыринская основная общеобразовательная школа» от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 29, 30 Устава).

Согласно паспорту безопасности, объекту, в котором располагается МКОУ «Бутыринская основная общеобразовательная школа» по адресу: Курганская область, Частоозерский район, с. Бутырино, ул. Центральная, д. 31, присвоена 4 категория опасности.

Таким образом, судом установлено, что на территории объекта МКОУ «Бутыринская основная общеобразовательная школа», расположенного по вышеуказанному адресу, не выполнено предъявляемое к 4 категории опасности объектов образования обязательное мероприятие по обеспечению антитеррористической защищенности, предусмотренное подпунктом «д» пункта 24 вышеуказанных Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006. При этом необходимость оборудования объекта школы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности, исходя из системного толкования всего содержания настоящего Постановления.

В силу п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Применительно к детским садам и школам указанные цели не могут быть достигнуты без выполнения, в том числе мероприятий, предусмотренных пунктом 24 Требований.

В связи с этим суд находит исковые требования о возложении на МКОУ «Бутыринская основная общеобразовательная школа» заявленной обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности его объекта обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч.ч. 1, 2 ст. 53 настоящего федерального закона).

По смыслу положений ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник, которым является учредитель государственного и муниципального учреждения, организации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества (пункты 1, 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что МКОУ «Бутыринская основная общеобразовательная школа» является казенным учреждением, сведений о наличии самостоятельных денежных средств на выполнение мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности его объекта не представлено, принимая во внимание, что учредителем данного учреждения является Администрация Частоозерского района, суд приходит к выводу, что на администрацию района должна быть возложена обязанность по финансированию возлагаемой судом вышеуказанной обязанности, в случае недостаточности денежных средств у МКОУ «Бутыринская основная общеобразовательная школа».

Поскольку выполнение мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта МКОУ «Бутыринская основная общеобразовательная школа» требует значительных финансовых затрат, суд на основании ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным установить ответчикам для исполнения настоящего решения срок до 01.02.2023, который, по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск исполняющего обязанности прокурора Частоозерского района Курганской области удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бутыринская основная общеобразовательная школа» в срок до 01.02.2023 оборудовать объект образования, расположенный по адресу: Курганская область, Частоозерский район, с. Бутырино, ул. Центральная, д. 31, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В случае недостаточности денежных средств у муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бутыринская основная общеобразовательная школа», обязать Администрацию Частоозерского района Курганской области в срок до 01.02.2023 обеспечить финансирование для исполнения вышеуказанной обязанности.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционных жалобы, представления через Петуховский районный суд Курганской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 13.05.2022.

Судья                                              У.А. Аверкина

2-255/2022 ~ М-166/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Частоозерского района Курганской области
Ответчики
МКУ Частоозерский районный отдел образования
МКОУ "Бутыринская основная общеобразовательная школа"
Другие
Департамент образования и науки Курганской области
Администрация Частоозерского района
Суд
Петуховский районный суд Курганской области
Судья
Аверкина У.А.
Дело на сайте суда
petuhovsky--krg.sudrf.ru
22.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2022Передача материалов судье
25.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2022Подготовка дела (собеседование)
11.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2022Судебное заседание
05.05.2022Судебное заседание
13.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2022Дело оформлено
17.06.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее