Судья Грицык А.А. дело № 12-102/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 11 февраля 2021 года
Судья Самарского областного суда Саменкова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора АО «Автоколонна № 1817» Виноградова А.В. на постановление Ленинского районного суда г. Самары от 27 ноября 2020 года, которым юридическое лицо АО «Автоколонна № 1817» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей,
установил:
Постановлением Ленинского районного суда г. Самары от 27 ноября 2020 года юридическое лицо Акционерное общество «Автоколонна № 1817» (далее – АО «Автоколонна 1817» или Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Оспаривая законность и обоснованность привлечения к административной ответственности, директор АО «Автоколонна № 1817» Виноградов А.В. обратился в Самарский областной суд с жалобой, согласно которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку письменные объяснения общества не нашли отражение в постановлении суда, Общество не осуществляет складирование отходов грунта от земляных работ на земельном участке, расположенном по адресу: г.Самара, 6 просека, за ГСК № 136; имеется заключение кадастрового инженера, подтверждающее доводы Общества.
Изучив материалы дела, выслушав представителя АО «Автоколонна № 1817» по доверенности Гарифулину Г.И. в поддержание доводов жалобы, возражения представителей Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара по доверенности Инжутовой К.А. и Рябовой Е.Б., прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса).
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Сам факт нахождения на почвах отходов производства предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы. Освобождение почвы от отходов производства в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление нарушенного состояния окружающей среды. На лице, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, лежит обязанность как привести земельный участок в первоначальное состояние, так и возместить вред, причиненный окружающей среде.
Именно невозможностью точного установления характера, степени и размера вреда, причиненного объекту окружающей среды, в том числе вреда, причиняемого почве отходами производства, обусловлено возложение законодателем на правонарушителя обязанности возместить вред на основании утвержденных в установленном порядке такс и методик определения размера вреда окружающей среде.
Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2019 № 77-КГ19-1.
Согласно преамбуле Федерального закона Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» данный Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; и регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Согласно статье 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
В соответствии со статьей 42 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует из представленных материалов и установлено судом первой инстанции по поступившему в управление охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара 12.08.2020 посредством социальной сети Твиттер обращению гражданина по вопросу несанкционированного сброса отходов неустановленными лицами, в результате которых образовалась несанкционированная свалка отходов на земельном участке, расположенном по адресу: г. Самара, 6 просека, за ГСК № 136, на основании задания № 439 от 12.08.2020 года, главным специалистом отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара Толкушкиной Д.Н. в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, с исполнением задач по выявлению и предотвращению нарушений в сфере охраны окружающей среды проведено рейдовое мероприятие, а именно, обследование территории Октябрьского внутригородского района г.о.Самара, 6 просека, ГСК № 136, кадастровый номер 63:01:0638005:207, на предмет несанкционированного сброса отходов, в ходе которого были зафиксированы навалы складированных ранее неустановленными лицами отходов грунта.
При проведении повторного обследования территории земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, также были зафиксированы навалы складированных отходов грунта. В ходе обследования были проведены измерения объемов навалов отходов в виде грунта при проведении земельных работ, их объем составил 2084 м?.
Про результатам осмотра территории, главным специалистом отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара Толкушкиной Д.Н. 21.08.2020 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении АО «Автоколонна № 1817».
Согласно публичной кадастровой карте складирование отходов частично осуществляется на земельном участке, который имеет кадастровый номер 63:01:0638005:207, и относится к категории земель населенных пунктов, для туристического обслуживания: размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них; размещение детских лагерей.
В ходе проведения административного расследования установлено, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0638005:207 принадлежит на праве собственности АО «Автоколонна № 1817» (ИНН 6316028170).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером 63:01:0638005:207 относится к категории земель населенных пунктов, для туристического обслуживания: размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий. Используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них; размещение детских лагерей.
30.09.2020 года главным специалистом отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара Толкушкиной Д.Н. в отношении Общества составлен протокол № 09-20-95/50 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому юридическим лицом допущено нарушение требований части 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 42 Земельного кодекса, носящее длящийся характер, выразившееся в бездействии в части не соблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, повлекшие за собой причинение вреда окружающей среде по адресу: г. Самара, 6 просека, за ГСК № 136.
Факт совершения АО «Автоколонна № 1817» выявленного правонарушения подтверждается представленными доказательствами, именно: протоколом об административном правонарушении № 09-20-95/50 от 30.09.2020 года, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, выпиской из ЕГРПН от 20.08.2020 года, свидетельством ФНС о внесении записи в ЕГРЮЛ в отношении АО «Автоколонна № 1817» 28.08.2002 года (ОГРН 1026301154868), свидетельством о государственной регистрации права 63-АГ № 150705 от 19.09.2008 года, заданием на проведение рейдового мероприятия от 12.08.2020 № 439, актом по результатам проведения мероприятия по контролю № 20-08-95/05 от 12.08.2020 и фототаблицей к нему, заданием на проведение рейдового мероприятия от 21.08.2020 № 451, актом по результатам проведения мероприятия по контролю № 20-08-95/09 от 21.08.2020 и фототаблицей к нему и другими материалами дела.
Представленным в деле доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему судебного постановления. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности АО «Автоколонна № 1817» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод жалобы заявителя об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения является необоснованным, и опровергается материалами дела.
Ссылка в жалобе на процессуальные нарушения, выразившиеся в неизвещении юридического лица о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, необоснованна.
Так, копия определения от 03.11.2020 года о назначении судебного заседания на 27.11.2020 года в 09 часов 15 минут направлена в адрес АО «Автоколонна 1817» заказной почтой и получена адресатом 16.11.2020 года, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления.
Довод о наличии заключения кадастрового инженера судом не принимается ко вниманию, поскольку заключение составлено после даты выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.
Иные доводы жалобы не опровергают наличие в действиях АО «Автоколонна 1817» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта, не являются основанием для его изменения или отмены.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены постановления суда первой инстанции.
Административное наказание АО «Автоколонна 1817» назначено в минимальном пределе санкции части 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Порядок и срок давности привлечения АО «Автоколонна 1817» к административной ответственности не нарушены.
Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу постановления судьи, не допущено.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление Ленинского районного суда г. Самары от 27 ноября 2020 года, которым юридическое лицо АО «Автоколонна № 1817» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, оставить без изменения, жалобу директора АО «Автоколонна № 1817» Виноградова А.В.- без удовлетворения.
В соответствии со статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Самарского областного суда С.Е. Саменкова
Копия верна: