Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1632/2024 ~ М-296/2024 от 10.01.2024

14RS0035-01-2024-000481-71

Дело № 2-1632/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Якутск                                                                         28 февраля 2024 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Борисовой В.С., при секретаре Павловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Максимовой Татьяны Григорьевны к Окружной администрации города Якутска о предоставлении жилого помещения,

установил:

Истец обратилась в суд с иском к Окружной администрации г. Якутска о признании нуждающейся в жилом помещении, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, указывая, что она ___, ответчик отказал в признании малоимущей и в принятии на учет. Просит признать нуждающейся в жилом помещении, признать право на внеочередное предоставление жилого помещения, предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Яхонтов О.С. поддержал исковые требования и пояснил, что истцу было отказано в связи с намеренным ухудшением условий проживания, между тем, истица по исковому заявлению матери была признана утратившей право пользования жилым помещением, проживает в арендуемом жилье. Истец является малоимущей, ___, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Представитель Окружной администрации Федоров Е.К. в суде иск не признал и пояснил, что истец не является нуждающейся, просил в иске отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Из материалов дела следует, что Максимова Т.Г. является ___. Последствия перенесенной ___ ____. Состояние после ___ от ____ г., что подтверждается постановлением врачебной комиссии № от ____ г., на основании приказа министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 года №987н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», пункт 4 нуждается в предоставлении отдельной жилой площади.

Максимова Т.Г. обратилась в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на соответствующий учет.

Решением комиссии ГО «город Якутск» от ____ г. Максимовой Т.Г. было отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях. Отказ мотивирован пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.

Также Максимовой Т.Г. решением комиссии ГО «город Якутск» от ____. отказано в признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, так как она не признана малоимущей и не принята на учет.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как установлено судом, Максимова Т.Г. не имеет в собственности жилого помещения, что подтверждается уведомлением Роскадастра № от ____. из Единого государственного реестра недвижимости

Максимова Т.Г. проживает в арендуемом жилом помещении по адресу: ____, что подтверждается договором аренды от ____ г., заключенным между истцом и ФИО8

Решением Якутского городского суда РС (Я) от 15.06.2023 по иску Максимовой В.С. истица признана утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ____ (дело №2-4399/2023). Решение не обжаловано, вступило в законную силу.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

При этом содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, для постановки лица на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необходимо установить наличие предусмотренных законом оснований, в силу которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилых помещениях.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 года №987н утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

___, которым страдает ___, включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Таким образом, Максимова Т.Г. отнесена к категории лиц, с которыми невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в связи с чем отказ в постановке истца на учет в связи с намеренным ухудшением жилищных условий не признается судом обоснованным.

Кроме того вышеуказанным решением суда Максимова Т.Г. признана утратившей право пользования жилым помещением.

___ Данный факт ответчиком не оспаривается.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у Максимовой Т.Г. имеется право на постановку на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, так как законных оснований для отказа Максимовой Т.Г. в постановке на учёт у ответчика не имелось.

В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.

Исходя из вышеизложенного, для предоставления гражданину страдающему заболеваниями, указанными в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после 1 марта 2005 г.), на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний. При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления данной категории граждан жилых помещений вне очереди действующим жилищным законодательством не предусмотрено.

Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне.

Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16);для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

При этом содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

С учетом изложенного, в соответствии с положениями статьей 14 (часть 1), 19 (пункт 3части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца 12 части 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Окружная администрация г. Якутска обязана предоставить Максимовой Т.Г. страдающий тяжелой формой хронического заболевания, жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

Дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Общая площадь представляемого по договору социального найма жилого помещения определяется в соответствии с частью 1 ст. 50 и частью 2 ст. 58 ЖК РФ. Согласно части 1 статьи 50 ЖК РФ минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления.

Частью 2 статьи 58 ЖК РФ установлены основания, при которых допускается превышение норм предоставления. Согласно указанной норме жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

Как следует из правовой позиции, изложенной в оостановлении Конституционного Суда РФ от 01 февраля 2021 года N 3-П, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он предполагает принятие решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 этого Кодекса, признанному недееспособным и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, с учетом площади, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить ему, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилом помещении опекуна или вселение опекуна - члена семьи подопечного по смыслу семейного законодательства (супруга или близкого родственника) в качестве члена семьи нанимателя на основе реализации предусмотренной частью 2 статьи 58 данного Кодекса возможности предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека; не препятствует предоставлению в исключительных случаях, если иным образом обеспечить внеочередное предоставление жилого помещения такому гражданину невозможно, жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну - члену семьи подопечного по смыслу семейного законодательства (супругу или близкому родственнику), осуществляющему за ним постоянный уход.

Согласно постановлению Городской Думы г. Якутска № 36-17 от 16 сентября 2005 года норма предоставления площади по договору социального найма жилого помещения установлена в размере 12 кв.м. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Максимовой Татьяны Григорьевны - удовлетворить.

Признать Максимову Татьяну Григорьевну нуждающейся в жилом помещении.

Признать за Максимовой Татьяной Григорьевной право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Обязать Окружную администрацию города Якутска предоставить вне очереди Максимовой Татьяне Григорьевне благоустроенное жилое помещение общей площадью до ___ кв.м., отвечающее установленным требованиям по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                        ___                        В.С. Борисова

___

___

___

2-1632/2024 ~ М-296/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Максимова Татьяна Григорьевна
Ответчики
ОА г.Якутска
Другие
Яхонтов Олег Спартакович
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Борисова Вероника Семеновна
Дело на странице суда
jakutsky--jak.sudrf.ru
10.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2024Передача материалов судье
12.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2024Подготовка дела (собеседование)
24.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2024Судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее