ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ангарск 21 сентября 2022 г.
Ангарский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи - Томилко Е.В.,
при секретаре – Леонтьевой И.А.,
с участием: представителя истца Кузнецова А.Н. – Мясникова А.С., действующего на основании доверенности 38АА 3820398 от 28.04.2022, сроком действия на два года, с запретом на передоверие полномочий,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4138/2022 (УИД 38RS0001-01-2022-003249-18) по исковому заявлению ФИО2 к ФИО1 о расторжении договора купли-продажи земельного участка, взыскании денежной суммы, прекращении записи о государственной регистрации,
установил:
истец, ФИО2, обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 о расторжении договора купли-продажи земельного участка, взыскании денежной суммы, прекращении записи о государственной регистрации, указав в обоснование, что ** меду ФИО2 и ФИО1 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым (или условным) номером №, площадью 1500 кв.м., расположенный 1 500 кв.м., расположенный по адресу: ..., р...., ... категория земель: земли населенных пунктов; вид разращённого использования: для строительства индивидуального жилого дома.
** ответчик передал истцу земельный участок по акту приема-передачи, а истец оплатил в полном объеме стоимость недвижимого имущества, что подтверждается распиской в получении денежных средств.
В соответствии с п.2.2 договора, стоимость участка составила 360 000 рублей.
** Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... произведена государственная регистрация права собственности на указанный земельный участок за истцом.
** истец обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского городского округа с уведомлением о том, что планирует возвести на участке индивидуальный жилой дом.
На что им был получен ответ о недопустимости постройки объекта индивидуального жилищного строительства на спорном земельном участке по причине его нахождения в санитарно-защитной зоне предприятия ТЭЦ-11 согласно правилам землепользования и застройки Ангарского городского округа.
Согласно информационной справке № от ** о территориальном, градостроительном зонировании и планировке территории Ангарского городского округа земельный участок с кадастровым номером 38:26:010101:54 расположен в санитарно-защитной зоне.
Таким образом, земельный участок, проданный ответчиком, истец не может использовать в соответствии с установленным видом разрешительного использования, так как полностью расположен в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия. Существование данных ограничений для использования земельного участка является существенным нарушением условий договора. Истец в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.
Кроме того, истец при заключении договора не был поставлен ответчиком в известность о наличии таких ограничений, которые не позволят пользовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием.
Просит, расторгнуть, заключенный между ФИО2 и ФИО1 ** договор купли- продажи земельного участка с кадастровым (или условным) номером №, площадью 1 500 кв.м., распложённый по адресу: ..., р....
Взыскать с ФИО1 в пользу ФИО2 денежные средства в размере 360 000 рублей в счет стоимости оплаты по договору купли-продажи земельного участка с кадастровым (или условным) номером №, площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: ..., р...., участок 27, от **.
Прекратить в Едином государственном реестре недвижимости запись о государственной регистрации права собственности ФИО2 № от ** на земельный участок с кадастровым (или условным) номером №, площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: ..., р...., участок 27.
Представитель ФИО5 – ФИО6 в судебном заседании на требованиях иска настаивал, по основаниям, указанным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснил, что в добровольном порядке ответчик решить вопрос отказался, в связи с чем, истцу необходимо было обратиться в суд.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.56), представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.38, 49, 76).
Определением от ** к участию в деле привлечено Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского городского округа.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации Ангарского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует извещение (л.д.56).
Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку, неявка участников процесса, извещенных о месте и времени рассмотрения дела, надлежащим образом, и отсутствие документальных доказательств уважительности их не явки в судебное заседание, не является препятствием к рассмотрению дела.
Ответчик ФИО1. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует извещение (л.д.56), возвращены конверты «по истечении срока хранения» (л.д.63, 65). Ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представил. Сведениями о том, что неявка ответчика имела место по уважительной причине, суд не располагает.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ** № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункт 67).
Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68).
При таких обстоятельствах, учитывая размещение информации о рассмотрении дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от ** № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на интернет-сайте Ангарского городского суда ..., и в соответствии со ст.ст. 113, 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика в порядке заочного производства.
Определение суда о рассмотрении дела в порядке заочного производства занесено в протокол судебного заседания.
Исследовав в совокупности письменные доказательства по делу, и оценив их в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии с частями 2 и 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Как следует из абз. 6 п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов
Согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительный регламент является составной частью правил землепользования и застройки (ч. 2 данной статьи). Из ч. 6 данной статьи также следует, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, среди прочего, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Санитарно-защитная зона - это зона с особыми условиями использования территорий, которые направлены на создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в т.ч. путем реализации мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 12 Федерального закона от ** № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения)).
Санитарно-защитная зона: специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (п. Б.13 «РД-АПК **.01-12. Система рекомендательных документов в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Методические рекомендации по технологическому проектированию. Методические рекомендации по технологическому проектированию ветеринарных объектов для животноводческих, звероводческих, птицеводческих предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств» (утв. и введены в действие Минсельхозом России **)).
Санитарно-защитная зона - озелененная территория специального назначения, отделяющая селитебную часть города от промышленного предприятия, размеры и организация которой зависят от характера и степени вредного влияния промышленности на окружающую среду (ст. 1 Модельного экологического кодекса для государств - участников Содружества Независимых Государств (общая часть)).
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.**-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ** № (далее - СанПиН 2.2.1/2.**-03), по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения (п. 2 Рекомендаций по соблюдению обязательных требований «Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 1 квартал 2018 года» (утв. Роспотребнадзором)).
Согласно п. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В силу п. п. 1, 5 ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Согласно пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон в составе земель населенных пунктов, в том числе занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Судом и материалами дела установлено, что согласно договору купли-продажи ФИО1, ** года рождения, продал ФИО2, ** рождения, земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, общей площадью 1 500 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: ..., р...., № №.
Земельный участок принадлежит ФИО1 на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от **, о чем свидетельствует выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от **.
Стоимость земельного участка стороны определили в 360 000 рублей (л.д.13).
Факт передачи земельного участка подтверждается передаточным актом от ** (л.д.8), факт передачи денежных средств подтверждается распиской (л.д.9).
Согласно выписке, из ЕГРН от ** земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ..., р...., ... площадью 1 500 кв.м., земельный участок принадлежит ФИО2 (л.д.11-12).
Согласно уведомлению о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленными параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ** № по результатам рассмотрения уведомления о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства уведомляем:
- о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям: согласно правилам землепользования и застройки Ангарского городского округа, утвержденным решением Думы от ** №рД ( в редакции решения Думы от ** №рД), земельный участок с кадастровым номером № по адресу: ..., р...., участок №, расположенном в границах санитарно-защитной зоне предприятия ТЭЦ-10, где предусмотрены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства а именно: не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями, качества среды обитания: спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (л.д.10).
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно информационной справке № Управления архитектуры и градостроительства администрации Ангарского городского округа от ** земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: ..., р...., ... Документы территориального планирования: В соответствии с Генеральным планом Ангарского городского округа (утвержден решением Думы Ангарского городского округа от ** №рД в ред. Решения Думы Ангарского городского округа от ** №рД, в ред. Решения Думы Ангарского городского округа от ** №рД), указанный земельный участок распложён в функциональной зоне: жилая зона.
Правила землепользования и застройки в соответствии с правилами землепользования и застройки Ангарского городского округа (утверждены решением Думы ** 302-35/01рД, в ред. Решения Думы Ангарского городского округа от ** №рД), указанный земельный участок расположен в зонах:
территориальная зона: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1);
зоны ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (сведения о границах зон не внесены в ЕГРН): санитарно-защитные зоны (л.д.5).
Данная информация подтверждается информационной справкой № о территориальном, градостроительном зонировании и планировке территории Ангарского городского округа (л.д.66) и зонами застройки (л.д.67-71).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения.
Таким образом, исходя из системного толкования положений части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что указанным законом установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от ** №-АПГ-17-1).
Как указано выше данный земельный участок расположен в зонах ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства санитарно-защитные зоны.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от ** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32, статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки, внесение в них изменений относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном при подготовке, принятии и утверждении правил землепользования и застройки.
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, изменение градостроительного регламента, изменение границ территориальных зон является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки (п. 2 ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из информационного письма Управления архитектуры и градостроительства администрации Ангарского городского округа № от ** следует, что рассмотрев обращение с просьбой повторно рассмотреть ранее поданное уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: ..., р...., участок №, Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского городского округа сообщает следующее.
Требования к составу и содержанию документов территориального планирования, а также составу и содержанию материалов по обоснованию таких документов установлены статьями 10, 13.1, 14, 19, 23 Градостроительного кодекса российской Федерации.
В соответствии с указанными требованиями Градостроительного кодекса сведения об установленных зонах с особыми условиями территории подлежат отображению на картах, входящих в состав материалов по обоснованию документа территориального планирования, а также содержаться в текстовой форме материалов по обоснованию документа территориального планирования в части обоснования выбранного размещения объекта соответственно федерального, регионального и местного уровней.
Планируемые ЗОУИТ и их характеристики указываются в положении о территориальном планировании, входящем в состав документа территориального планирования соответствующего уровня, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального и местного значений (часть 5 статьи 10, часть 3 статьи 13.1, часть 4 статьи 14, часть 2 статьи 19, часть 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Генерального плана Ангарского городского округа, утвержденного решением Думы Ангарского городского округа от ** №рД (в редакции решения Думы Ангарского городского округа от ** №рД) земельный участок с кадастровым номером № по адресу: ..., р...., участок №, расположен в зоне с особыми условиями использования территории – в границах санитарно-защитной зоны промышленного предприятия.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Ангарского городского округа, утверждёнными решением Думы Ангарского городского округа от ** №рД (в ред. Решения Думы АГО от ** №рД) в зонах с особыми условиями использования территории предусмотрены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а именно: не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ланшафтно-рекрационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Исходя из вышеизложенного, рассмотреть уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 38:26:010101:54 по адресу: ..., р...., участок №, не представляется возможным.
Дополнительно сообщаем, в случае установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании в соответствии с пунктом 4.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.**-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Главным государственным врачом Российской Федерации от ** №, можете обратиться в УАиГ с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома повторно (л.д.51).
Из изложенного следует, что при продаже истцу земельного участка до сведения истца ответчиком ФИО1 была доведена не соответствующая действительности информация о виде разрешенного использования земельных участков, а именно для жилого фонда, которая повлияла на его решение о покупке земельного участка, т.к. целью его приобретения являлось строительство жилого дома.
Возможное согласование в будущем уполномоченными органами изменений в Генеральный план администрации Ангарского городского округа и отнесение земельных участков истца к жилой зоне, не может служить основанием для отказа ему в исковых требованиях, поскольку ни на момент заключения сделки по продаже земельных участков, ни на момент рассмотрения дела в суде, спорный земельный участок к зоне жилой застройки не относился и не относится, в связи с чем, строительство на нем жилого дома в силу закона не допускается.
Согласно ч. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.
Учитывая изложенное, а именно факт сокрытия ФИО1 от истца информации, при заключении договора купли-продажи, имеющей существенное значение, в частности о разрешенном использовании земельных участков, запрещающих строительство на нем жилого дома, у суда имеются все основания для удовлетворения требований истца в части расторжения договора купли-продажи и взыскания с ответчика денежных средств, уплаченных истцом за земельный участок, в пользу истца в размере 360 000 рублей.
В связи с расторжением договора купли-продажи, подлежат прекращению в ЕГРН запись о государственной регистрации права собственности истца на спорный земельный участок.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО2 к ФИО1 о расторжении договора купли-продажи земельного участка, взыскании денежной суммы, прекращении записи о государственной регистрации, удовлетворить.
Расторгнуть заключенный ** между ФИО2, ** года рождения, уроженец ..., паспорт №, и ФИО1, ** года рождения, уроженец ..., паспорт №, договор купли-продажи земельного участка с кадастровым (или условным) номером № площадью 1 500 кв.м., расположенный по адресу: ..., р...., ...
Взыскать с ФИО1, ** года рождения, уроженец ..., паспорт №, в пользу ФИО2, ** года рождения, уроженец ..., паспорт № денежные средства в размере 360 000 рублей в счет стоимости оплаты по договору купли-продажи земельного участка с кадастровым (или условным) номером №, площадью 1 500 кв.м. расположенный по адресу: ..., р...., ... от **.
Данное решение является основанием для погашении записи о государственной регистрации права собственности ФИО2, ** года рождения, уроженца ..., паспорт №, № от ** на земельный участок с кадастровым (или условным) номером №, площадью 1 500 кв.м., расположенный по адресу: ..., р...., ... Едином государственном реестре недвижимости.
Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии настоящего решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.В. Томилко
Заочное решение в окончательной форме принято 07 декабря 2022 г.