Дело № 2-2477/2019 14 ноября 2019 года город Котлас
29RS0008-01-2019-003333-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Ашуткиной К.А.,
при секретаре Чекалиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малышева Виктора Александровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонному) об обязании включить в стаж, предусмотренный п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», спорные периоды и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 3 сентября 2019 года,
установил:
Малышев В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонному) (далее по тексту - Управление) об обязании включить в стаж, предусмотренный п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы в должности слесаря по ремонту подвижного состава 2 разряда пункта технического обслуживания в Сольвычегодском вагонном депо Северной железной дороги с 11 сентября 1996 года по 1 октября 1997 года, работы в должности осмотрщика-ремонтника вагонов 4 разряда пункта технического обслуживания в Сольвычегодском вагонном депо Северной железной дороги со 2 октября 1997 года по 31 июля 2001 года и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 3 сентября 2019 года. В обоснование требований указал, что 3 сентября 2019 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако своим решением от 16 сентября 2019 года ответчик отказал в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Управлением в специальный стаж не были включены периоды: работы в должности слесаря по ремонту подвижного состава 2 разряда пункта технического обслуживания в Сольвычегодском вагонном депо Северной железной дороги с 11 сентября 1996 года по 1 октября 1997 года, работы в должности осмотрщика-ремонтника вагонов 4 разряда пункта технического обслуживания в Сольвычегодском вагонном депо Северной железной дороги со 2 октября 1997 года по 31 июля 2001 года. С отказом в назначении пенсии истец не согласен, считает, что в спорные периоды выполнял работы в должностях, предусмотренных Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», а именно в должности слесаря-ремонтника на железнодорожном транспорте (раздел XXVIII «Транспорт», код 2300200а-18559).
В судебном заседании истец Малышев В.А. на требованиях настаивал по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика по доверенности Просвиркина И.Л. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск, согласно которому стаж истца в должностях «слесарь по ремонту подвижного состава» и «осмотрщик-ремонтник вагонов» дает ему право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, однако указанные должности не отнесены к работам с тяжелыми условиями труда.
Рассмотрев исковое заявление, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года признается право каждого человека на социальное обеспечение.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение регулируются Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (далее по тексту - Закон № 400-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закона № 400-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2015 года, здесь и далее в редакции, действующей с 1 января 2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 имеют мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 1991 года);
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список № 2 1956 года).
В соответствии со Списком № 2 1956 года правом на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с разделом «XXX. Транспорт» (подраздел «Железнодорожный транспорт и метрополитен») пользуются: башмачники и старшие башмачники; весовщики, включая старших, занятые на пунктах налива и слива сернистой нефти и едких веществ; кисловары, эмульсанты-кисловары; кочегары паровозов; кондукторы грузовых поездов; машинисты и их помощники и старшие машинисты: паровозов, тепловозов, электровозов, дизельпоездов, моторвагонных (электро)секций, мотовозов; машинисты-инструкторы локомотивных бригад: паровозных, тепловозных, электровозных, дизельпоездов, моторвагонных (электро)секций; машинисты (механики) рефрижераторных поездов; мастера и бригадиры пропарочных станций и пунктов; поездные диспетчеры и старшие поездные диспетчеры; промывальщики паровозов и старшие промывальщики; просевальщики химикатов (просевщики); рабочие-операторы на изготовлении химического пеногасителя и антинакипина; рабочие на очистке паровозных топок и поддувал (шлаковщики, зольщики).
В соответствии со Списком № 2 1991 года правом на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с разделом «XXVIII. Транспорт» (подраздел «Железнодорожный транспорт») пользуются: аппаратчики приготовления химических растворов; бригадиры (освобожденные) предприятий железнодорожного транспорта, занятые на промывочно - пропарочных станциях (поездах, пунктах); котельщики, занятые на теплой промывке котлов паровозов; кочегары паровозов в депо; приемосдатчики груза и багажа, занятые в пунктах налива и слива сернистой нефти и едких веществ; промывальщики котлов паровозов; мастера промывочно - пропарочных станций (поездов, пунктов).
Как следует из материалов дела 3 сентября 2019 года истец Малышев В.А., __.__.__ года рождения, обратился в Управление с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.
Решением № 332816/19 от 16 сентября 2019 года ответчик отказал ему в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого льготного стажа работы.
На дату обращения в Управление страховой стаж истца согласно решению составил 34 года 3 месяца 15 дней (в календарном исчислении), стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (далее - северный стаж), - 31 год 11 месяцев 7 дней (в календарном исчислении), стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ - 7 лет 4 месяца 2 дня (с учетом полуторного исчисления за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), что менее требуемого стажа - 12 лет и 6 месяцев. Кроме того, Управлением сделан вывод о том, что стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, у истца отсутствует.
Согласно записям в трудовой книжке и справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе (л.д. 21), истец с 11 сентября 1996 года по 1 октября 1997 года работал в должности слесаря по ремонту подвижного состава 2 разряда пункта технического обслуживания в Сольвычегодском вагонном депо Северной железной дороги, со 2 октября 1997 года по 31 июля 2001 года работал в должности осмотрщика-ремонтника вагонов 4 разряда пункта технического обслуживания в Сольвычегодском вагонном депо Северной железной дороги.
Поскольку Списком № 2 1956 и Списком № 2 1991 занимаемые истцом должности «слесарь по ремонту подвижного состава» и «осмотрщик-ремонтник вагонов» не предусмотрены, указанные периоды работы не подлежат зачету в стаж работ с тяжелыми условиями труда по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.
Должность слесаря-ремонтника (раздел XXVIII «Транспорт», код 2300200а-18559) Списком № 2 1991 предусмотрена в подразделе «Метрополитены», тогда как стороной истца суду не представлено доказательств выполнения в спорные периоды времени работы в указанной должности в метрополитене.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости устанавливается мужчинам по достижению возраста 55 лет, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Таким образом, законодатель разграничил лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии в связи с работой в тяжелых условиях труда, и лиц, претендующих на назначение пенсии в связи с работой в локомотивных бригадах, а также работой по осуществлению организации перевозок и обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
В соответствии с п.п. «г» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».
Указанным Списком предусмотрены должность слесарь по ремонту подвижного состава, занятый на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог, а также должность осмотрщик - ремонтник вагонов, занятый на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог.
Управлением спорные периоды работы истца на указанных должностях учтены по п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, однако на дату обращения стаж составил менее требуемых 12 лет 6 месяцев, в связи с чем истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно справке уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе (л.д. 21), работодатель также не подтверждает факт работы истца с тяжелыми условиями труда в спорные периоды по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, указывая в справке, что работа Малышева В.А. на занимаемых им должностях дает основания для льготного пенсионного обеспечения по п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.
Таким образом, спорные периоды работы истца не подлежат включению в стаж, предусмотренный п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Также суд приходит к выводу о том, что право на назначение досрочной пенсии на льготных условиях в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ у истца не возникло, в удовлетворении требования истца о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 3 сентября 2019 года следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Малышева Виктора Александровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонному) об обязании включить в стаж, предусмотренный п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», спорные периоды и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 3 сентября 2019 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий К.А. Ашуткина
мотивированное решение составлено 21 ноября 2019 года