Дело № 2-3364/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2023 года г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: ДВИРНЫК Н.В.
при секретаре Макарове В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черниковой Ольги Александровны к Администрации г. Ялта Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, третье лицо, - Черников Александр Викторович, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Черниковой Анны Александровны, о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия, признании семьи нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
<дата> Черникова О.А. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя его следующим. Истец обратилась в Администрацию <адрес> Республики с заявлением о принятии ее семьи, состоящей из трех человек, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма. <дата> истцом получен ответ Администрации <адрес> №<номер>, которым ей отказано в участии в программе, поскольку истец обеспечена жильем – квартирой №<номер> в <адрес> в <адрес> Республики Крым. Вместе с тем, полагает принятое решение ответчиком незаконным, поскольку указанная квартира приобретена истцом с использованием кредитных средств, по ранее заключенному ею с АО «АБ «Россия» кредитному (ипотечному) договору от <дата> на сумму 5 089 091,59 рублей. С учетом уточнения иска (л.д. 177, 194) просит признать решение Администрации <адрес> Республики Крым, изложенное в ответе от <дата>, №<номер> об отказе в участие в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; обязать Администрацию <адрес> и Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым признать молодую семью Черниковой О. А., составом из трех человек - Черниковой О.А., супруга Черникова А.В., дочери - Черниковой А.А. участником мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в планируемом 2023 году по муниципальному образованию городской округ Ялта Республики Крым; обязать Администрацию <адрес> и Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым включить молодую семью Черниковой О.А., составом из трех человек в сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год.»; в случае неисполнения Администрации <адрес> и Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым решения суда в течение 10 дней со дня вступления его в законную силу, взыскать с Администрации <адрес> и Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в пользу истца судебную неустойку в размере 1000 рублей с каждого за каждый день просрочки исполнения решения суда до момента фактического его исполнения; признать молодую семью Черниковой О.А. нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <дата> №<номер> «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В судебном заседании истец поддержала иск, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, ранее направлял суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель ответчика Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в судебном заседании также возражал против удовлетворения иска, ранее направлял суду письменные возражения и дополнения к ним, согласно которых Министерство возражает против удовлетворения иска в части требования к Министерству, поскольку требования заявлены к ненадлежащему ответчику.
Третье лицо Черников А.В. в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, ранее направлял суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствии.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о следующем.
Судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
Черникова О.А. является гражданином Российской Федерации, что подтверждается паспортом серии 3915 №<номер> от <дата>, выданного Отделом УФМС России по <адрес> и <адрес> в <адрес>, код подразделения №<номер> (л.д. 11-16).
<дата> между Кравчено (после брака Черникова О.А.) и Черниковым А.В. заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии I-КМ №<номер> от <дата> (л.д. 17).
<дата> у Черниковой О.А. и Черникова А.В. родилась дочь – Черникова А.А., что подтверждается свидетельством о рождении серии I-АЯ №<номер> от <дата> (л.д. 18).
<дата> между Черниковой О.А. и Акционерным Обществом «Акционерный банк «Россия» заключен кредитный договор, обеспеченный ипотекой № №<номер>, согласно которого банком перечислены на банковский счет заемщика (Черниковой О.А.), открытый в Симферопольском филиале АБ «Россия» кредитные средства в размере 4 960 000 рублей под 6,5% годовых. Дата возврата кредита – 300 месяцев с даты его фактического предоставления. Полная стоимость кредита при этом составила 5 089 091, 59 рублей. Целью использования заемщиком кредита являлось приобретение в общую совместную собственность Черниковой О.А. и Черникова А.В. квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, состоящей из 1 жилой комнаты, общей площадью 67,2 кв.м., кадастровый №<номер> по цене равной 6 200 000 рублей по договору купли-продажи с использованием кредитных средств на приобретение квартиры, заключенному между Черниковой О.А. и ООО «САН ПЛАЗА» (л.д.19-37, 89-107).
<дата> между Черниковой О.А. и ООО «САН ПЛАЗА» заключен договор купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств, согласно которого, продавец продает, а покупатель (Черникова О.А.) покупает <адрес> в <адрес> Республики Крым. Квартира состоит из одной комнаты, общая её площадь составляет 67,2 кв.м., жилая 50 кв.м., расположена квартира на 4 этаже восемнадцатиэтажного дома. Квартира продается по цене – 6 200 000 рублей и приобретена покупателем за счет: собственных средств в размере 1 240 рублей, кредитных средств – 4 960 000 рублей, предоставленных покупателю по кредитному договору №<номер> от <дата>. Указанная квартира передана Черниковой О.А. по передаточному акту от <дата> (л.д. 108-113).
Согласно выписки из ЕГРН <адрес> в <адрес> Республики Крым (кадастровый №<номер>) зарегистрирована за Черниковой О.А. <дата> с ограничением прав и обременением на указанный объект недвижимости – ипотеки.
Кроме того, за Черниковой О.А. зарегистрировано право на следующее недвижимое имущество: на земельный участок (кадастровый №<номер>), расположенный по адресу: <адрес>, СТ «Солнечная Долина», участок №<номер>, площадью 600 +/-9 кв.м.; земельный участок (кадастровый №<номер>), расположенный по адресу: <адрес>, р-н. Белогорский, площадью 10000 +/-875 кв.м.
За Черниковым А.В. зарегистрировано право на 1/3, 1/6 долю на жилое помещение (квартиру) с кадастровым номером №<номер> расположенную по адресу: <адрес>А, <адрес>, площадью 36,5 кв.м.
За Черниковой А.А на праве собственности какие-либо объекты недвижимости не зарегистрированы (л.д. 117-125).
<дата> Черникова О.А. обратилась в Администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, которое зарегистрировано Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым за №<номер> (л.д. 43-46).
<дата> Управлением жилищной политики Администрации <адрес> Республики Крым Черниковой О.А. вручено письмо за №<номер>, согласно которого на момент вынесения постановления о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий – нуждаемость отсутствовала, в связи с приобретением жилого помещения, в связи с чем, ответчик полагал, что семья истца обеспечена жилым помещением выше учетной нормы, в связи с чем, отсутствовали основания для признания семьи Черниковой О.А. участником мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках ведомственной программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №<номер> и внесения её в сводный список по <адрес> (л.д. 47-48).
Согласно представленной в материалы настоящего гражданского дела справки о доходах и суммах налога физического лица за 2022 год от <дата> общий доход Черниковой О.А. составил 218 881,05 рублей (л.д. 85).
В соответствии со справкой АО «АБ «Россия» б/н от <дата> о погашениях по кредитному договору № КР0360079/21 от <дата> в период с <дата> по <дата> Черниковой О.А. уплачено в счет погашения основного долга – 4 960 000 рублей, в счет погашения процентов – 360 199, 32 рублей (л.д. 156-157).
Данные обстоятельства установлены судом, подтверждены доказательствами в деле, сторонами не опровергаются.
Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья и нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат и субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъекта Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
На основании ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конституция Российской Федерации корреспондирует нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которых органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, а также стимулируют жилищное строительство (п. 2 ст. 2 ЖК РФ).
В силу ч. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от <дата> N 21-П "По делу о проверке конституционности подпункта "г" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1050) в связи с жалобой гражданки Е.А. Дурягиной", одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.
Оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей с использованием субсидии для приобретения или строительства жилых помещений осуществлялось в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" Федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения (далее - социальная выплата), а также использования таких выплат установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - также Правила), являющимися приложением N 1 к Особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной поименованным выше Постановлением Правительства Российской Федерации.
Пункт 2 Правил содержит перечень целей, в каких могут использоваться социальные выплаты в том числе:
для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа (далее - жилищный кредит) на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи или строительство жилого дома (пункт г);
для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита (пункт е);
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что участником мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия исполнительным органом субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пункту 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата>, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после <дата> по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Из приведенных правовых норм в их совокупности следует, что принцип определения для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения для включения в состав участников мероприятия, при котором учитывается общая площадь всех жилых помещений, принадлежащих исключительно членам молодой семьи, является основополагающим при реализации права на улучшение жилищных условий такой семьи за счет социальных выплат, что жилое помещение, приобретенное за счет средств жилищного кредита, обязательства по которому не исполнены, не подлежит учету при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Как указано выше, согласно подпункту "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1050, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
При этом социальная выплата молодым семьям является одной из форм государственной поддержки и финансовой помощи в целях улучшения жилищных условий молодых семей, выплачивается за счет средств бюджета Республики в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат молодым семьям.
Социальная выплата предоставляется в форме погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному (ипотечному) договору (договору займа) на приобретение жилого помещения, строящегося жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Согласно Правил, дающего право использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, при этом какого-либо запрета на использование социальной выплаты для погашения ипотечного кредита по договору долевого участия в строительстве жилого помещения в федеральной целевой программе не содержится.
Постановлением Совета министров Республики Крым №<номер> от <дата> "О некоторых вопросах предоставления молодым семьям социальных выплат и дополнительных социальных выплат на приобретение жилых помещений или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках мероприятия ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утвержден Порядок формирования органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в планируемом году (далее-Порядок).
Пунктом 10 указанного Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за:
- достоверность представляемых сведений;
- обоснованность включения молодой семьи в списки.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формируют и утверждают списки на планируемый год по форме согласно приложению к настоящему Порядку и представляют эти списки в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (далее - Министерство).
Министерство на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует и утверждает сводный список в срок до 31 декабря года, предшествующего планируемому.
Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что в случае если на момент формирования Министерством списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, Министерство в течение 5 календарных дней с даты выявления указанного несоответствия исключает данную молодую семью из сводного списка и уведомляет об этом органы местного самоуправления в течение 5 календарных дней с даты внесения соответствующих изменений в сводный список.
Согласно п.4 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению №<номер> к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников мероприятия ведомственной целевой программы осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в мероприятии ведомственной целевой программы (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Как следует из материалов дела возраста 35 лет Черникова О.А. достигла <дата>, заявление о включении её в программу последняя подала <дата>, то есть до достижении возраста 35 лет.
Основанием для отказа во включении её в Программу послужило то, что Черникова О.А. обеспечена жилым помещением сверх учетной нормы.
Суд не может согласиться с такими выводами ввиду следующего.
Как установлено судом в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, по договору купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от <дата>, заключенного между Черниковой О.А. и ООО «САН ПЛАЗА», истцом приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 67,2 кв.м., жилой – 50 кв.м.
Указанная квартира была приобретена за счет заемных денежных средств, представленных по кредитному договору АО «АБ «Россия» № КР0360079/21 от <дата>.
На время обращения с заявлением в Администрацию <адрес> кредит в полном объеме погашен не был.
Согласно ст.1 Федерального закона от <дата> N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой.
стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.
Залогодателем может быть сам должник по обязательству, обеспеченному ипотекой, или лицо, не участвующее в этом обязательстве (третье лицо).
Имущество, на которое установлена ипотека, остается у залогодателя в его владении и пользовании.
Согласно ч.1 ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Содержание права собственности включает три правомочия (п. 1 ст. 209 ГК РФ): право владения (возможность фактического обладания имуществом); право пользования (возможность использовать вещь по ее назначению, извлекать из нее полезные свойства); право распоряжения (возможность определять фактическую судьбу вещи, отчуждать ее другому лицу).
На собственника распространяется общий режим осуществление гражданских прав, выраженный в принципе свободы реализации субъектом тех возможностей, которые предоставлены ему законом (ст. 9 ГК РФ): названные выше правомочия собственник осуществляет по своему усмотрению. Так, он вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования или распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог или обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ)
Как установлено судом, квартира, принятая к расчету Администрацией <адрес> Республики Крым, приобретена истцом за счет кредитных средств (ипотеки), таким образом она не подлежала учету в соответствии с п.п. «е» и «и» п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> №<номер>.
Ответом Администрации <адрес> Республики Крым от <дата> №<номер> сообщено об отсутствии у молодой семьи Черниковой О.А. оснований для признания участником мероприятия и внесения семьи в сводный список по <адрес> по причине приобретения жилого помещения.
Таким образом, основанием для отказа семье Черниковой О.А. в признании участником мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и внесения семьи Черниковой О..А. в сводный список послужило приобретение семьей квартиры по адресу: <адрес>, за счет средств жилищного кредита, обязательства по которому не исполнены.
При таких обстоятельствах площадь жилого помещения, приобретенного супругами Черниковыми по договору купли-продажи с использованием кредитных средств, не подлежит учету при определении нуждаемости молодой семьи в жилье, поскольку фактически на день заключения кредитного договора (<дата>) семья Черниковой О.А. являлась нуждающейся в жилом помещении и подлежала включению в участники муниципальной программы.
Аналогичная позиция изложена в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от <дата> №<номер>-КАД22-10-К5.
Таким образом, суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления, определяя уровень нуждаемости молодой семьи, при расчете суммарной общей площади всех помещений, находящихся в собственности и пользовании молодой семьи, неправомерно учел общую площадь помещения, приобретенного супругами Черниковыми за счет кредитных средств, и необоснованно не включил семью в муниципальную программу. Кроме того, нарушен пятидневный срок рассмотрения её заявления.
Иск подлежит частичному удовлетворению.
В части требований к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении, в виду следующего.
В соответствии с пунктом 20 Правил документы, могут быть поданы от имени молодой семьи одним из ее совершеннолетних членов либо иным уполномоченным лицом при наличия надлежащим образом оформленных полномочий.
Указанные документы подаются путем личного обращения в орган местного самоуправления но месту жительства или в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно с пунктом 21 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных, пунктами 18 или 19 Правил, и в течение 5 рабочих дней со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий, О принятом решении молодая семья письменно или в электронной форме посредством Единого портала уведомляется: органом местного самоуправления в течение 3 рабочих дней.
Также в пункте 24 Правил указано, что орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в исполнительный орган субъекта Российской Федерации.
Пунктом 26 Правил предусмотрено, что исполнительный орган субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправлении, с учетом, предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует сводный список молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем государственной программы.
Следовательно, признание молодой семьи участником мероприятий ведомственной целевой программы или включение молодой семьи в сводный список участников ведомственной целевой программы, согласно Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №<номер>, не входят в компетентно Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым.
Кроме того, перед направлением документов молодой семьи Черниковой О.А. администрацией должно быть принято решение о признании молодой семьи участницей мероприятий, и сформирован список молодых семей участников ведомственной целевой программы. .
В адрес Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от администрации документы в отношении семьи Черниковой О.A. в 2023 году не направлялись, а, следовательно, права истца Министерством нарушены не были.
Суд также полагает необходимым указать следующее.
Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что в случае если на момент формирования Министерством списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, Министерство в течение 5 календарных дней с даты выявления указанного несоответствия исключает данную молодую семью из сводного списка и уведомляет об этом органы местного самоуправления в течение 5 календарных дней с даты внесения соответствующих изменений в сводный список.
Таким образом, с учетом возраста истца (35 лет исполнилось в 2022 году), Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым на время формирования Министерством списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, обязано проверить соответствие семьи условиям, предусмотренным пунктом 12 Порядка, в части возраста претендентов, и принять соответствующее решение.
Поскольку принятие данного решения находится в исключительной компетенции Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, и суд не вправе брать на себя указанные функции в силу имеющегося административного порядка формирования Министерством списков претендентов (в том числе включающее проверку соответствия действующим требованиям претендентов), с учетом того обстоятельства, что Министерству не поступали материалы в отношении Черниковой О.А. из Администрации <адрес>, оснований для возложения на Министерство каких-либо обязанностей не имеется.
Выбор способа защиты нарушенного права определяется истцом и должен действительно привести к защите законного интереса.
Согласно от. 12 ГК РФ одним из способов защиты, нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении требований к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым суд отказывает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено указанным кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Оснований для взыскания судебной неустойки не усматривается, поскольку рассмотренный спор носит административно-правовой характер.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Черниковой О. А. к Администрации <адрес> Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, третье лицо, - Черников А. В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Черниковой А. АлексА.ны, о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия, признании семьи нуждающейся в жилом помещении, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Администрации <адрес> Республики Крым, оформленное ответом от <дата> №<номер>, об отказе Черниковой О. А. в участии в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Признать семью составом из трех человек – Черниковой О. А., Черникова А. В., Черниковой А. АлексА.ны, нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <дата> №<номер> «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Признать молодую семью составом из трех человек – Черниковой О. А., Черникова А. В., Черниковой А. АлексА.ны, участником мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в планируемом 2023 году по муниципальному образованию городской округ Ялта Республики Крым.
Обязать Администрацию <адрес> включить молодую семью из трех человек – Черниковой О. А., Черникова А. В., Черниковой А. АлексА.ны, в список молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2023 году.
В иной части иска в удовлетворении отказать.
Решение суда в окончательной форме составлено <дата>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд первой инстанции.
СУДЬЯ Н.В.ДВИРНЫК