Именем Российской Федерации
г. Волжск 13 июня 2019 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Тукмановой Л.И., при секретаре судебного заседания Сальниковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Билаловой Р. А. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Билалова Р.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что с 1980 года по 2015 год она работала в центральной лаборатории Алмалыкского горно-металургического комбината им.В.И.Ленина. Считает, что при назначении страховой пенсии по старости ответчиком не была учтена вредность трудовой деятельности, не правильно была рассчитана сумма назначенной пенсии, при вычислении среднемесячного заработка, взят за основу меньший размер заработной платы, а также незаконно было отказано в получении пенсии в период с 01.01.2017года по 24.11.2017 года.
Ранее 31.10.2018г. истец, обращался с заявлением к ответчику, с просьбой осуществить перерасчет назначенной страховой пенсии по старости, с учетом полагающихся льгот за вредные условия труда, по максимальному размеру заработной платы, полученной Истцом в период трудовой деятельности.
Решением ответчика № Б-58/11-2411 от 26.11.2018г. истцу было отказано в осуществлении перерасчета назначенной страховой пенсии по старости, с учетом полагающихся льгот за вредные условия труд, по максимальному размеру заработной платы, полученной Истцом в период трудовой деятельности.
Билалова Р.А. с учетом уточнений просит суд признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) от 26.11.2018г. №Б- 58/11-2411 об отказе осуществлении перерасчета назначенной страховой пенсии по старости, с учетом полагающихся льгот за вредные условия труда, по максимальному размеру заработной платы, полученной Билаловой Р. А. в период трудовой деятельности. Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) произвести перерасчет пенсии с момента обращения 24 ноября 2017 года.
В судебное заседание истец Билалова Р.А., и ее представитель Шамшурин А.С. не явились, о рассмотрении дела извещены. Ранее в судебных заседаниях исковые требования поддержали. Считали, что перерасчет должен быть произведен на основании справки АО «Алмалыкский ГМК» от 22.08.2016г.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) Антонова Е.И. с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила аналогичное изложенному в возражениях на исковое заявление. Дополнила, что после предоставления всех справок о заработной плате с 1980 – 1997г., были выбраны года с заработной платой наиболее выгодные для истца с 1 мая 1988 года за 60 месяцев. У истицы стал максимальный коэффициент, который у нее может быть 1,394. Но есть ограничения по максимальному коэффициенту – 1,2, который нельзя превысить.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ
"О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ
"О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" при соблюдении ими условий, предусмотренных указанным законом.
В соответствии с ч.1, 2 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ
"О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, к числу которых относится Узбекистан, производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
Согласно ст.1 "Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992г., пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со ст.6 "Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992г., назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
В ст.7 "Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992г., указано, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
Таким образом, руководствуясь "Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992г., выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Назначение пенсии производится со сроков, установленных законодательством государства проживания. При переселении гражданина, получавшего пенсию в Узбекистане, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России.
Из трудовой книжки ГТ-I № выданной 2 сентября 1980г. следует, что Билалова Р.А. с 29 августа 1980 года по 3 августа 2015 года работала в АО «Алмалыкский Горно-Металлургический комбинат» Республики Узбекистан.
24 ноября 2017 года Билалова Р.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) с заявлением о назначение страховой пенсии по старости. При подаче заявления о назначении пенсии истица представила ответчику свидетельство о регистрации по месту пребывания, выданное на срок с 17.11.2017г. по 14.11.2018 г.
Из выплатного дела Билаловой Р.А. следует, что пенсия ей была установлена с даты подачи заявления 24.11.2017 года.
31 октября 2018 года Билалова Р.А. обратилась к ответчику с заявлением об установлении пенсии по старости с 01.01.2017г. На данное заявление ответчик ответил отказом в письме №Б-58/11-2411 от 26.11.2018г. С данным отказом истица не согласилась.
Суд считает, что правовых оснований установить и выплатить истице пенсию с 01.01.2017 года у ответчика не имелось.
Истица считает, что при перерасчете пенсии должны быть учтены сведения, указанные в справке от 22.08.2016г., выданной АО «Алмалыкский Горно-Металлургический комбинат» (л.д.22). Суд не соглашается с данным доводом истицы, так как указанная справка содержит сведения о платежам по страховым взносам, начисленным за период с 2002 года по 2015 год. Сведений о начисленной заработной плате не имеется.
Для определения права на страховую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается страховой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 могут быть включены в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая или иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой из компетентных органов данного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Исчисление размера пенсии производится в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» с учётом:
- страхового стажа, приобретенного на территории бывшего СССР до 01.01.1991, а также после этой даты до 01.01.2002, на территории, государств — участников Соглашения от 13.03.1992 при условии документального подтверждения факта работы по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечения;
- среднемесячного заработка застрахованного лица: либо за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; либо за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002 на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Установлено, что трудовая деятельность Билаловой Р.А. по 03.08.2015 проходила на территории Узбекистана. В страховой стаж вошли только периоды работы по 31.12.2001 года. Периоды работы с 01.01.2002 по 03.08.2015 не вошли в страховой стаж, так как в соответствиис п.1 ст.11 Закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются те периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, и за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Согласно ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ
"О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Статья 8 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» (редакция на момент обращения) устанавливает, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Для установления права на страховую пенсию требуется 5 лет страхового стажа. Страховой стаж Билаловой Р.А. на дату назначения пенсии составил 21 год 4 месяца 3 дня (стаж учтен по 31.12.2002).
Специальный стаж, выработанный на работах с тяжелыми условиями труда, дает право выхода на пенсию по старости раньше общеустановленного пенсионного возраста (для женщин - 55 лет), другие льготы законом не предусмотрены. На дату обращения за пенсией 24.11.2017г. Билаловой Р.А. был 61 год. В связи с тем, что возраст истицы (61 год) на дату обращения за пенсией превышает общеустановленный, страховая пенсия по старости установлена ей на общих основаниях.
Установлено, что для исчисления размера пенсии Билаловой Р.А. требовалось документальное подтверждение факта работы за период с 01.01.1991 по 31.12.2001 г.г., были сделаны запросы в Республику Узбекистан. Однако в установленные сроки подтверждающие документы не поступили, в связи с чем первоначально размер пенсии был исчислен из стажа, выработанного до 01.01.1991, и зарплаты за 1986-1990 годы: с 24.11.2017 в размере 6498,35 руб., с 01.01.2018 в размере 6738,85 рублей. Так как размер пенсии Билаловой Р.А. не достигал величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в РМЭ (2017 - 7967,00 руб., 2018 - 8036, руб.), в пенсии соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к пенсии истицы с 01.12.2017 была установлена федеральная социальная доплата.
В октябре 2018 года на основании поступивших из Республики Узбекистан документов сделан перерасчет пенсии Билаловой Р.А. с даты назначения, 24.11.2017 года.
Расчет размера пенсии Билаловой Р.А. произведен с учетом следующих значений:
- страховой стаж по состоянию на 01.01.2002 - 21 год 4 мес. 3 дн.; стажевый коэффициент 0,56 (0,55 - за требуемые для женщины 20 лет, плюс 0,01 - за 1 год сверх требуемых);
- отношение средней заработной платы за период с 01.05.1988 по 30.04.1993 (4091,91 руб.) к средней зарплате по стране за этот же период (2935,14 руб.) - 1,394, что более установленного Законом максимального значения для расчета пенсии 1,2. Применено ограничение 1,2. Из представленных справок выбран наиболее выгодный вариант по заработной плате;
- валоризация — переоценка пенсионных прав граждан по «советскому» стажу, выработанному до 01.01.1991 - 10 лет 4 мес. 3 дн. - 20% (10% - за имеющийся стаж до 01.01.2002 плюс 10% - за 10 лет стажа в «советский» период).
В связи с тем, что Билалова Р.А. не работала на территории Российской Федерации в период с 01.01.2002г. до даты назначения пенсии, страховых взносов, перечисленных в Пенсионный фонд России, на её индивидуальном лицевом счете не имеется.
С 01.01.2015 в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионный капитал, сформированный до 01.01.2015, переведен в индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы). Индивидуальный пенсионный коэффициент составил 70,732 балла.
Размер страховой пенсии по старости Билаловой Р.А. составил с 24.11.2017 - 10363,24 руб., в том числе 4805,11 руб. - фиксированная выплата к страховой пенсии; с 01.01.2018 - 10746,85 руб., в том числе 4982,90 руб. - фиксированная выплата к страховой пенсии.
Доплата сумм пенсии за период с 24.11.2017 по 30.11.2018 произведена в ноябре текущего года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Билаловой Р.А. уже произведен перерасчет пенсии в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного суд считает требования Билаловой Р.А. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Билаловой Р. А. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) о признании незаконным решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) от 26.11.2018г. №Б-58/11-2411 об отказе осуществлении перерасчета назначенной страховой пенсии по старости, с учетом полагающихся льгот за вредные условия труда, по максимальному размеру заработной платы, полученной Билаловой Р. А. в период трудовой деятельности, обязании Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) произвести перерасчет пенсии с момента обращения 24 ноября 2017 года, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РМЭ в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Волжский городской суд РМЭ.
Судья: Тукманова Л.И.
В окончательной форме решение принято 18 июня 2019 года.