Материал № 5-15/2020 копия
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 января 2020 года г. Пермь
Судья Пермского районного суда Пермского края Спелкова Е.П.,
при секретаре судебного заседания Щербаковой О.О.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пермского районного суда <адрес> дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении
Джумабаевой Мамурхан, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки и гражданки Республики Киргизия, пенсионерки, проживающей по адресу: <адрес>
установил:
ФИО4, являясь гражданкой Республики Киргизия, временно пребывающая на территории Российской Федерации в безвизовом режиме, прибыла на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, имея срок законного пребывания на территории Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение требования ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обязанность по выезду в установленный законом срок не исполнила, имея срок пребывания в России до ДД.ММ.ГГГГ и не имея оснований для его продления, ФИО4 своевременно не выехала с территории Российской Федерации. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на территории России незаконно, уклонялась от выезда за пределы территории Российской Федерации без уважительных причин.
В связи с допущенным нарушением режима пребывания на территории Российской Федерации в отношении ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО4 вину в совершении административного правонарушения признала в полном объеме, подтвердила все обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, пояснила, что приехала в Российскую Федерацию на лечение в связи с имеющимися заболеваниями (сахарный диабет, давление). В <адрес> у нее проживают 3 сына, имеющие гражданство Российской Федерации. Намерена получить вид на жительство в Российской Федерации. Просит назначить наказание без выдворения за пределы Российской Федерации, в содеянном раскаивается, осознает свое противоправное поведение.
Свидетель ФИО3 пояснил, что ФИО4 является его матерью. В январе 2018 года она приехала в Российскую Федерацию с целью лечения, нуждается в посторонней помощи. Вовремя не выехала по состоянию здоровья. В <адрес> вместе с ним проживают еще 2 брата.
Судья, выслушав объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетеля, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему.
В ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» указано, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяноста суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Исходя из положений данной нормы, документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Вина ФИО4 в совершении административного правонарушения подтверждается письменными материалами дела: протоколом об административном правонарушении, с которым ФИО4 согласна (л.д. 2), объяснением ФИО4, согласно которым в России проживают 3 ее сына с женами и детьми. Все сыновья являются гражданами Российской Федерации. В силу возраста она нуждается в уходе и поддержке своих сыновей (л.д. 4); сведениями информационного центра о прибытии и убытии с территории России (л.д.15-17) и другими материалами дела.
При наличии таких доказательств действия ФИО4 судья квалифицирует по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, как нарушение иностранным гражданином режима пребывания в РФ, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного законом срока пребывания.
При назначении ФИО4 административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность виновного обстоятельств.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются признание вины, раскаяние в содеянном, состояние здоровья.
Обстоятельств, отягчающих ответственность ФИО4, не установлено.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27).
Данные права в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, установленных Кодексом.
В силу ст. 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное ст. 18.8 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» решение об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации влечет пятилетнее ограничение права на въезд в Российскую Федерацию.
В соответствии с общими правилами административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 1 и 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 8 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от ДД.ММ.ГГГГ каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В силу универсальности норм международного права, являющейся их главной характерной особенностью, приведенное выше положение Конвенции не ограничивается применением в каких-либо определенных сферах национальной правовой системы, а выступает теми принципами, которые регулируют общие подходы в решении любых вопросов, затрагивающих права человека и его основные свободы.
В связи с этим Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции.
Таким образом, выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.
Как следует из материалов дела, ФИО4 ранее к административной ответственности не привлекалась, в том числе и за нарушение миграционного законодательства, на территории Российской Федерации проживают ее близкие родственники – ее сыновья и внуки, являющиеся гражданами Российской Федерации.
Кроме того, ФИО4 по состоянию здоровья и в силу возраста нуждается в постороннем уходе.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу о том, что ФИО4 обладает достаточной степенью интеграции в социальную среду Российской Федерации, не представляя какой-либо угрозы национальной безопасности или общественному порядку.
Таким образом, с учетом сведений о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, характера административного правонарушения, а также наличия смягчающих вину обстоятельств и отсутствия отягчающих вину обстоятельств, полагаю возможным назначить ФИО4 наказание в виде штрафа без ее выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку и гражданку Республики Киргизия, признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Штраф перечислить по реквизитам:
Получатель платежа: <данные изъяты>
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу. Неуплата административного штрафа в установленный срок, в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Судья подпись
Копия верна.
Судья Е.П. Спелкова
Подлинный документ подшит
в деле № 5-15/2020
Пермского районного суда
Пермского края
УИД 59RS0008-01-2020-000195-07