Дело № 2-427/2023
УИД № 29RS0003-01-2023-000711-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2023 года село Яренск
Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего - судьи Мининой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Маликовой Т. П. к администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» об обязании уточнить адрес регистрации по месту жительства,
установил:
Маликова Т.П. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» об уточнении адреса регистрации по месту жительства.
В обоснование требований указано, что истец с 1992 года проживала в пос. ФИО1 <адрес>. В штампе о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина Российской Федерации на имя истца отсутствуют сведения о конкретном жилом помещении, в котором она зарегистрирована. Фактически с 1992 года по 1995 год истец проживала в <адрес> в пос. ФИО1. В 1995 году был совершен обмен указанной квартиры на <адрес> в том же населенном пункте, а после того, как обмен был признан незаконным, истец с членами семьи вернулась на прежнее место жительства. В 2018 году в указанную квартиру по договору социального найма был вселен ФИО5 После передачи жилого фонда в собственность МО «Ленский муниципальный район» истец обращалась к ответчику с просьбой заключить с ней договор социального найма. В удовлетворении её заявления было отказано в связи с тем, что дом, в котором расположено жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу. Просила обязать администрацию муниципального образования «Ленский муниципальный район» уточнить адрес регистрации истца Маликовой Т.П. и изложить его в следующей редакции: Российская Федерация, Архангельская область, поселок ФИО1, <адрес>.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Смирнов Д.В., Смирнов В.И. и Каспирович Л.П.
В судебном заседании Маликова Т.П. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации МО «Ленский муниципальный район» ФИО6 возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указал, что вопросы регистрации граждан по месту жительства не входят в компетенцию органов местного самоуправления. Договор социального найма в отношении спорного жилого помещения Маликова Т.П. не заключала, в период с 09.04.2013 по 10.11.2022 истец состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В настоящее время договор социального найма в отношении спорного жилого помещения заключен быть не может, _____.__г <адрес> в пос. ФИО1 был признан аварийным и подлежащим сносу. Квартира №__ в указанном доме была пустующей.
Третье лицо Смирнов Д.В. в судебном заседании полагал требования истца законными и обоснованными.
Третьи лица - Каспирович Л.П. и Смирнов В.И. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Заслушанный в судебном заседании по ходатайству истца свидетель ФИО7, мать Маликовой Т.П., подтвердила доводы истца о том, что в период с 1992 года по 1995 год Маликова Т.П. с членами семьи проживала в <адрес> в пос. ФИО1. В 1995 году ею был произведен обмен квартирами и истец с семьей была вселена в другое жилое помещение – <адрес> в том же населенном пункте. Но спустя непродолжительное время семья вернулась для проживания в спорную квартиру.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, суд приходит к следующему.
Абзацем 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абз.4 ст.2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
Органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ст.4 указанного Закона).
Статьей 5 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных отношений и утратившего силу с 01.03.2005, были предусмотрены следующие виды жилищных фондов: государственный жилищный фонд, общественный жилищный фонд, фонд жилищно-строительных кооперативов, индивидуальный жилищный фонд (в собственности граждан).
В соответствии со статьей 10 ЖК РСФСР граждане РСФСР имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда либо в домах жилищно-строительных кооперативов. Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставлялись гражданам в бессрочное пользование.
Статьей 50 ЖК РСФСР предусматривалось, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
При этом, как ранее действующее, так и действующее в настоящее время законодательство не предусматривает возможность регистрации по месту жительства без возникновения правовых оснований. Сама по себе регистрация по месту жительства никаких жилищных прав не порождает.
Исходя из положений постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.04.1995 N 3-П, регистрация или отсутствие таковой могут рассматриваться лишь как одно из доказательств наличия или отсутствия права пользования жилым помещением.
Следовательно, требование о регистрации по месту жительства в конкретном жилом помещении производно от наличия права на это помещение.
В возражениях на требования Маликовой Т.П. об уточнении адреса регистрации именно в <адрес> в <адрес> ФИО3 <адрес> администрация муниципального образования «Ленский муниципальный район» ссылалась на то обстоятельство, что договор социального найма указанного жилого помещения с Маликовой Т.П. заключен не был.
Судом истцу было неоднократно предложено уточнить исковые требования к ответчику, разъяснялись положения ст. 56 ГПК РФ, однако Маликова Т.П. настаивала на рассмотрении её требований в той редакции, в которой они изложены в исковом заявлении.
При таких обстоятельствах, учитывая, что администрация муниципального образования «Ленский муниципальный район» не является органом регистрационного учета и полномочиями по постановке гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксации в установленном порядке сведений о месте его жительства не обладает, иных требований истцом к ответчику предъявлено не было, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных Маликовой Т.П. требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Маликовой Т. П. к администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» об обязании уточнить адрес регистрации по месту жительства Маликовой Т.П., изложить ее в следующей редакции: Российская Федерация, <адрес>, поселок ФИО1, <адрес>, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд Архангельской области через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2023 года.
Председательствующий: Минина Н.В.