Дело <№ скрыт>
05RS0<№ скрыт>-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес скрыт> 26 апреля 2023 г.
Ахтынский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Селимова Б.С.,
при секретаре – ФИО1,
с участием представителя истца по доверенности ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Ахты гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес скрыт> в <адрес скрыт> к МКОУ «Курукальская СОШ» и администрации МР «<адрес скрыт>» об устранении нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес скрыт> в <адрес скрыт> (далее - ТОУ Роспотребнадзора по РД) обратился в суд с данным исковым заявлением, указывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка организации бесплатного горячего питания учащихся школы. По результатам проверки выявлены нарушения действующих обязательных требований санитарных правил. Приказом по школе создана комиссия по проведению родительского контроля за качеством организации питания школьников, утвержден график общественного родительского контроля за организацией горячего питания, но фактически эта работа не документируется, не заполняется журнал посещения родителями столовой. В представленном, утвержденном 12-дневном примерном меню отсутствуют молочные продукты (молоко, сливочное масло, сыр, творог), яйцо, рыба в нарушение Приложения <№ скрыт> к СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20. В пищеблоке школы не осуществляется производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, с применением лабораторных исследований. Не проводится ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции общественного питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний. Результаты осмотра не заносятся в гигиенический журнал. Работники пищеблока находятся на рабочих местах в горячем цехе в уличной обуви. Учет проведения витаминизации третьих и сладких блюд; учета суммарного количества микронутриентов, поступающих с рационами при организации дополнительного обогащения рациона не проводится. Осветительные приборы не имеют светорассеивающую конструкцию: в помещениях пищеблока – пылевлагонепроницаемую. Складское помещение для хранения пищевых продуктов не оборудована приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха. Технологическое оборудование моечные ванны не оборудованы локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения. Отсутствует отдельно промаркированный инвентарь для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений, хранение которого должно осуществляться в специально отведенном месте. В складском помещении отсутствуют в достаточном количестве полки, часть продуктов хранится на полу. Отсутствует шкаф для верхней одежды персонала. Не используются термометры с целью минимизации риска теплового воздействия для контроля температуры блюд на линии раздачи. Не представлен заключительный акт по результатам периодических медицинских осмотров, утвержденный председателем врачебной комиссии и заверенный печатью медицинской организации. Доказательствами совершения административных правонарушений при организации питания учащихся в пищеблоке МКОУ «Курукальская СОШ» являются протокол осмотра отДД.ММ.ГГГГ, протоколы и постановления об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №<№ скрыт>, 34-19-23, 35-1923,36-19-23, по ст. ст. 6.3 ч.1, 6.5, 6.6, 6.7 ч.1 КоАП РФ в отношении юридического лица и должностного лица. Таким образом, приведенные факты свидетельствуют о грубом нарушении МКОУ «Курукальская СОШ» <адрес скрыт> установленных требований санитарно- эпидемиологического законодательства при осуществлении организации питания учащихся.
Просит признать действия МКОУ «Курукальская СОШ» и администрации МР «<адрес скрыт>» при организации питания учащихся с нарушениями действующих санитарных правил неправомерными, обязать устранить выявленные нарушения.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их в части признания действий МКОУ «Калукская СОШ» и администрации МР «<адрес скрыт>» при организации питания учащихся с нарушением действующих санитарных правил неправомерными.
Представители ответчиков, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в суд не явились, ходатайства об отложении не заявили, письменные документы об уважительности причин совей неявки не представили, в связи с чем, суд считает их неявку не связанной с причинами уважительного характера и считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд считает исковые требования ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства от 30.06.2004г. <№ скрыт> «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» данный орган является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно п. 7 ч. 4 ст. 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. <№ скрыт>, государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при организации питания в дошкольных и других образовательных организациях, медицинских организациях, оздоровительных учреждениях и организациях социального обслуживания, установлении норм пищевого довольствия для военнослужащих, а также при установлении норм питания для лиц, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.(ст. 39 указанного Федерального Закона).
Согласно п.1-5 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Согласно ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В судебном заседании установлено, что МКОУ «Курукальская СОШ» является юридическим лицом. Согласно уставу, школа является некоммерческой организацией, учредителем которой является администрация МР «<адрес скрыт>».
Согласно п. 1.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (вместе с "СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 60833) Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - Правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.
В силу п.2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (вместе с "СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 60833), предприятия общественного питания должны проводить производственный контроль, основанный на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), установленными предприятием общественного питания.
Окна помещений оборудуются в зависимости от климатической зоны регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника, а окна, открываемые в весенний, летний и осенний периоды, - москитными сетками (п. ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20).
В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний и пищевых отравлений в хозяйствующим субъектом проводятся (за исключением организаций дополнительного образования, развивающих центров, игровых комнат, организаций социального обслуживания в части предоставления социальных услуг в полустационарной форме (с кратковременным дневным пребыванием)):
контроль за санитарным состоянием и содержанием собственной территории и всех объектов, за соблюдением правил личной гигиены лицами, находящимися в них;
организация профилактических и противоэпидемических мероприятий и контроль за их проведением;
работа по организации и проведению мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, противоклещевых (акарицидных) обработок и контроль за их проведением;
осмотры детей с целью выявления инфекционных заболеваний (в том числе на педикулез) при поступлении в Организацию, а также в случаях, установленных законодательством в сфере охраны здоровья;
организация профилактических осмотров воспитанников и обучающихся и проведение профилактических прививок;
распределение детей в соответствии с заключением о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой;
документирование и контроль за организацией процесса физического воспитания и проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья; за состоянием и содержанием мест занятий физической культурой; за пищеблоком и питанием детей;
назначение мероприятий по закаливанию, которые организуются с согласия родителей (законных представителей) и проводятся с учетом состояния здоровья детей (молодежи);
работа по формированию здорового образа жизни и реализация технологий сбережения здоровья;
контроль за соблюдением правил личной гигиены;
контроль за информированием хозяйствующего субъекта и медицинских работников обо всех случаях инфекционных заболеваний в своей семье и обращением за медицинской помощью в случае возникновения заболеваний.
В целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в дошкольных образовательных организациях организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии.
Все выявленные инвазированные регистрируются в журнале для инфекционных заболеваний.
При регистрации случаев заболеваний контагиозными гельминтозами санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в течение 3 календарных дней после окончания лечения.
При наличии бассейна с целью профилактики паразитарных заболеваний проводится лабораторный контроль качества воды в ванне плавательного бассейна хозяйствующего субъекта с одновременным отбором смывов с объектов внешней среды на паразитологические показатели (п. 2.9.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-20).
На собственной территории должна быть оборудована площадка, расположенная в непосредственной близости от въезда на эту территорию, с водонепроницаемым твердым покрытием для сбора отходов. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны (п. 2.2.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20).
Как видно из материалов дела, в соответствии с Решением о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ. <№ скрыт> вп в МКОУ «Курукальская СОШ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка организация горячего питания учащихся школы. Согласно акту выездной внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> выявлены нарушения санитарного законодательства.
По факту выявленных нарушений ведущим специалистом- экспертом ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> ФИО3 составлены протоколы об административных правонарушениях, на основании которых вынесены постановления об административных правонарушениях.
Какие-либо доводы и доказательства в опровержение доводов иска в соответствии со ст.56 ГПК РФ ответчиком суду не представлены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что МКОУ «Курукалькаяская СОШ» нарушаются указанные пункты Санитарных правил, устанавливающие требования к организации питания учащихся.
В связи с этим, иск ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> к МКОУ «Курукальскаяская СОШ» являются обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.24, 51 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст.ст.46,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес скрыт> в <адрес скрыт> удовлетворить.
Признать действия муниципального казенного образовательного учреждения «Калукская СОШ» и администрации МР «<адрес скрыт>» при организации питания учащихся с нарушениями действующих санитарных правил, неправомерными.
Обязать МКОУ «Калукская СОШ» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в пищеблоке муниципального казенного образовательного учреждения «Курукальская СОШ»:
1. осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, с применением лабораторных исследований в соответствии с п.2.1 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20;
2. моечную ванну (источники тепла и влаговыделения) оборудовать локальной вытяжной системой вентиляции в зоне максимального загрязнения в соответствии с п.2.13. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20;
3. осветительные приборы оборудовать пылевлагонепроницаемой конструкцией в помещении пищеблока в соответствии п.2.8.6. СП ДД.ММ.ГГГГ-20;
4. инвентарь для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений хранить в специально отведенном месте в соответствии с п. 2.19 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20;
5. организовать питьевой режим в соответствии с п. 2.66 СП ДД.ММ.ГГГГ-20; организовать приготовление дезинфицирующих растворов в соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20;
6. обеспечить кратность родительского контроля в пищеблоке школы, документировать проводимую по родительскому контролю работу, заполнить журнал посещения родителями столовой;
7. обеспечить составление 12-дневного примерного меню с учетом требований Приложения <№ скрыт> к СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20;
8. обеспечить ежедневно осмотр всех работников, занятых изготовлением продукции общественного питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний;
9. обеспечить работников пищеблока на рабочих местах специальной одеждой, запретить им находиться в пищеблоке в уличной обуви;
10 производственные помещения, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, оборудовать механической вентиляцией в соответствии со ст.14 ТР <№ скрыт> «О безопасности пищевой продукции»;
11 обеспечить школьную столовую водоснабжением круглогодично с подведением беспрерывно подачи проточной холодной и горячей воды к ванным для сырья, моечным ваннам, к раковине для мытья рук персонала.
Обязать администрацию МР «<адрес скрыт>» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, направленных на устранение нарушений требований санитарно- эпидемиологического законодательства в муниципальном казенном образовательном учреждении «Курукальская СОШ» <адрес скрыт>.
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Курукальская СОШ» и администрацию МР «<адрес скрыт>» Республики Дагестан опубликовать сведения о принятии решения суда в официальном печатном издании <адрес скрыт> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Ахтынский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья Б.С. Селимов
Решение суда вынесено на компьютере в совещательной комнате в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.