<адрес> 15 ноября 2023 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гражданское дело №2-1777/2023
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кушнеровой К.А.
при секретаре Корякиной Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием законного представителя несовершеннолетней ФИО- ФИО,
гражданское дело по исковому заявлению ФИО, в лице законного представителя ФИО, к администрации Лужского муниципального района <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО, в лице законного представителя ФИО (далее – истец) обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Лужского муниципального района <адрес> (далее – ответчик) о признании права собственности на квартиру, в порядке приватизации, расположенную по адресу: <адрес> (л.д.4, оборот).
В обоснование заявленных требований истец указала, что на основании договора социального найма жилого помещения №/СЦ-23 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО является нанимателем жилого помещения – трехкомнатной квартиры площадью 60,9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Также вместе с нанимателем были вселены члены его семьи ФИО, ФИО (истец). Представленное в найм жилое помещение находится в муниципальной собственности МО Лужского городского поселения. В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают: ФИО, ФИО, ФИО., что подтверждается справкой Ф-9 от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени в приватизации истец не участвовал. ФИО, ФИО отказались от участия в приватизации в пользу истца. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в передаче квартиры в собственность в порядке приватизации на том основании, что истец не представила документы, подтверждающие однократность приобретения жилого помещения в собственность бесплатно, а также документы, подтверждающие неиспользование права на приватизацию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, истец была вынуждены обратиться в суд за защитой своих прав.
Истец – ФИО, в лице законного представителя ФИО, в ходе судебного разбирательства заявленные требования поддержала в полном объеме.
Ответчик – ФИО, в ходе судебного заседания против удовлетворения требований не возражала, пояснила, что ранее участвовала в приватизации, поэтому не претендует на указанное жилое помещение.
Ответчик – Администрация Лужского муниципального района, уведомленная надлежащим образом, о дате и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направила, ранее направила в материалы дела отзыв, в котором указала, что в случае представления истцом соответствующих доказательств, не возражает в признании за ней права собственности на жилое помещение в порядке приватизации (л.д.32-оборот).
Ответчик – ФИО, уведомленная надлежащим образом, о дате и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направила, ходатайств об отложении слушания дела суду не представила, направила в адрес суда заявление о признании исковых требований в полном объеме (л.д. 43).
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.
Установив юридически значимые обстоятельства, заслушав представителя истца, показания свидетеля, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 10 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст. ст. 2, 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 23.12.1992 года № 4199-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, права на приватизацию жилых помещений.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
В соответствии с абз. 1 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 25 июля 2001 года по делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 21 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», в соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества; при приватизации государственного и муниципального имущества применяются также положения данного Кодекса, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, если законами о приватизации не предусмотрено иное; таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации применяются субсидиарно. Это означает, что, по крайней мере, с момента принятия решения о приватизации имущества, при подготовке и заключении договора купли-продажи, в том числе с условиями, предусмотренными федеральным законом о приватизации, в сфере указанных отношений действуют и нормы гражданского права.
В соответствии со ст.1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации, на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, по месту бронирования жилых помещений. При этом решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлению граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным правилам, иным требованиям законодательства).
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»).
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что спорным жилым помещением является трехкомнатная <адрес>,9 кв.м., жилой площадью 44,9 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО и администрацией Лужского муниципального района <адрес> был заключен договор социального найма на трехкомнатную <адрес>/сц-23.
Из справки Ф-9 истца следует, что место жительства истца ФИО по настоящее время зарегистрировано по адресу: <адрес> (л.д.9), кроме того, в указанном жилом помещении зарегистрированы ответчики ФИО с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО с ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик по делу, ФИО, в ходе судебного разбирательства, заявленные требования истца признала в полном объеме, о чём представила в материалы дела соответствующее заявление (л.д. 43).
С учетом изложенного, суд полагает установленным, что отказ от приватизации ФИО является ее волеизъявлением на возникновение тех правовых последствий, которые наступают в случае совершения нанимателем жилого помещения отказа от приватизации в порядке, установленном законом, а обстоятельства, указывающие на то, что отказ не может быть принят, суду не представлены.
В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ администрация Лужского муниципального района <адрес>, отказала истцу в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно, в порядке приватизации по причине того, что не подтвержден период в регистрации ФИО с момента рождения ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и доказательства неиспользования истцом права на приватизацию в указанный период.
Также в материалы дела стороной истца был представлен выписной эпикриз из которого следует, что ФИО поступила в ГБУЗ <адрес> «Родильный <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, родила ДД.ММ.ГГГГ в 20 ч.15 мин. девочку, была выписан ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46).
В соответствии с правовыми нормами статьи 12 ГПК РФ способы защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов истец выбирает, самостоятельно формируя предмет и основания заявленных требований. При этом в силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, устанавливаются, в том числе из объяснения сторон, третьих лиц, показаний свидетелей (абз.2 ч.1 ст.55 ГПК РФ).
Допрошенный в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, свидетель – ФИО, суду указал, что является супругом ФИО и отцом ФИО, что с момента рождения истица проживала, по адресу: <адрес>, куда последняя переехала вместе с матерью ФИО после роддома. Весь спорный период истец никуда не выезжали, в ином месте жительства не проживали.
Показания допрошенного судом свидетеля логичны, соответствуют материалам дела и не противоречат друг другу. Свидетель предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний, оснований не доверять данным доказательствам у суда не имеется.
Согласно уведомлениям от ДД.ММ.ГГГГ, поступившим по запросу суда (л.д.31), в ЕГРН отсутствуют сведения о регистрации права на недвижимость за истцом.
Как следует из преамбулы Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» целью данного Закона является, в том числе, создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище. Гарантированное каждому нанимателю в доме государственного или муниципального жилого фонда право однократно требовать передачи в собственность занимаемого жилого помещения, на которое не распространяется действие ст. 4 Закона, является таким имущественным правом.
В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
С учетом изложенного, а также те обстоятельства, что истец постоянно проживают в спорном жилом помещении, оплачивают квартплату и коммунальные услуги, надлежащим образом выполняют возложенные на них функции по обслуживанию жилого помещения, данных о том, что в период, когда у ФИО отсутствовала регистрация по месту жительства, они использовали право на приватизацию, судом не установлено, наличия доказательств, подтверждающих факт вселения и проживания истца в жилом помещении, принимая во внимание тот факт, что истец не была признаны неприобретшими либо утратившими право на спорное жилое помещение, зарегистрирована по спорному адресу, у истца отсутствует иное жилое помещение, закрепленное за ними на основании договора социального найма, и поскольку спорное жилое помещение не имеет особенностей правового режима, не позволяющего произвести его отчуждение в частную собственность, учитывая принцип равенства граждан, закрепленный в ст.19 Конституции Российской Федерации, а также ст.11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», истцы имеют право на передачу ему спорного жилого помещения в порядке приватизации. Каких-либо иных ограничений жилищных прав истцов, предусмотренных федеральным законом, судом не установлено, в связи с чем, заявленные требования истца к администрации Лужского муниципального района <адрес>, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98,194,196-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ – ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 60,9 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░ 47RS0№-02