Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-12272/2019 от 16.09.2019

Судья: Грищенко Э.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гражданское дело № 33-12272

(номер дела в суде первой инстанции – 2-2647/2019)

8 октября 2019 года город Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Евдокименко А.А.,

судей – Хаировой А.Х. и Желтышевой А.И.,

при секретаре – Моревой Н.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Шалыгина А.А. на решение Ленинского районного суда города Самары от 2 августа 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования Шалыгина А.А. к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области об обязании совершить действия – оставить без удовлетворения.»,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., объяснения в поддержание апелляционной жалобы истца – Шалыгин А.А., возражения на доводы апелляционной жалобы представителя ответчика - Министерства социально-демографической политики Самарской области – Кузнецовой С.Г., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец – Шалыгин А.А. обратился в суд с иском о взыскании задолженности по социальным выплатам и возложении обязанности производить социальную выплату к ответчику Министерству социально-демографической политики Самарской области в обоснование своих требований указав, что истец является пенсионером и, имеет статус ветерана труда. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец также являлся получателем не только пенсии, но и единовременной денежной выплаты, которая предоставлялась ему в качестве меры социальной поддержки как ветерану труда. Правительством Самарской области были приняты изменения в закон Самарской области от 28 декабря 2004 года №169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны – тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», а именно законом Самарской области от 13 февраля 2017 года №27-ГД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» введены критерии нуждаемости в части предоставления спорной единовременной денежной выплаты ветеранам труда, так с ДД.ММ.ГГГГ спорная выплата предоставляется ветеранам труда при условии, что размер их пенсии не превышает 19 500 рублей. Поскольку пенсия истца превышала установленный размер, с указанного момента ему перестали производить спорную социальную выплату, с чем истец не согласен. Истец считает, что изменения, внесенные региональным законом, ставят предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки в зависимость от размера получаемого ими пенсионного обеспечения, чем снижают ему достигнутый уровень гарантий в области социальной поддержки как ветерана труда и противоречит положениям Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Вместе с тем, истец указал, что размер спорной выплаты в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно составлял 658 рублей, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составлял ежемесячно - 682 рубля, в период с ДД.ММ.ГГГГ названный размер составляет 713 рублей, следовательно, по подсчетам истца задолженность по производству спорной выплаты на момент предъявления иска составляла 19 637 рублей 44 копеек.

На основании изложенного, с учетом последующих уточнений и дополнений, истец просил суд возложить на ответчика обязанность выплатить истцу, через соответствующие структуры, задолженность по производству спорной выплаты в сумме 22 651 рубль 32 копейки, а также в дальнейшем выплачивать ежемесячно по 713 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец – Шалыгин А.А. считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Шалыгина А.А. судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, ветеранам военной службы является расходным обязательством субъектов РФ, статьи 22 и 23 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» признаны утратившими силу.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 4 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 года №169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» в числе мер социальной поддержки ветеранов труда из числа лиц, указанных в статье 7 Федерального закона «О ветеранах», граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, пенсия которым установлена (назначена) в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности, указана ежемесячная денежная выплата в размере 450 рублей.

Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты утвержден постановлением Правительства Самарской области от 19 января 2005 года №4 «О мерах по реализации Закона Самарской области «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий». Согласно названному порядку предоставление спорной ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда осуществляется Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области. Средства, необходимые для осуществления ежемесячной денежной выплаты, зачисляются на лицевой счет Министерства, открытый в управлении по казначейскому исполнению областного бюджета.

Таким образом, надлежащим ответчиком при разрешении споров рассматриваемой категории является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.

Статьей 3 Закона Самарской области от 13 февраля 2017 года №27-ГД (в редакции от 27 декабря 2018 года) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» предусмотрено, что предоставление ежемесячных денежных выплат, предусмотренных законами Самарской области «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» и «О ветеранах труда Самарской области», приостанавливается министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство) со дня вступления в силу настоящего Закона на основании сведений, предоставляемых государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области в рамках действующего соглашения об информационном взаимодействии с министерством. Гражданам, размер пенсии которых превышает 19 500 рублей по состоянию на день вступления в силу настоящего Закона, предоставление ежемесячной денежной выплаты прекращается со дня вступления в силу настоящего Закона на основании сведений, предоставляемых государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области в рамках действующего соглашения об информационном взаимодействии с министерством. Начиная с 1 января 2019 года возобновление предоставления ежемесячной денежной выплаты гражданам осуществляется с первого числа месяца обращения при условии, что размер их пенсии не превышает 21 647 рублей 12 копеек.

В силу ч. 4 ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 года №169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» спорная ежемесячная денежная выплата предоставляется гражданам, перечисленным в статье 1 этого закона и не осуществляющим трудовую и (или) иные виды деятельности, указанные в статье 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что размер их пенсии не превышает с января 2019 года 21 647 рублей 12 копеек (в предыдущих редакциях данного Закона указанная выплата предоставляется данной категории граждан с 1 марта 2017 года при условии, что размер их пенсии не превышает 19500 рублей, с января 2018 года – 20 221 рубль 50 копеек).

Согласно подпункта 24 пункта 2, пунктов 3.1 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, жертв политических репрессий, малоимущих граждан.

В силу статьи 26.3-1 названного федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе при наличии такой возможности устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости вне зависимости от наличия в федеральных законах предписаний, устанавливающих указанное право. Установление в региональном законе оспариваемого критерия нуждаемости, зависящего от размера получаемой гражданином пенсии, призванного уравнять условия обеспечения достойной жизни для всех лиц, относящихся к категории ветеранов труда, не может рассматриваться как снижение или как нарушение прав граждан на получение меры социальной поддержки.

Таким образом, по смыслу указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что поскольку спорная ежемесячная денежная выплата, по своей правовой природе является дополнительной мерой социальной поддержки из регионального бюджета, а ее предоставление - прерогатива субъекта Российской Федерации, то законодательный орган Самарской области вправе установить условия предоставления данной меры социальной поддержки, исходя из критериев нуждаемости ветеранов труда и граждан, приравненных к ветеранам труда.

Из материалов дела видно, что истец - Шалыгин А.А., являлся получателем спорной ежемесячной денежной выплаты, установленной вышеназванным Законом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Судом первой инстанции также установлено, что размер пенсии истца Шалыгина А.А. в 2017 – 2019 годы превышал установленный статьей 2 вышеназванного Закона размер пенсий, то есть не соответствовал условиям для назначения ему спорной выплаты. Так согласно представленным в материалы дела сведениям размер пенсии Шалыгина А.А. в ДД.ММ.ГГГГ составлял 21 827 рублей 40 копеек, в ДД.ММ.ГГГГ – 23 366 рублей 95 копеек.

С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что право на предоставление единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве меры социальной поддержки ветеранам труда, с учетом размера пенсии истца, у последнего отсутствует, следовательно, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по осуществлению истцу указанной социальной выплаты не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о несоответствии вышеприведенных норм закона Самарской области Федеральному законодательству и Конституции РФ не могут быть предметом рассмотрения в настоящем гражданском процессе, так как в силу требований действующего законодательства данные доводы подлежат проверке Самарским областным судом, Верховным Судом РФ или Конституционным Судом РФ, при заявлении соответствующих исков, между тем, Самарским областным судом и Верховным Судом РФ проверялось соответствие указанных положений закона Самарской области Федеральному законодательству, однако, такого соответствия судами установлено не было (апелляционное определение Верховного Суда РФ от 19 апреля 2019 года по делу №46-АПА19-3).

Не может судебная коллегия признать убедительными и иные доводы апелляционной жалобы, поскольку они не имеют правового значения для разрешения настоящего гражданского дела по существу, либо основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм законодательства, вместе с тем, все они по существу сводятся к доводам, приведенным в обосновании иска, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а :

Решение Ленинского районного суда города Самары от 2 августа 2019 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Шалыгина А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи -

33-12272/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шалыгин А.А.
Ответчики
Правительство Самарской области
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
16.09.2019Передача дела судье
08.10.2019Судебное заседание
31.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее