Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1289/2023 ~ М-922/2023 от 18.04.2023

УИД № 71RS0027-01-2023-001105-92

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 июня 2023 года                                                                  г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Бушуевой И.А.,

при помощнике судьи Алексеенко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г.Тулы гражданское дело № 2-1289/2023 по иску Шевченко Тараса Александровича к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» об обязании назначить ежемесячную денежную выплату,

установил:

Шевченко Т.А. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области», указывая, что он является ветераном труда и обратился к ответчику с заявлением о назначении и выплате ему, как ветерану труда, меры социальной поддержки – ежемесячной денежной выплаты. Однако в предоставлении мер социальной поддержки ему было отказано. Шевченко Т.А. просил признать отказ ответчика в назначении меры социальной поддержки незаконным, признать право на получение и обязать ответчика назначить ему как «Ветерану труда» с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату и взыскать расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.

В судебное заседание истец    не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области»,    извещенного    о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, письменных возражений по иску не представил, об отложении рассмотрения дела или его рассмотрении в отсутствие своего представителя не просил.

Третье лицо министерство труда и социальной защиты Тульской области,    извещенное     о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, письменных возражений по иску не представило, об отложении рассмотрения дела или его рассмотрении в отсутствие своего представителя не просило.

Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Шевченко Т.А.,     ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженец <адрес>,    является ветераном труда в соответствии с Федеральным законом РФ «О ветеранах» и имеет соответствующее удостоверение серии , выданное ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что истец является ветераном труда, другие льготные статусы не имеет, меры социальной поддержки по региональному законодательству и в территориальных органах Социального фонда России в Тульской области не получает.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился    в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением по вопросу назначения ежемесячной денежной выплаты, как ветерану труда.

Решением отдела социальной защиты населения по г.Туле ГУ ТО «УСЗН Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ      истцу отказано в предоставлении указанной меры социальной поддержки, поскольку он не достиг    возраста, дающего право на трудовую пенсию, а также возраста 60 лет.

В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Под предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст. 22 данного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Согласно ст.13 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

В силу ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004.

Суд установил, что основанием для отказа в предоставлении указанных мер социальной поддержки, послужил тот факт, что истец не достиг возраста, дающего право на пенсию, а также возраста 60 лет.

Между тем, суд считает, что указанная позиция, не согласуется с положениями закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный закон сам по себе не связывает право на получение указанной выше меры социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

При таких обстоятельствах, проанализировав правовые нормы, регулирующие порядок реализации мер социальной поддержки ветеранам, суд приходит к выводу о том, что законодатель при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся ветеранам до указанной даты, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в виде получения льгот, замененных денежной компенсацией (ст. 7 ЗТО от 28.12.2004 № 493-ЗТО) дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил.

Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, отдано предпочтение норме подзаконного акта перед нормой, установленной законом субъекта Российской Федерации, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению прав истца при принятии незаконного решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.

Исходя из приведенных выше обстоятельств, требования истца о возложении на ГУ ТО УСЗН Тульской области обязанности по назначению ежемесячной денежной выплаты подлежат удовлетворению.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области» «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального защиты заявления со всеми необходимыми документами.

Установив, что истец,    имеющий удостоверение «Ветеран труда», ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», суд приходит к выводу об обязании ответчика ГУ ТО «УСЗН Тульской области» назначить истцу как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч. 1 ст. 88, 98 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Исходя из перечня, приведенного в ст. 94 ГПК РФ суд признает судебными расходами затраты истца на оплату государственной пошлины в размере 300 руб. Указанные расходы подтверждаются чеком по операции от ДД.ММ.ГГГГ.

Сумма оплаченной государственной пошлины возмещению не подлежит. В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ (в редакции федерального закона от 08.03.2015 №23-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» является отраслевым органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере социальной защиты граждан и его финансирование осуществляется за счет средств, предусмотренных в соответствующем бюджете, в связи с чем, на него распространяются предусмотренные в пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ льготы по оплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Шевченко Тараса Александровича удовлетворить.

Признать право Шевченко Тараса Александровича на получение меры социальной поддержки путем назначения ему    ежемесячной денежной выплаты, как ветерану труда.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» предоставить Шевченко Тарасу Александровичу меру социальной поддержки путем назначения ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда с 10 марта 2023 года.

Отказать в удовлетворении заявления Шевченко Тараса Александровича о возмещении судебных расходов на оплату государственной пошлины.

Истец Шевченко Т.А., паспорт гражданина РФ <данные изъяты>. Ответчик ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области», ИНН 7107521785.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд города Тулы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                             И.А.Бушуева

Решение в окончательной форме изготовлено 13 июня 2023 года.

2-1289/2023 ~ М-922/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шевченко Тарас Александрович
Ответчики
ГУ ТО "Управление социальной защиты населения Тульской области"
Другие
Министерство труда и социальной защиты по Тульской области
Суд
Пролетарский районный суд г.Тулы
Судья
Бушуева Ирина Анатольевна
Дело на сайте суда
proletarsky--tula.sudrf.ru
18.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2023Передача материалов судье
19.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2023Судебное заседание
17.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2023Судебное заседание
13.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее