Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Гужвинской Е.Е.,
при секретаре ФИО3,
с участием помощника Советско-Гаванского городского прокурора ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Советско-Гаванского городского прокурора Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ФИО1 о прекращении права собственности на оружия и обращении оружия в собственность государства,
УСТАНОВИЛ:
Советско-Гаванский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в Советско-Гаванский городской суд <адрес> с иском к ФИО1 о прекращении права собственности на оружие, обращении оружия в собственность государства. В обоснование исковых требований указано, что городской прокуратурой в рамках надзорной деятельности проведен анализ соблюдения федерального законодательства в сфере оборота оружия, установлено, что должностными лицами отделения лицензионно-разрешительной работы (по Ванинскому и Советско-Гаванскому районам) Управления Росгвардии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, было изъято огнестрельное оружие ограниченного поражения <данные изъяты> года выпуска, принадлежавшее гражданину ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Указанное оружие помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия ОМВД России по <адрес> по адресу: <адрес>А, где хранится по настоящее время. ФИО1 до настоящего времени, действий направленных на возврат указанного оружия не принимает. Оружие в течение продолжительного времени находится в комнате хранения оружия в ОМВД России по <адрес>, хранение и бремя содержания, указанного оружия, требует определенных материальных затрат, в частности регулярного технического ухода, трудовых затрат по содержанию специального температурного режима и влажного помещения, что влечет дополнительное расходование бюджетных средств. В целях оформления разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия, либо в целях продажи оружия или отчуждения в установленном законом порядке, ФИО1 не обращался. При таких обстоятельствах оружие фактически является брошенным. Наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утрате контроля таким оружием, что создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу и государству. Просит прекратить право собственности ФИО1 на оружие, обратив в собственность государства огнестрельное оружие ограниченного поражения <данные изъяты> года выпуска.
Определением судьи Советско-Гаванского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечено ОМВД России по <адрес>.
В судебном заседании помощник Советско-Гаванского городского прокурора ФИО4 на исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить, по основаниям изложенным в иске.
В судебное заседание ответчик ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, посредством телефонограммы просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, дополнительно пояснив, что исковые требование признает в полном объеме.
В судебное заседание представитель третьего лица Управления Росгвардии по Хабаровскому краю, представитель третьего лица ОМВД России по Советско-Гаванскому району не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, третьих лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, обсудив исковые требования, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон № 150-ФЗ) к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях.
Согласно абз. 2 ст. 3 Закона № 150-ФЗ гражданское оружие подразделяется на оружие самообороны; спортивное оружие; охотничье оружие; сигнальное оружие; холодное клинковое оружие; оружие, используемое в культурных и образовательных целях. К охотничьему оружию относится, в том числе огнестрельное гладкоствольное длинноствольное.
Как следует из ст. 10 Закона № 150-ФЗ право на приобретение оружия на территории Российской Федерации имеют: государственные военизированные организации; юридические лица с особыми уставными задачами; юридические лица - поставщики; юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия; физкультурно-спортивные организации и (или) спортивные клубы, осуществляющие свою деятельность в соответствующих виде или видах спорта, связанных с использованием оружия (спортивные организации), и организации, ведущие охотничье хозяйство; организации, занимающиеся оленеводством и коневодством, подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие рыболовство в отношении морских млекопитающих, а также специализированное предприятие, осуществляющее гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Северного морского пути; образовательные организации; граждане Российской Федерации; иностранные граждане.
Право на приобретение гражданского охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции. Право на приобретение газового оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно (ст. 13 Закона № 150-ФЗ).
В соответствии со ст. 26 Закона № 150-ФЗ лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае возникновения предусмотренных Федеральным законом № 150-ФЗ «Об оружии» обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения.
Статьей 27 Закона № 150-ФЗ установлено, что изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случае аннулирования в установленном порядке лицензии и (или) разрешения на ношение и хранение оружия.
Оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, передаются (сдаются) в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, для временного хранения на срок, не превышающий четырех месяцев, до их передачи в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». Изъятые или сданные оружие и (или) патроны к нему должны быть отчуждены их собственником в соответствии с гражданским законодательством либо получены собственником в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона в течение одного года со дня их изъятия или сдачи (ч. 4, 5 ст. 27 Закона № 150-ФЗ).
Согласно ст. 28 Закона № 150-ФЗ контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, его территориальные органы и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации. Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право, в том числе обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензии и (или) разрешения, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.
Пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238).
В силу п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже, с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на праве собственности принадлежит огнестрельное оружие ограниченного поражения <данные изъяты> года выпуска.
Указанное оружие было изъято ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в связи с его заявлением, поданным в ОЛРР (по Ванинскому и <адрес>м) Управления Росгвардии по <адрес>, о принятии оружия на временное хранение в связи с убытием в длительную командировку, в котором он также гарантировал в течение трех месяцев принять меры к продаже (утилизации, продлению разрешения) данного оружия.
Изъятое оружие помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия ОМВД России по <адрес>А, где хранится по настоящее время.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой Сервиса централизованного учета оружия Росгвардии, протоколом изъятия огнестрельного оружия и боеприпасов от ДД.ММ.ГГГГ, заявлением ФИО5 о передаче на временное хранение оружия от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из искового заявления ФИО1 до настоящего времени не предпринято каких-либо действий по оружию. Нахождение оружия на хранении в ОМВД России по <адрес> влечет для него несение определенных затрат.
При установленных судом обстоятельствах, учитывая, что ответчиком не предпринято мер к продаже или утилизации оружия, а также признание ответчиком исковых требований, суд приходит к выводу, что требование истца о прекращении права собственности на оружие является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Советско-Гаванского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт №, на огнестрельное оружие ограниченного поражения <данные изъяты> года выпуска.
Обратить огнестрельное оружие ограниченного поражения <данные изъяты> года выпуска в собственность государства.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт №, в бюджет муниципального образования «Советско-Гаванский муниципальный район <адрес>» государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суд через Советско-Гаванский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ Е.Е. Гужвинская