Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3113/2023 ~ М-446/2023 от 12.01.2023

Дело № 2-3113/2023

УИД 03RS0003-01-2023-000486-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2023 года г. Уфа

††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† ����������������������������������������������������������������������������������Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Искандаровой Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Саитовой С.Ю.,

с участием истца Поклонского А.М.,

представителя истца Гареевой Э.М.,

представителя ответчика Фархиулиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Поклонского ФИО10 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о включении в стаж периодов работы, обязать произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Поклонский А.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан) о включении в стаж периодов работы, обязать произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости.

В обосновании иска указал, что с 11 марта 2015 года истец является получателем страховой пенсии по старости. Его общий страховой стаж с 1978 года по 08 декабря 2022 года составляет 43 года 5 месяцев 18 дней, в том числе периоды обучения, службы в армии, северный стаж работы 20 лет 9 месяцев 11 дней, стаж работ по Списку № 2 – 9 лет 10 месяцев 13 дней. Размер его пенсии составляет 32 970 рублей, что по мнению истца является низким показателем и не соответствует его трудовому стажу. Истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии, на что получил ответ об отсутствии оснований для перерасчета размера пенсии. С указанным ответом и размером пенсии истец не согласен, считает, что размер пенсии произведен не в полном объеме и ненадлежащим образом, предоставленный расчет индексации неверным, так как льготный трудовой стаж с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 учтен не в полном объеме.

Уточнив свои исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил обязать ответчика включить в общий стаж истца период обучения в СПТУ № 62 г. Октябрьский Башкирской АССР с 01 сентября 1978 года по 15 июля 1981 года, период службы в армии с 17 мая 1981 года по 14 июня 1983 года; обязать ответчика включить в льготный стаж истца по Списку № 2 период работы с 01 апреля 2002 года по 30 сентября 2009 года в ОАО НК «Роснефть-Пурнефтегаз» ООО «Пурнефтегаз-Бурение», с 01 октября 2009 года по 14 декабря 2016 года в ООО «Пыть-Яхское УАТ» (МСК); обязать ответчика включить в льготный стаж истца работы в районах Крайнего Севера и в местности, приравненной к ним с 17 сентября 1986 года по 27 сентября 1988 года в Октябрьском УБР (РКС), с 25 января 1991 года по 15 декабря 1993 года в Октябрьском УБР (РКС), с 07 февраля 2001 года по 01 апреля 2002 года в ОАО «Роснефть-Пурнефтегаз» (РКС) осуществление трудовой деятельности в должности в водителя, с 01 апреля 2002 года по 30 сентября 2009 года в ОАО НК «Роснефть-Пурнефтегаз» ООО «Пурнефтегаз-Бурение» (РКС), с 01 октября 2009 года по 14 декабря 2016 года в ООО «Пыть – Яхское УАТ» (МКС); произвести перерасчет страховой пенсии в сторону увеличения с учетом включения в льготный стаж указанных периодов трудовой деятельности.

Истец Поклонский А.М. и его представитель Гареева Э.М. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнений поддержали, просили удовлетворить.

Ответчик – представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан Фархиуллина Е.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Выслушав стороны, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации устанавливается равенство всех перед законом и недопустимость нарушения прав граждан.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Положения подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент обращения истца в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусматривали, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Размер трудовой (страховой) пенсии по старости поставлен в зависимость от общего трудового стажа работы и заработка, учтенных до 01 января 2002 года и суммы страховых взносов, перечисленных работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации за периоды работы после 01 января 2002 года.

Из материалов дела следует, что с 11 марта 2015 года Поклонский А.М. является получателем пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Поклонский А.М. обратился в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан с заявлением о разъяснении расчета его пенсии и перерасчете.

24 ноября 2022 года Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан разъяснило Поклонскому А.М. о том, что досрочная пенсия истцу назначена в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 11 марта 2015 года при наличии стажа работ с тяжелыми условиями труда (7 лет 7 месяцев 27 дней по Списку № 2) с учетом снижения пенсионного возраста за работу не менее 15 лет в РКС, а также с применением повышенного отношения заработков – 1,7 и повышенного размера фиксированной выплаты в связи с трудовой деятельностью в районе Крайнего Севера. В ходе проверки установлено, что размер пенсии определен в соответствии с требованиями пенсионного законодательства, основания для перерасчета отсутствуют.

Полагая, что при проведении расчетов, нарушены его права, истец обратился в суд с данным иском.

Судом установлено, что пенсия Поклонского А.М. исчислена из общего страхового стажа работы 32 года 11 месяцев 3 дня, в том числе стажа работы в районе Крайнего Севера 17 лет 2 месяца 4 дня, стажа по Списку № 2 продолжительностью 7 лет 7 месяцев 27 дней.

При этом, вопреки доводам истца, в страховой стаж Поклонского А.М. включены все его периоды трудовой деятельности, в том числе период учебы с 01 сентября 1978 года по 16 мая 1981 года, периоды службы в армии с 17 мая 1981 года по 14 июня 1983 года, при этом периоды работы истца с 17 сентября 1986 года по 27 сентября 1988 года, с 23 января 1991 года по 15 декабря 1993 года, с 07 февраля 2001 года по 01 апреля 2002 года, со 02 апреля 2002 года по 30 сентября 2009 года, с 01 октября 2009 года по 30 сентября 2014 года включены в период работы истца, как работа в районах Крайнего Севера и в местности, приравненной к ним, а периоды работы со 02 февраля 2007 года по 30 сентября 2014 года засчитаны по Списку № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Факт включения спорных периодов в стаж трудовой деятельности истца, в том числе как работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, включение оспариваемых периодов работы, связанных с тяжелыми условиями труда по Списку № 2, подтверждается представленными материалами дела, в частности: справкой Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан от 20 февраля 2023 года, справкой о стаже по состоянию на 25 марта 2015 года, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Поклонского А,М. по состоянию на 26 января 2023 года.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Поклонского А.М. о включении спорных периодов работы в стаж, суд не находит.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

С 01 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июня 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», согласно которому с 01 января 2010 года проведена валоризация (повышение) пенсионных прав граждан. Базовое увеличение расчетного пенсионного капитала составило 10% и сверх того 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01 января 1991 года.

В силу пункта 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении размера страховой пенсии по старости, участвующий в расчете пенсии при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, размер страховой части трудовой пенсии по старости (П) (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии) исчисляется по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В части 1 статьи 30.3 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перечислены основания для перерасчета размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 Федерального закона).

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении споров, связанных с проведением органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, валоризации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статьях 30.1 - 30.3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При рассмотрении требований, связанных с оценкой пенсионных прав граждан, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имея в виду следующее:

- в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном пункте.

При этом продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере).

Если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», судам следует иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 01 января 2002 года.

Как следует из норм Федерального закона № 312-ФЗ от 01 декабря 2007 года «О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым внесены изменения в статью 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», для лиц, не проживающих на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости и инвалидности при условии работы не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин.

Право на установление базовой части трудовой пенсии по старости (с 01 января 2010 года - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии) в повышенном размере за продолжительный стаж работы на Севере в соответствии с пунктами 7 и 11 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предоставлено лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим страховой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Согласно приведенным выше положениям пенсионного законодательства размер страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, рассчитывается индивидуально с учетом трудового вклада гражданина и зависит:

- от продолжительности общего фактического трудового стажа гражданина, подтвержденного документально, по состоянию на 01 января 2002 года;

- от продолжительности общего фактического трудового стажа гражданина за период работы до 01 января 1991 года (для расчета суммы валоризации);

- от уровня среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд до 01 января 2002 года, установленного на основании представленной гражданином справки о заработке, выданной предприятием или архивным органом, или за 24 месяца работы в 2000-2001 годах (по данным персонифицированного учета - без представления гражданином справки о заработке), ограниченного предельной (максимальной) величиной 1,2;

- от суммы страховых взносов за период работы после 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года, поступивших от работодателя на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (сумма страховых взносов зависит от заработной платы работника с учетом которой работодатели осуществляли начисление страховых взносов на пенсию работника).

Установлено, что истец при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии просил назначить страховую пенсию по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии, с учетом заработной платы за 2000 – 2001 года, разделенных на 24 месяца.

Таким образом, размер пенсии истцу исчислен верно, в соответствии с действующим законодательством и выплачивается в полном объеме, по наиболее выгодному для истца варианту.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что назначение пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» произведено в интересах истца, т.к. по данному пункту пенсия наиболее высокая, при определении размера пенсии Поклонского А.М. на момент назначения страховой пенсии была произведена оценка пенсионных прав путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, который формируется из пенсионных прав в виде стажа и заработка в денежном выражении до 01 января 2002 года, общей суммы страховых взносов на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, начисленных за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации после 01 января 2002 года, стаж и страховые взносы учтены пенсионным органом в полном объеме, согласно суммам страховых взносов на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, начисленных за застрахованное лицо - истца в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, права истца ответчиком нарушены не были.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости, не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Поклонского ФИО11 (СНИЛС ) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (ИНН ) о включении в стаж периодов работы, обязать произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Т.Н. Искандарова

Мотивированное решение суда изготовлено 28 марта 2023 года.

2-3113/2023 ~ М-446/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Поклонский Александр Михайлович
Ответчики
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фода Российской Федерации по Республике Башкортостан
Суд
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Искандарова Т.Н.
Дело на странице суда
kirovsky--bkr.sudrf.ru
12.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2023Передача материалов судье
16.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2023Подготовка дела (собеседование)
15.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2023Судебное заседание
28.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее