Судья: Король С.Ю. адм. дело № 33а-9543/2023
УИД: 63RS0018-01-2023-000187-31
Дело № 2а-688/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12.09.2023 г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Ромадановой И.А.,
Судей Роменской В.Н. и Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Алиеве Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Крыловой В.В. в лице представителя Савковского Д.Г. по доверенности на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 20.04.2023,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., пояснения представителя административного истца Савковского Д.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика Егоровой А.С. на апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
Крылова В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа Новокуйбышевск о признании решения органа местного самоуправления незаконным.
В обоснование заявленных требований указано, что в сентябре 2022 года административный истец обратился в Администрацию г. Новокуйбышевск Самарской области с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Для индивидуального жилищного строительства (2.1)» для земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Администрацией г.о. Новокуйбышевск 31.10.2022 вынесено постановление № об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков ввиду нахождения части участка в 100 метровой санитарно-защитной зоне от железной дороги.
Крылова В.В. не согласна с принятым постановлением, поскольку ранее администрация г. Новокуйбышевск вынесла постановление №Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории кадастрового квартала №, образованного в результате перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером № Согласно пункту 3 данного постановления, условием образования земельного участка, предусмотренного пунктом 1 настоящего Постановления, является проведение работ по его образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка и получение разрешения на условно разрешенный вид использования «для индивидуального жилищного строительства».
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, административный истец просила суд признать пункт 1 постановления администрации г.о.Новокуйбышевск № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков» незаконным, обязать администрацию г.о. Новокуйбышевск устранить нарушения прав и свобод заявителя путем возобновления рассмотрения ее заявления о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка «Для индивидуального жилищного строительства (2.1)», для земельного участка, площадью 863 м2, расположенного: <адрес> течение месяца, со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 20.04.2023 административное исковое заявление Крыловой В.В. к администрации городского округа Новокуйбышевск о признании решения органа местного самоуправления незаконным оставлено без удовлетворения (л.д. 81-90).
В апелляционной жалобе Крылова В.В. просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указав ранее административный ответчик согласовал перераспределение земельного участка путем выдачи Постановления №901 от 22.04.2022. Стометровая охранная зона не внесена в ЕГРН. Учитывая, что на земельном участке имеется жилой дом, строить жилой дом на испрашиваемом земельном участке административный истец не намерен.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В заседании судебной коллегии представитель административного истца Савковский Д.Г. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика Егорова А.С. в суде апелляционной инстанции просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, указав на законность решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Крылова В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 768 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу <адрес>, на основании договора дарения от 21.04.2022 (л.д.53-57).
Постановлением администрации г.о. Новокуйбышевск № от 22.04.2022 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории кадастрового квартала №, образованного в результате перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером №», утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного в результате перераспределения земель/государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером №; образуемый земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, расположен: <адрес>, в кадастровом квартале № в территориальной зоне Ж-4 (зона садоводства и огородничества), имеющий разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства», отнесенный к землям населенных пунктов.
Указанным постановлением постановлено использовать часть земельного участка: площадью 44 кв.м, в охранных зонах электрических сетей, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»; площадью 12 кв.м, в охранных зонах газораспределительных сетей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей»; использовать весь земельный участок в охранной зоне транспорта, в соответствии с приказом министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15.02.2020 № 368 «Об установлении приаэродромной территории аэродрома экспериментальной авиации Самара (Безымянка)»; в охранной зоне коллектора, в соответствии с приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168 "Об утверждении "Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации".
Условием образования земельного участка, предусмотренного пунктом 1 настоящего Постановления, является проведение работ по его образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка и получение разрешения на условно разрешенный вид использования «для индивидуального жилищного строительства». Также в постановлении указано, что настоящее постановление является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы местного самоуправления с заявлением о получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Указанное в пункте 1 настоящего Постановления лицо вправе обратиться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, предусмотренного пунктом 1 настоящего Постановления. Срок действия настоящего Постановления составляет два года со дня его подписания (л.д.11).
В сентябре 2022 года Крылова В.В. обратилась в администрацию г.о.Новокуйбышевск Самарской области с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Для индивидуального жилищного строительства (2.1)» для земельного участка, площадью 863 кв.м, расположенного: <адрес>.
Пунктом 1 постановления <данные изъяты> от 31.10.2023 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков «Для индивидуального жилищного строительства (2.1)» для земельного участка, площадью 863 кв.м, расположенного: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Железнодорожная, д. 35-1, отказано. В качестве оснований отказа административный ответчик указал на нарушения требований пункта 6, пункта 7, пункта 8 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 14.07.2022), пункты 2.2.3.4, 2.2.3.5 «Норм и правил проектирования отвода земель для железных дорог» ОСН 3.02.01-97, пункт 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», пункт 5.1 статьи V Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 28.02.2022) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 10995), пункт 5 статьи 44 Правил землепользования и застройки городского округа Новокуйбышевск Самарской области с включением 5 территории 220 га, пункт 6.8 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», в части нахождения участка в 100 метровой санитарно-защитной зоне от железной дороги.
Разрешая заявленные административные исковые требования и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе рассмотрения дела несоответствие оспариваемого решения требованиям закона не установлено, постановление принято в соответствии с градостроительными нормами и правилами, не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов заявителя.
При этом, суд указал, что земельный участок, площадью 863 кв. м расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером № находится в территориальной зоне Ж-4 (зона садоводства и огородничества), с особыми условиями использования, и получить УРВИ «Для индивидуального жилищного строительства (2.1)», который предполагает строительство жилого дома - не представится возможным, ввиду нарушения требований технических регламентов к образуемым земельным участка. Оспариваемое постановление соответствует приведенным выше нормам действующего законодательства, в том числе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
С указанными выводами суда судебная коллегия не может согласиться в виду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На основании пункта 3 указанной статьи изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1). Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 данного кодекса, с учетом положений этой статьи (часть 2); в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия (часть 3); на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8); на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения; физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 12).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 13 Правил землепользования и застройки городского округа Новокуйбышевск Самарской области утвержденных решением Думы городского округа Новокуйбышевск Самарской области от 19.06.2008 N 490, на основании заключения о результатах публичных слушаний Комиссия в срок, не превышающий десяти дней со дня опубликования заключения, осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения. Рекомендации Комиссии должны учитывать результаты публичных слушаний и быть мотивированными.
Анализ приведенных положений свидетельствует о том, что подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний является завершающим этапом процедуры проведения публичных слушаний, носит рекомендательный характер, предусматривает возможность обжаловать в судебном порядке именно решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации городского округа Новокуйбышевск от 22.04.2022 № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного в результате перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером №. Образуемый земельный участок, площадью 863 кв.м., расположен по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале №, в территориальной зоне Ж-4 (зона садоводства и огородничества), имеющий разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства», отнесенный к землям населенных пунктов.
Условием образования земельного участка, предусмотренного пунктом 1 указанного постановления является проведение работ по его образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка и получение разрешения на условно разрешенный вид использования «для индивидуального жилищного строительства» (пункт 3 Постановления №).
Также указанное постановление является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы местного самоуправления с заявлением о получении разрешения на условно разрешенный вид использования (пункт 4 Постановления №).
По итогам проведения публичных слушаний принято заключение от 27.10.2022 об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Для индивидуального жилищного строительства (2.1)» в зоне Ж-4 (л.д.67-75).
В соответствии с указанными результатами публичных слушаний комиссией по подготовке проекту Правил землепользования и застройки г.о. Новокуйбышевск подготовлены рекомендации, которые были учтены административным ответчиком при принятии оспариваемого постановления.
Постановлением № 2903 от 31.10.2023 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков «Для индивидуального жилищного строительства (2.1)» для земельного участка, площадью 863 кв.м, расположенного: <адрес>, отказано. В качестве оснований отказа административный ответчик указал на нахождение части испрашиваемого участка в 100 метровой санитарно-защитной зоне от железной дороги.
Согласно пункту 4 статьи 1 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, оказывающими воздействие на среду обитания и здоровье человека. Указанные зоны разрабатываются с учетом требований санитарных правил и норм (СанПиН), утвержденных применительно к различным видам промышленных объектов, производств Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в зависимости от класса опасности промышленного объекта.
Согласно п.2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.5.1 статьи V Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 28.02.2022) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 10995), для линий железнодорожного транспорта устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Железнодорожные пути следует отделять от жилой застройки городов и поселков санитарно-защитной зоной шириной 100 м. При осуществлении специальных шумозащитных мероприятий ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м.
В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещение автомобильных дорог, транспортных устройств и сооружений, гаражей, стоянок автомобилей, линий электропередачи и связи.
Из ответа департамента капитального строительства и архитектуры №-кс от 11.09.2023 следует, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Новокуйбышевска, утвержденным решением Думы городского округа Новокуйбышевск от 19.06.2008 №490, находится в территориальной зоне садоводства и огородничества (Ж-4), использование земельного участка возможно в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка в данной территориальной зоне. По сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности администрации городского округа Новокуйбышевск, земельный участок частично расположен в 100-метровой санитарно-защитной зоне от железной дороги. Сведениями о регистрации санитарно-защитной зоны в ЕГРН департамент не располагает.
Допрошенный в заседании судебной коллегии в качестве специалиста ФИО9 (руководитель управления градостроительства и архитектуры департамента капитального строительства и архитектуры администрации г.Новокуйбышевска) пояснил, что из системы информационного обеспечения градостроительной деятельности следует наличие санитарно-защитной зоны железнодорожного транспорта в районе земельного участка административного истца, данная информация загружена Министерством строительства. В ЕГРН данная санитарно-защитная зона не внесена, приказ Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека также не принимался. Однако СанПин указывает на необходимость установления санитарно-защитной зоны в размере 100 м. от железной дороги, что предполагает запрещает на строительство жилых домов в данной зоне, в противном случае нарушается технический регламент.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, административным ответчиком не представлено доказательств того, что испрашиваемый Крыловой В.В. земельный участок входит в санитарно-защитную зону железнодорожного транспорта.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о законности принятого административным ответчиком постановления № от 22.04.2022.
На основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает выводы суда неправильными, полагая, что они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, что подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований Крыловой В.В. о признании незаконным пункта 1 Постановления администрации г.о. Новокуйбышевска № 2903 от 31.10.2022 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков».
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенного права административного истца, судебная коллегия полагает необходимым возложить на администрацию г.о. Новокуйбышевска обязанность возобновить рассмотрение заявления Крыловой В.В. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в течении месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 20.04.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым административное исковое заявление Крыловой В.В. удовлетворить.
Признать незаконным пункт 1 Постановления администрации г.о. Новокуйбышевск №2903 от 31.10.2022 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков».
Возложить на администрацию г.о. Новокуйбышевск обязанность возобновить рассмотрение заявления Крыловой В.В. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в течении месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: