28 января 2014 года г. Вельск
Вельский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Смоленской Ю.А.,
при секретаре Сусловой Н.В.,
с участием помощника прокурора Вельского района Стрекиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов лица из числа детей-сирот Лихачева * * к администрации муниципального образования «*» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
прокурор Вельского района обратился в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов лица из числа детей-сирот Лихачева ** с иском к администрации МО «*» о возложении обязанности незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Лихачеву ** жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «*», в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной на территории МО «*», соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте МО «*» Вельского района Архангельской области, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Заявленные исковые требования прокурор обосновал тем, что Лихачев ** имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, он родился в п. * Вельского района. Решением Вельского районного суда Архангельской области от ** года родители истца – ***. и *** «Вельский муниципальный район» от *** года № ***за Лихачевым ** было закреплено жилое помещение в п. Верхопуйский Вельского района. В период с *** года по *** года истец воспитывался в ГБОУ «*», с *** года по *** года обучался в ГОУ «***», затем до *** года обучался в ПУ № *. Постановлением главы МО «***» *** года № *** в связи с непригодностью ранее закрепленного жилого помещения за Лихачевым ** закреплено право на внеочередное получение жилья. До настоящего времени жилое помещение Лихачеву ** не предоставлено. В связи с чем, прокурор считает, что у истца возникло право требовать предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО «*», соответствующего санитарным и техническим нормам.
В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Стрекина И.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и по тем же основаниям, указав, что на момент рассмотрения спора жилищные права Лихачева ** не восстановлены.
Истец Лихачев ** на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, согласно сообщению просил суд рассмотреть дело без его участия, указав, что жилое помещение администрацией МО «*» не предоставлено ему на протяжении длительного времени, чем существенно нарушены его жилищные права, он вынужден проживать во временном жилье, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик администрация МО «*» своего представителя на судебное заседание не направила, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, согласно заявлению просили рассмотреть дело без участия их представителя, с исковыми требованиями не согласны по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном суду.
Представитель третьего лица администрации МО «Вельский муниципальный район» по доверенности *** в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора, указав, что истец относится к числу лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Лихачев ** включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Вельского муниципального района. До настоящего времени администрация МО «*» не предоставила Лихачеву ** жилое помещение, несмотря на закрепление права на внеочередное получение жилого помещения на территории МО «*» и состояние истца на соответствующем учете.
Представители третьих лиц администрации МО «*», Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, Министерства финансов Архангельской области на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не известили, возражений по существу заявленных прокурором исковых требований не представили.
С учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, без участия не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, заслушав заключения прокурора, органа опеки и попечительства, полагавших необходимым удовлетворить заявленные требования, исследовав и изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ» (далее закона) за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В силу ст.ст. 18, 19, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все равны перед законом и судом. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Вместе с тем ст. 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
С 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно ст. 3 которого п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признан утратившим силу.
Согласно ст. 1 закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В силу ст. 4 закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии с п. 1 ст. 8 закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» право на жилое помещение в соответствии с настоящим законом имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Согласно п. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 1 ст. 15 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 № 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области" предусмотрено, что общая площадь жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления, а также то, что жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.
В судебном заседании установлено, что ***, *** года рождения, уроженец п. *** района Архангельской области, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на момент рассмотрения спора достиг возраста 22 лет.
Согласно свидетельству о рождении Лихачева **, записи акта о рождении № * от *** года, произведенной *** сельским Советом Вельского района Архангельской области, матерью истца является ***, *** года рождения, а отцом – ***, ***года рождения.
Решением Вельского районного суда Архангельской области от ** года по делу № *** по иску Вельского РОНО, ***. и * лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына **, ** года рождения. Решение вступило в законную силу *** года.
Постановлением главы администрации Вельского района от 24 июня 1992 года № *** несовершеннолетний Лихачев ** был устроен в интернатное учреждение – Вельский санаторный детский дом, за ним было закреплено право на проживание в жилом помещении по адресу: Архангельская область, Вельский район, п. **.
Из материалов дела и объяснений представителя третьего лица администрации МО «Вельский муниципальный район» ** следует, что Лихачев ** в период с *** года по *** года воспитывался в санаторном детском доме № * г. **, с *** года по *** года обучался в ГОУ «***», затем обучался в ГОУ НПО «Агропромышленный лицей № * которое закончил в * года.
Постановлением главы администрации МО «**» от 12 ноября 2009 года № *«О закреплении права на внеочередное получение жилого помещения за Лихачевым **, ** года рождения» в связи с непригодностью закрепленного ранее жилого помещения по адресу: Архангельская область, Вельский район, п. *, за Лихачевым ** закреплено право на внеочередное получение жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: Архангельская область, Вельский район, п. *, однако жилое помещение по данному адресу фактически непригодно для проживания.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что какого-либо иного жилого помещения по договору социального найма, по договору найма специализированного жилого помещения, либо в собственности Лихачев ** не имеет, что подтверждается объяснениями истца, представителя третьего лица администрации МО «Вельский муниципальный район» ***., уведомлением Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 30 декабря 2013 года № 01/003/2013-6869.
Согласно ст.ст. 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями Архангельской области» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с конституционными принципами правового государства, в силу которых права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства (ст. 2, ст. 45 ч. 1 Конституции Российской Федерации), органы государственной власти обязаны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушения - обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление.
Статьей 12, п. 3 ст. 14, п. 8 ст. 19 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы в связи с принятием областного закона "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области" предусмотрено, что реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилое помещение осуществляется путем выявления, закрепления и сохранения за ними ранее занимаемого жилого помещения, а в случае отсутствия такого жилого помещения либо наличия обстоятельств, препятствующих вселению в ранее занимаемое жилое помещение, предусмотренных статьей 16 настоящего закона, - путем предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на основании решения органа местного самоуправления городского, сельского поселения или городского округа Архангельской области, уполномоченного на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в случае наделения органов местного самоуправления областным законом государственными полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области либо решения уполномоченного исполнительного органа в случае, если органы местного самоуправления городских, сельских поселений или городских округов Архангельской области не наделены соответствующими государственными полномочиями. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, достигшие возраста 18 лет и не включенные в список, подают в органы опеки и попечительства по месту жительства заявление о включении в список. Форма заявления устанавливается постановлением уполномоченного исполнительного органа.
Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 13 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ "О внесении изменений и дополнения в отдельные областные законы в связи с принятием областного закона "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области" жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 11 настоящего закона, по достижении ими возраста 18 лет, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, а также лицам, указанным в пункте 3 статьи 11 настоящего закона. Лицам, указанным в статье 11 настоящего закона, жилое помещение предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области по их выбору однократно по месту: жительства данных лиц; первичного выявления данных лиц на территории Архангельской области; нахождения образовательного учреждения, учреждения социального обслуживания населения или иного учреждения на территории Архангельской области; трудоустройства по окончании пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, окончании прохождения военной службы по призыву либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Факт трудоустройства подтверждается справкой с места работы; жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились под опекой (попечительством), или по месту нахождения в приемных семьях; нахождения ранее занимаемого жилого помещения при наличии обстоятельств, препятствующих вселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемые жилые помещения, предусмотренных статьей 16 настоящего закона.
Установлено, что за Лихачевым ** закреплено право на внеочередное получение жилого помещения на территории МО «*» Вельского района Архангельской области, где он фактически длительное время проживал и обучался, то и правоотношения по найму специализированного жилого помещения у Лихачева **, с учетом мнения истца и требований прокурора, возникли с МО «*».
На момент судебного разбирательства жилищные права Лихачева **, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не восстановлены, то есть жилое помещение по договору социального найма, а также по договору найма специализированного жилого помещения в черте МО «*», а также компенсация за него не предоставлены, а поэтому в данном случае истец не лишен возможности воспользоваться гарантированным и нереализованным правом на предоставление жилого помещения согласно закону, которое не было им получено, по месту его фактического длительного проживания на территории МО «*», и что не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Таким образом, МО «*» обязано исполнить обязательство по предоставлению истцу жилого помещения, поскольку предоставление субвенций по выполнению государственных гарантий по предоставлению жилья данной категории лиц, является механизмом по исполнению государственного полномочия.
Согласно ст. 8 Конвенции от 04 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» каждый имеет право на уважение его жилища. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью должна быть реализована только после предоставления жилого помещения. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что у истца возникло право требования обеспечения его жилым помещением специализированного жилищного фонда, созданного МО «*» по договору найма специализированного жилого помещения по месту длительного проживания и обучения в черте МО «*», учитывая тот факт, что по месту первичного выявления его право на жилье не было реализовано, жилое помещение ему не предоставлялось.
Согласно решению главы администрации МО «*» от ** года № ** «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения в МО «*» на территории МО «*» установлена норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма в размере * кв.м. общей площади на одного человека.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд, руководствуясь принципом восстановления прав истца, приходит к выводу, что исковые требования прокурора Вельского района в интересах Лихачева ** подлежат удовлетворению.
Доказательств обратному, в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком в судебное заседание не представлено.
Учитывая, что жилое помещение Лихачеву ** не предоставлено на протяжении длительного времени, его жилищные права не восстановлены на момент рассмотрения спора, а также то, что жилое помещение должно быть предоставлено за счет средств бюджета, то суд считает, что оснований для установления срока исполнения решения, предусмотренного ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, и решение подлежит исполнению по вступлению его в законную силу.
Поскольку администрация МО «*» является органом местного самоуправления и выступает по данному делу в качестве ответчика, то в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Лихачева *** - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «*» предоставить Лихачеву **, ** года рождения, уроженцу п. ** Вельского района Архангельской области, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «*», не менее нормы предоставления общей площади жилого помещения * кв.м., установленной на территории муниципального образования «*», соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте муниципального образования «*» Вельского района Архангельской области, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий подпись Ю.А. Смоленская