Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-4/2023 от 02.05.2023

Мировой судья судебного участка № 22 Сафакулевского судебного района Курганской области Кармишина Е.А.

Дело № 11-4/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

с. Сафакулево 25 мая 2023 года

Сафакулевский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Манаковой С.М.,

при секретаре Султановой М.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании суда апелляционной инстанции апелляционную жалобу на решение мирового судьи судебного участка № 22 Сафакулевского судебного района Курганской области Кармишиной Е.А. от 28.03.2023 по иску Общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» к Гумаровой Р.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,

установил:

Обращаясь к мировому судье с исковым заявлением Общество с ограниченной ответственностью «Чистый город» (далее по тексту ООО «Чистый город») указало, что на основании соглашения от 13.09.2019, заключенного между ООО «Чистый город» и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами наделено ООО «Чистый город», которое с 01.01.2020 приступило к оказанию ответчику услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным. Предельные тарифы на услугу регионального оператора установлены Постановлениями Департамента государственного реагирования цен тарифов Курганской области № 47-8 от 30.12.2019 г., № 60-1 от 30.12.2020 г., № 56-8 от 28.12.2021 г. Согласно п. 148 (34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, размер оплаты за коммунальную услугу по обращению с твердыми отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих, временно проживающих потребителей в жилом помещении. Ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В связи с указанными обстоятельствами просит взыскать с ответчика задолженность за период с 01.01.2020 по 31.05.2022 в размере 3693,46 рублей – задолженность по коммунальной услуге «обращение с твердыми коммунальными отходами», 565,35 рублей – пени за просрочку оплаты за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» и судебные расходы в размере 400 рублей.

Мировым судьей судебного участка № 22 Сафакулевского судебного района Курганской области 28.03.2023 года постановлено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик Гумарова Р.В.

В апелляционной жалобе Гумарова Р.В. указала, что с решением мирового судьи судебного участка №22 Сафакулевского судебного района Курганской области не согласна, в связи с тем, что контейнерная площадка (контейнерные баки) для сбора ТКО в непосредственной близости от ее дома отсутствует. Контейнерные баки для мусора находятся на другой улице, где она не бывает. Кроме того, договор на оказание данной услуги она не заключала и согласие на обработку персональных данных не давала. Мусор она сжигает в печи бани и дома.

Ответчик Гумарова Р.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, дав пояснения аналогичные указанным в жалобе.

В судебное заседание представитель истца ООО «Чистый город» не явился, просил дело рассмотреть без его участия, в письменных возражениях указал, что с 01.01.2020 на территории Курганской области приступил к работе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в лице ООО «Чистый город». 13.09.2019 подписано соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и ООО «Чистый город» сроком на 10 лет. В рамках соглашения региональный оператор в зоне своей деятельности будет вести работу по сбору, транспортированию, размещению обезвреживанию и утилизации отходов. ООО «Чистый город» является единственным региональным оператором по Курганской области, который может осуществлять сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО. Потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми отходами по своему усмотрению, он должен их утилизировать не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором, в связи с чем, на ответчика возложена обязанность по оплате услуг регионального оператора. Отсутствие договора о приобретение коммунальных ресурсов между ответчиком и истцом не освобождает ответчика от оплаты за предоставленные коммунальные услуги. С размещением контейнерных площадок возможно ознакомиться в администрации района и на сайте ООО «Чистый город»: https://rotko45.ru. Удаленность контейнера для сбора ТКО от конкретного жилого помещения, установка контейнера для сбора ТКО в конкретном месте накопления ТКО, не представление в графическом виде информации о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей и тому подобные обстоятельства не относятся к критериям определения качества предоставленной коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а следовательно, у регионального оператора не возникает обязанности по проведению качества коммунальной услуги и осуществлению перерасчета. В связи с указанными обстоятельствами просит решение мирового судьи судебного участка № 22 Сафакулевского судебного района Курганской области от 28.03.2032 без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

Согласно ст. 327-1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции разбирает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, относительно жалобы.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Частью 2 статьи 21 и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 10 вышеназванного Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (п. 1), у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (п. 5).

В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Гумарова Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником 4/5 квартиры № 2, расположенной по адресу: <адрес>. (Выписка ЕГРН от 17.03.2023).

В соответствии со ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Как разъяснено в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (ст. 249 ГК РФ). По смыслу статьи 155 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ, каждый из таких сособственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдачи отдельного платежного документа.

Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Курганской области Гумарова Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства с 09.04.2004: <адрес>.

На основании пункта 1 статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Из требований пункта 1 статьи 435 ГК РФ следует, что офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта) (пункт 2 статьи 437 ГК РФ).

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3 статьи 438 ГК РФ).

Таким образом, в силу статьи 426 ГК РФ договор оказания услуги по обращению с ТКО является публичным. Цена услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

Постановлением Департамента Государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.12.2019 № 47-8 установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город».

Вопросы сбора и утилизации ТКО урегулированы в постановлении Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") и в постановлении Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Из содержания пункта 8(17) раздела I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, следует, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Следовательно, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 6 мая 2011 г., договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (абз. 2 пункта 148(1)).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (абз. 1 пункта 148(2) Правил N 354).

Собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 148(4) и подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "л" пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления ТКО органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копий документов, указанных в пункте 148(14) настоящих Правил.

Во исполнение вышеуказанных норм права 11.12.2019 региональный оператор известил потенциальных потребителей о том, что приступает к работе с 01.01.2019 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https//rotko45.ru/press/novosti/chistyy-gorod-regionalnyy-operator-po-obrashcheniyu-s-tko-na-terrirorii-kurganskoy-oblasti/, где так же имеется информация о том, что направить заявку на заключение договора по обращению с ТКО и заключить договор можно через сайт www.rotko45.ru на котором размещены формы договора доступные для скачивания.

В опубликованной публичной оферты (договора) Региональным оператором Потребители уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) Потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с пункта 1 статьи 433, пункта 3 статьи 438 ГК РФ является совершение Потребителем действий, свидетельствующих о намерении Потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами Потребителем на расчетный счет регионального оператора, фактическое пользование представленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами также возможно путем подписания Потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.

Таким образом, предложение регионального оператора было размещено 11.12.2019, заявление собственника жилого дома о заключении договора в 2 экземплярах с перечнем приложенных документов, возражений в установленный срок от ответчика не поступило, следовательно, с 26.12.2019 договор, который по юридической природе является публичным, считается заключенным на условиях типового договора, фактические договорные отношения с потребителем у регионального оператора сложились с момента начала осуществления ООО «Чистый город» оказания услуг по вывозу ТКО в качестве единственного регионального оператора по обращению с ТКО на Курганской области, вне зависимости от наличия письменного договора.

В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" разъяснено, что по смыслу пункта 3 статьи 438 ГК РФ для целей квалификации конклюдентных действий в качестве акцепта достаточно того, что лицо, которому была направлена оферта, приступило к исполнению предложенного договора на условиях, указанных в оферте, и в установленный для ее акцепта срок. При этом не требуется выполнения всех условий оферты в полном объеме.

Довод Гумаровой Р.В. об отсутствие надлежащей организации мест вывоза ТКО в спорный период не может рассматриваться, как обстоятельство, свидетельствующее о ненадлежащем оказании услуг со стороны регионального оператора. Отдаленность имеющихся контейнеров сбора твердых бытовых отходов от места проживания ответчика не может быть признано судом основанием для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку региональный оператор ООО «Чистый город» полномочиями по определению мест (площадок) для сбора твердых коммунальных отходов не наделен. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО и определение схемы их размещения отнесено к ведению органов местного самоуправления. При этом доказательства невозможности использования контейнеров, находящихся на других улицах этого или иного населенного пункта, ответчиком не представлены. Сама по себе отдаленность имеющихся площадок (контейнеров) для сбора твердых коммунальных отходов не является основанием считать, что региональным оператором услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не оказывается.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством складирование, сжигание, захоронение, хранение отходов в местах, специально не предназначенных для этих целей, а также передача твердых коммунальных отходов лицам, не являющимся региональным оператором, запрещено. За совершение данных действий виновное лицо может быть привлечено к установленной законодательством ответственности.

Из норм действующего законодательства следует обязанность Потребителя, то есть, фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг Регионального оператора. Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для Потребителя (в данном случае ответчика) так и для Регионального оператора.

Следовательно, законодательство исходит из презумпции образования ТКО в процессе жизнедеятельности человека. Доказательств того, что потребитель не образовывал ТКО и не пользовался услугами Регионального оператора ответчиком не предоставлено.

Ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельную утилизацию ТКО без нарушения санитарного законодательства, накопившихся за спорный период в результате жизнедеятельности семьи, в том числе данные о заключении ими договоров на утилизацию ТКО с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к региональному оператору о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, об отсутствии нарушений экологического законодательства, выразившегося в осуществлении сбора, транспортирования ТКО в целях последующей их утилизации в обход регионального оператора по обращению с ТКО.

При этом следует отметить, что действующее законодательство не возлагает на регионального оператора бремя доказывания факта оказания коммунальных услуг по обращению с ТКО.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания начисления Гумаровой Р.В. платы за услугу по обращению с ТКО за период с 01.01.2020 по 31.05.2022 в сумме 3693,46 рублей незаконным.

В связи с просрочкой исполнения собственниками квартиры обязательств по внесению указанных платежей им в соответствии с требованиями ч. 14 ст. 155 ЖК РФ начислена пеня в размере 565,35 рублей.

Поскольку факт длительной неуплаты ответчиком задолженности подтвержден материалами дела, то мировой судья правильно пришел к выводу о правомерности начисления ответчику неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательства и о наличии оснований для взыскания неустойки (пени) в судебном порядке.

Решение мирового судьи является законным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 327-330 ГПК РФ, судья

определил:


░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 22 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 28.03.2023 ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

11-4/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО "Чистый город"
Ответчики
Гумарова Роза Валитьяновна
Другие
Чистякова Валентина Александровна
Суд
Сафакулевский районный суд Курганской области
Судья
Манакова С.М.
Дело на сайте суда
safakulevsky--krg.sudrf.ru
02.05.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
02.05.2023Передача материалов дела судье
04.05.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
25.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2023Дело оформлено
01.06.2023Дело отправлено мировому судье

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее