2-117/2024 (2-1710/2023;)
24RS0№-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 21 марта 2024 г.
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шеходановой О.К.
при секретаре Кваст Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социальной политики Красноярского края к Сорокиной Екатерине Александровне о взыскании суммы,
УСТАНОВИЛ:
Министерство социальной политики Красноярского края обратилось в суд к Сорокиной Е.А. о взыскании суммы.
Требования мотивированы тем, что на основании ст. 6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон) и личного заявления от 14.08.2014 Сорокиной Е.А., работающей в КГБУЗ "Кура«инский РБ» в должности в должности фельдшера и ее двум сыновьям предоставлялись меры социальной поддержки по категории «лицо, работающее и проживающее в сельской местности» и его двум несовершеннолетним детям, совместно с ним проживающим, в размере 100 процентов оплаты электрической энергии, тепловой энергии, в том числе приобретения твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива при проживании в домах, не имеющих центрального отопления, и при наличии печного отопления, в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством РФ по адресу: Россия, <адрес>.
обучающейся по очной форме в образовательной организации, предоставлялись с 01.09.2017 меры социальной поддержки по категории «лицо, работающее и проживающее в сельской местности» в размере 100 процентов оплаты электрической энергии, тепловой энергии, в том числе приобретения твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива при проживании в домах, не имеющих центрального отопления, и при наличии печного отопления, в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством РФ, (далее - компенсация) по адресу: Россия, <адрес>. С 01.01.2020 полномочия по предоставлению гражданам государственных услуг в сфере социальной поддержки, в том числе мер социальной поддержки на оплату жилого помещение и коммунальных услуг, осуществляет краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» (далее - КГКУ «УСЗН») в лице его территориальных отделений. На территории муниципальных образований городской округ город Минусинск и Минусинского муниципального района указанные полномочия осуществляет территориальное отделение по г. Минусинску и Минусинскому району (далее - территориальное отделение). Согласно пункту 1.6 Положения о территориальных отделениях краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения», утвержденного директором КГКУ «УСЗН» Фоминых И.Н., территориальные отделения не обладают правами юридического лица, не могут от своего имени приобретать права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах, иметь обособленное имущество на праве оперативного управления, печать и бланки со своим наименованием и не вправе открывать лицевые счета в органах казначейства, вести самостоятельный баланс. Управление социальной защиты населения администрации Минусинского района ликвидировано 03.06.2020. Нормами ст. 6 вышеуказанного Закона не предусмотрена должность инструктора по спорту в спортивном клубе муниципального учреждения молодежной политики и спорта. В связи с чем, территориальным отделением в марте 2023 года было принято решение о прекращении Тюниной JI.A. назначения компенсации с сентября 2017 года. Сумма излишне назначенной и выплаченной компенсация за период с сентября 2017 года по декабрь 2022 года составила 59022 рубля 88 копеек. 07.04.2023 в адрес Тюниной Л.А. было направлено письмо с предложением произвести возврат необоснованно полученных денежных средств в размере 59022 рубля 88 копеек за период с сентября 2017 года по декабрь 2022 года добровольно, которое ответчиком получено 20.04.2023. Истец просит взыскать с Тюниной Л.А. необоснованно полученные в качестве мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг средства в размере 59 022 руб. 88 коп.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены МБУ "Молодежный центр "Тонус", МБУК "МЦКС "Факел" Минусинского района, Тюнина Ю.А.
Представитель истца КГКУ «УСЗН» в судебное заседание не явился, в исковом заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие представителей истца.
Ответчик Тюнина Л.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены МБУ "Молодежный центр "Тонус", МБУК "МЦКС "Факел" Минусинского района, Тюнина Ю.А. в судебное заседание не явились, о его дате и времени извещены надлежащим образом, причины неявки в суд не сообщили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Законом Красноярского края N 13-2804 от 17 декабря 2004 г. "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" установлены субсидии лицам, работающим и проживающим в сельской местности (статья 6).
Согласно пункту 1 названной нормы Закона педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, врачам, провизорам, средним медицинским и фармацевтическим работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, руководителям и специалистам краевых государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства (за исключением общеотраслевых должностей служащих, перечень которых утвержден федеральным органом исполнительной власти), специалистам культуры краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, руководителям, психологам, социологам, социальным работникам краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы, предоставляются субсидии в следующих размерах (в редакции Закона Красноярского края от 24.03.2005 N 14-3259):
а) 100 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края;
б) 100 процентов стоимости электроснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Пунктом 4 этого закона предусмотрено, что компенсации распространяются на детей граждан, указанных в пунктах 1, 2 настоящей статьи, не достигших возраста 18 лет, а также на детей, обучающихся по очной форме в образовательных организациях, за исключением организаций дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, совместно с ними проживающих.
Пунктом 14 статьи 23 Закона установлено, что излишне выплаченные в качестве компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки средства засчитываются в счет будущих выплат, а при отсутствии права на получение компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем в бюджет, из которого они были предоставлены, а в случае отказа от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22 июня 2017 г. N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося ежемесячной жилищно-коммунальной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы пенсии подлежат взысканию по правилам ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что ответчик Тюнина Л.А. с 07.08.2017 принята на должность инструктора по спору в МБУ «Молодежный центр «Тонус», что подтверждается трудовой книжкой ответчика. На основании личного заявления Тюниной Л.А. от 18.01.2018, ей, как специалисту постоянно работающему и проживающему в сельской местности, а также ее дочери Тюниной Юлии Алексеевне, 12.03.1991 года рождения, как ребенку, не достигшему возраста 18 лет и члену семьи ответчика, территориальным отделением КГКУ «Управление социальной защиты населения по году Минусинску и Минусинскому району Красноярского края, были назначены меры социальной поддержки в размере 100 процентов оплаты электрической энергии, тепловой энергии, в том числе приобретения твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива при проживании в домах, не имеющих центрального отопления, и при наличии печного отопления, в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации ( л.д.96-97).
В марте 2023 года истцом было принято решение о прекращении назначения Тюниной JI.A. компенсации с сентября 2017 года (л.д.91-94).
Согласно представленному истцом расчету, сумма начисленных и излишне выплаченных Тюниной Л.А. денежных средств за период с сентября 2017 года по декабрь 2022 года составляет 59 022 руб. 88 копеек (л.д.95).
07.04.2023 истцом в адрес ответчика направлено уведомление о возврате мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период за период с сентября 2017 года по декабрь 2022 года составляет 59 022 руб. 88 копеек, в связи с их необоснованным начислением и выплатой (л.д.100).
Из копии трудовой книжки, справки администрации Жерлыкского сельсовета от 20.10.2023 следует, ответчик Тюнина Л.А. постоянно проживает и работает в сельской местности.
Из справки МБУ «Молодежный центр «Тонус» от 31.10.2023 № 521 следует, что ответчик в период с 07.08.20217 по 13.02.2018 работала, а с 02.09.2021 по настоящее время работает инструктором по спорту в сельском клубе МБУ «Молодежный центр «Тонус», работа являлась основной и постоянной.
Из справки МБУК «Межпоселенческая централизованная клубная система Факел Минусинского района» от 31.10.2023 № 40 следует, что ответчик работала заведующей сельским клубом в с.Колмаково Минусинского района Красноярского края в период с 03.03.2008 по 06.08.2017 и в период 14.02.2018 по 01.09.2021, работа являлась основной и постоянной.
Из справки МЗ КК КГБПОУ «Минусинский медицинский колледж» от 29.12.2023 №6396 следует, что Тюнина Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучалась по очной форме в период с 2016 по 2019 год.
Согласно адресной справки Тюнина Л.А. с 27.02.2007 по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Оценивая представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст.67 ГПК РФ, суд учитывает, что нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений п.3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ст. 17, ч. 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Таким образом, в данном случае к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной гражданину мер социальный поддержки подлежат применению положения п. 3 ст. 1109 ГК РФ о недопустимости возврата неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Поскольку добросовестность ответчика Тюниной Л.А. презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчика возлагается на учреждение, требующее возмещение денежных средств.
Вместе с тем, в нарушение положения ст.56 ГПК РФ, доказательств недобросовестности в действиях Тюниной Л.А. при получении в спорный период сумм ежемесячной компенсации на оплату жилищно – коммунальным услугам, стороной истца не представлено.
Как следует из материалов, в 2017 году истцом было принято решение о предоставлении мер социальной поддержки ответчику, как работнику МБУ «Молодежный центр «Тонус» (инструктор по спорту), в настоящее время ответчик продолжает работать и проживать в сельской местности, работать в данной должности, работа является основной и постоянной.
С учетом того, что доказательств недобросовестности ответчика, злоупотребления им правом не установлено, оснований для взыскания с Тюниной Л.А. в пользу истца переплаченных денежных сумм отсутствуют.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об оставлении заявленных исковых требований без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Тюниной Людмиле Александровне о взыскании суммы, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Минусинский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.К. Шеходанова
Мотивированный текст решения составлен 23.01.2024.