Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1512/2023 ~ М-857/2023 от 26.05.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 июля 2023 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Двинских К.В.

с участием прокурора Высоцкой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-1512/2023 по административному исковому заявлению Нуждина Вадима Владимировича, Сажина Дмитрия Александровича о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

с участием представителя административных истцов по доверенности Кудиновой Т.В.,

У с т а н о в и л :

Нуждин В.В., Сажин Д.А. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077 в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что административные истцы являются сособственниками указанного нежилого здания. Включение здания в Перечни считает необоснованным, поскольку по техническому паспорту по состоянию на 01.07.2009 года обследуемый объект имеет наименование- нежилое. Согласно заключения кадастрового инженера Макридина А.А. от 20.10.2021 года совокупная площадь офисных, торговых помещений, помещений бытового обслуживания в здании составляет 295,3 кв. м, что от общей площади здания составляет 17,8 %. Включение объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, нарушая их права и законные интересы.

В судебном заседании представитель административных истцов Кудинова Т.В. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое здание включено в Перечни по заявлению Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самары от 03.09.2021 года № 26365. К заявлению приложен акт осмотра объекта недвижимости от 19.08.2021 года, согласно которому объект фактически используется под торговый центр.

Заинтересованное лицо-Администрация г.о. Самара не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом № 2233 от 22 октября 2021 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом № 2077 от 8 ноября 2022 года.

Нежилое здание с кадастровым номером включено в Перечень на 2022 год - под пунктом 24386, в Перечень на 2023 год - под пунктом 23988.

Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.

Приказ министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на

официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Нуждину В.В. и Сажину Д.А. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером площадью 1662,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> количество этажей- 3, в том числе подземных 1, назначение - нежилое, наименование –нежилое здание.

Административным истцом представлен технический паспорт, изготовленный Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по состоянию на 01 июля 2009 года, согласно которому в нежилом здании по адресу: <адрес> на площади 1662,9 кв.м. расположены помещения ( без указания их наименования), электрощитовая, теплоузел, санузел, лестницы, коридор.

На запрос суда п в порядке электронного документооборота из ППК Роскдастр по Самарской области представлена аналогичная копия технического паспорта на нежилое здание по состоянию на ту же дату - 1 июля 2009 года, в которой указано расположение в здании тех же самых помещений: помещения ( без конкретизации их наименования), электрощитовая, теплоузел, санузел, лестницы, коридор.

Таким образом, по сведениям технического учета в нежилом здании отсутствуют торговые, офисные помещения, помещения бытового обслуживания и общественного питания.

Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем на праве общей долевой собственности административным истцам, с видом разрешенного использования: объекты культурно-досуговой деятельности, не предполагающим размещение на нем офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

В связи с изложенным сведения технического учета, вид разрешенного использования земельного участка не позволяли Министерству включить здание в Перечни.

Административным ответчиком не производился осмотр здания на предмет его фактического использования на даты утверждения оспариваемых Перечней.

Представленное административными истцами заключение кадастрового инженера Макридина А.А. от 20.10.2021 года суд не принимает в качестве допустимого по делу доказательства, поскольку Постановлением Правительства Самарской области № 402 от 25.07.2016 года «Об утверждении Порядка определения фактического использования зданий, строений, сооружений и помещений» кадастровый инженер не уполномочен на проведение таких осмотров.

Суду представлен акт осмотра здания, выполненный Администрацией Промышленного внутригородского района г. Самары 19 августа 2021 года, в котором указано, что нежилое здание с кадастровым номером площадью 1662,9 кв. м фактически используется как торговый центр.

К акту осмотра приложены фотографии, на которых запечатлен фасад здания, а также вывески на помещениях: Букмекерский клуб ставки на викторины, Спортивное питание «Спортуха», тренажерный зал «HAMMER», офис № 19.

К указанному акту осмотра суд относится критически, поскольку в нем не указаны наименования помещений, в нем расположенных, вследствие чего невозможно определить процентное соотношение находящихся в нем офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания от общей площади здания.

Из пояснений представителя административных истцов и представленных договоров аренды следует, что фактические нахождение офисных, торговых объектов, объектов бытового обслуживания в здании в 2021 году составляло 295,3 кв.м ( 17,8 5 от общей площади здания), в 2022 году - 311,6 кв.м ( 18,7 % от общей площади здания), остальные помещения в здании пустовали.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что оснований для включения нежилого здания в Перечни на 2022-2023 годы у Министерства имущественных отношений Самарской области не имелось, поэтому требования административных истцов подлежат удовлетворению.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2022- 2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Нуждина Вадима Владимировича, Сажина Дмитрия Александровича удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233 в части включения в него под пунктом 24386 нежилого здания с кадастровым номером

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077 в части включения в него под пунктом 23988 нежилого здания с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 1 августа 2023 года.

3а-1512/2023 ~ М-857/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сажин Д.А.
Прокуратура Самарской области
Нуждин В.В.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Кудинова Т.В.
Администрация г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
26.05.2023Регистрация административного искового заявления
26.05.2023Передача материалов судье
30.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
30.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2023Подготовка дела (собеседование)
20.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Судебное заседание
01.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее