Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 июля 2023 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при секретаре Двинских К.В.
с участием прокурора Высоцкой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-1512/2023 по административному исковому заявлению Нуждина Вадима Владимировича, Сажина Дмитрия Александровича о признании недействующими нормативных правовых актов в части,
с участием представителя административных истцов по доверенности Кудиновой Т.В.,
У с т а н о в и л :
Нуждин В.В., Сажин Д.А. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077 в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером №.
Требования обоснованы тем, что административные истцы являются сособственниками указанного нежилого здания. Включение здания в Перечни считает необоснованным, поскольку по техническому паспорту по состоянию на 01.07.2009 года обследуемый объект имеет наименование- нежилое. Согласно заключения кадастрового инженера Макридина А.А. от 20.10.2021 года совокупная площадь офисных, торговых помещений, помещений бытового обслуживания в здании составляет 295,3 кв. м, что от общей площади здания составляет 17,8 %. Включение объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, нарушая их права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административных истцов Кудинова Т.В. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое здание включено в Перечни по заявлению Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самары от 03.09.2021 года № 26365. К заявлению приложен акт осмотра объекта недвижимости от 19.08.2021 года, согласно которому объект фактически используется под торговый центр.
Заинтересованное лицо-Администрация г.о. Самара не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом № 2233 от 22 октября 2021 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом № 2077 от 8 ноября 2022 года.
Нежилое здание с кадастровым номером № включено в Перечень на 2022 год - под пунктом 24386, в Перечень на 2023 год - под пунктом 23988.
Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказ министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на
официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Нуждину В.В. и Сажину Д.А. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером № площадью 1662,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> количество этажей- 3, в том числе подземных 1, назначение - нежилое, наименование –нежилое здание.
Административным истцом представлен технический паспорт, изготовленный Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по состоянию на 01 июля 2009 года, согласно которому в нежилом здании по адресу: <адрес> на площади 1662,9 кв.м. расположены помещения ( без указания их наименования), электрощитовая, теплоузел, санузел, лестницы, коридор.
На запрос суда п в порядке электронного документооборота из ППК Роскдастр по Самарской области представлена аналогичная копия технического паспорта на нежилое здание по состоянию на ту же дату - 1 июля 2009 года, в которой указано расположение в здании тех же самых помещений: помещения ( без конкретизации их наименования), электрощитовая, теплоузел, санузел, лестницы, коридор.
Таким образом, по сведениям технического учета в нежилом здании отсутствуют торговые, офисные помещения, помещения бытового обслуживания и общественного питания.
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем на праве общей долевой собственности административным истцам, с видом разрешенного использования: объекты культурно-досуговой деятельности, не предполагающим размещение на нем офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
В связи с изложенным сведения технического учета, вид разрешенного использования земельного участка не позволяли Министерству включить здание в Перечни.
Административным ответчиком не производился осмотр здания на предмет его фактического использования на даты утверждения оспариваемых Перечней.
Представленное административными истцами заключение кадастрового инженера Макридина А.А. от 20.10.2021 года суд не принимает в качестве допустимого по делу доказательства, поскольку Постановлением Правительства Самарской области № 402 от 25.07.2016 года «Об утверждении Порядка определения фактического использования зданий, строений, сооружений и помещений» кадастровый инженер не уполномочен на проведение таких осмотров.
Суду представлен акт осмотра здания, выполненный Администрацией Промышленного внутригородского района г. Самары 19 августа 2021 года, в котором указано, что нежилое здание с кадастровым номером № площадью 1662,9 кв. м фактически используется как торговый центр.
К акту осмотра приложены фотографии, на которых запечатлен фасад здания, а также вывески на помещениях: Букмекерский клуб ставки на викторины, Спортивное питание «Спортуха», тренажерный зал «HAMMER», офис № 19.
К указанному акту осмотра суд относится критически, поскольку в нем не указаны наименования помещений, в нем расположенных, вследствие чего невозможно определить процентное соотношение находящихся в нем офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания от общей площади здания.
Из пояснений представителя административных истцов и представленных договоров аренды следует, что фактические нахождение офисных, торговых объектов, объектов бытового обслуживания в здании в 2021 году составляло 295,3 кв.м ( 17,8 5 от общей площади здания), в 2022 году - 311,6 кв.м ( 18,7 % от общей площади здания), остальные помещения в здании пустовали.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что оснований для включения нежилого здания в Перечни на 2022-2023 годы у Министерства имущественных отношений Самарской области не имелось, поэтому требования административных истцов подлежат удовлетворению.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2022- 2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования Нуждина Вадима Владимировича, Сажина Дмитрия Александровича удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233 в части включения в него под пунктом 24386 нежилого здания с кадастровым номером №
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077 в части включения в него под пунктом 23988 нежилого здания с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 1 августа 2023 года.