Дело № 2-865/23 (2-6170/22)
УИД 61RS0023-01-2022-008142-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 марта 2023 года г.Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Семцива И.В., при секретаре Рыбниковой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации города Шахты, 3-е лицо: Министерство энергетики РФ об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в Шахтинский городской суд с иском к Администрации города Шахты, 3-е лицо Министерство энергетики РФ об обязании заключить договор на предоставлении социальной выплаты.
В обоснование иска истцы указывают на то, что ФИО1 и ФИО3 являются собственниками квартиры по ? доле каждый, Расположенной по адресу: Ростовская обл., г.Шахты, ул.Фрунзе дом 27 кв.2 на основании: Договора на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации № 760 от 02.09.2009 г. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН.
Данная квартира была выдана для проживания ФИО1 по Ордеру на жилое помещение от 25.02.1992 года № 62. Евсеев В.Н. зарегистрирован по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.
Совместно с собственниками зарегистрирована и проживает его жена мать ФИО3 ФИО2 с 19 апреля 1996 года.
Решением Шахтинского городского суда от 12 июля 2021 г. суд обязал Администрацию города Шахты включить истцов в списки граждан по программе «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности» для получения социальных выплат.
Так же в данном решении судом установлено, что дом № 27 по пер.Фрунзе в г.Шахты признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведений горных работ шахты им. ФИО5 ОАО «Ростовуголь» на основании отчета СКФ ООО «МЕТЦ ЕЕОМЕХ», инв. № 259 от 29.09.2021 года.
Проживание в указанном жилом помещении угрожает безопасности истцов, является опасным для жизни и здоровья, но переселиться из данного жилья они не могут. Истцы малообеспеченная семья, ФИО2 имеет вторую группу инвалидности, ФИО1 имеет третью группу инвалидности.
Истцы другого жилья не имеют, данный факт установлен решением суда от 12.07.2022, согласно выпискам из ЕГРН.
На основании изложенного, истцы, ссылаясь на нормы права, судебную практику, просят суд: Обязать Администрацию города Шахты (ИНН 6155027630) заключить с ФИО1, 21.07.1972 года рождения (паспорт гражданина РФ 60 17 175217, выдан 01.08.2017г. отделом УФМС России по Ростовской области в городе Шахты), ФИО2, 11.07.1972 года рождения (паспорт гражданина РФ 60 17 175219, выдан 01.08.2017г. отделом УФМС России по Ростовской области в городе Шахты), ФИО3, 16.11.2001 года рождения (паспорт гражданина РФ 60 21 563154, выдан 26.11.2021г. ГУ МВД России по Ростовской области в городе Шахты) договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации.
Истцы и их представитель, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, письменно просили рассмотреть дело в свое отсутствие, настаивали на удовлетворении требований иска.
Представитель Администрации г.Шахты, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания под личную подпись, в суд не явился, в ранее представленном суду письменном возражении на иск просил отказать в иске в полном объеме.
Представитель Министерства энергетики Российской Федерации надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, письменно просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве указано, что установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления – получателя бюджетных средств, т.е. Администрации г.Шахты.
Суд, полагает необходимым, во избежании затягивания рассмотрения дела по существу, рассмотреть дело, в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон и третьих лиц, в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.
Суд, изучив материалы дела, приходит к нижеследующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004г. №840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года №428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" на реализацию программ местного развития местным бюджетам шахтерских городов предоставляются межбюджетные трансферты за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 5 указанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Размер межбюджетных трансфертов определяется на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных шахт, списков граждан, подлежащих переселению (п. 6 Правил).
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат, на основании ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению (п. 8 Правил).
По смыслу п. 8 Правил для включения в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящегося в зоне влияния горных работ, заявитель должен не только обладать жилым помещением, получившим ущерб в результате горных работ, но и проживать в данном жилом помещении. В противном случае не будет достигнута компенсационная цель указанных социальных выплат, которые являются одной из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением. Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте, путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения гонных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2008 года №266-О-О положения Правил направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 и ФИО3 являются собственниками квартиры по ? доле каждый, Расположенной по адресу: Ростовская обл., г.Шахты, ул.Фрунзе дом 27 кв.2 на основании: Договора на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации № 760 от 02.09.2009 г. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН.
Данная квартира была выдана для проживания ФИО1 по Ордеру на жилое помещение от 25.02.1992 года № 62. ФИО1 зарегистрирован по данному адресу с 03 марта 1992 года.
Совместно с собственниками зарегистрирована и проживает его жена мать ФИО3 ФИО2 с 19 апреля 1996 года.Решением Шахтинского городского суда от 12 июля 2021 г. суд обязал Администрацию города Шахты включить истцов в списки граждан по программе «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности» для получения социальных выплат. Так же в данном решении судом установлено, что дом № 27 по пер.Фрунзе в г.Шахты признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведений горных работ шахты им. ФИО5 ОАО «Ростовуголь» на основании отчета СКФ ООО «МЕТЦ ЕЕОМЕХ», инв. № 259 от 29.09.2021 года. Проживание в указанном жилом помещении угрожает безопасности истцов, является опасным для жизни и здоровья, но переселиться из данного жилья они не могут. Истцы малообеспеченная семья, ФИО2 имеет вторую группу инвалидности, ФИО1 имеет третью группу инвалидности. Истцы другого жилья не имеют, данный факт установлен решением суда от 12.07.2022, согласно выпискам из ЕГРН. Во исполнение решения Шахтинского городского суда от 12.07.2022 дело № 2-2883/2022, Ваша семья, состоящая из 3-х человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3, включена в проект протокола совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности, который находится на утверждении в Министерстве энергетики Российской Федерации. Согласно ответа Администрации после утверждения протокола, учитывая объем предусмотренных бюджетных ассигнований, рассмотрение вопроса переселения Вашей семьи составом 3 человека, из расчета общей площади жилья 54 кв.м, будет возможно, ориентировочно в 2024г., то есть после переселения граждан, включенных в списки до 2016г. Между тем, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: пер. Фрунзе, д.27, признан аварийным и подлежащим сносу 20.06.2016 (постановление Администрации г.Шахты №3070) и включен в этап 2022-2023 годов областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017-2023 годах» Истцы ФИО1, ФИО3 как собственники, готовы принять на себя обязательство о безвозмездной передаче жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной истцом социальной выплаты. В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.В соответствии с п. 33 положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.Согласно ч. 6, ч. 8 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.Пунктами 2, 3 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 20.06.1996 № 81-ФЗ установлено, что финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.Принятые Правительством РФ, во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 20.06.1996 № 81-ФЗ, Постановления (от 24.12.2004 г. № 840, от 13 июля 2005 г. № 428) направлены на реализацию мероприятий по социальной поддержке граждан, переселяемых из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.В соответствии с п. 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. № 428, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье. Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.Учитывая то обстоятельство, что Администрацией г.Шахты Ростовской области социальная выплата для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков истцам до настоящего времени не предоставлена, а также принимая во внимание приведенные выше положения законодательства, дающие истцам право на переселение из ветхого жилья, реализовать такие права истцов не прибегая к их судебной защите невозможно.Анализируя вышеизложенное, суд считает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Установленные в суде обстоятельства также подтверждаются документами, исследованными в судебном заседании и находящимися в материалах дела.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск ФИО1, 21.07.1972 года рождения (паспорт гражданина РФ 60 17 175217, выдан 01.08.2017г. отделом УФМС России по Ростовской области в городе Шахты), ФИО2, 11.07.1972 года рождения (паспорт гражданина РФ 60 17 175219, выдан 01.08.2017г. отделом УФМС России по Ростовской области в городе Шахты), ФИО3, 16.11.2001 года рождения (паспорт гражданина РФ 60 21 563154, выдан 26.11.2021г. ГУ МВД России по Ростовской области в городе Шахты) к Администрации города Шахты (ИНН 6155027630), 3-е лицо: Министерство энергетики РФ об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья – удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию города Шахты (ИНН 6155027630) заключить с ФИО1, 21.07.1972 года рождения (паспорт гражданина РФ 60 17 175217, выдан 01.08.2017г. отделом УФМС России по Ростовской области в городе Шахты), ФИО2, 11.07.1972 года рождения (паспорт гражданина РФ 60 17 175219, выдан 01.08.2017г. отделом УФМС России по Ростовской области в городе Шахты), ФИО3, 16.11.2001 года рождения (паспорт гражданина РФ 60 21 563154, выдан 26.11.2021г. ГУ МВД России по Ростовской области в городе Шахты) договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с 7 марта 2023 года.
Судья: И.В. Семцив