Дело № 2-2942/2023
51RS0001-01-2023-002895-92
Решение в окончательной форме изготовлено 09.11.2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2023 года г. Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Шумиловой Т.Н.,
при секретаре Фетисовой О.Г.,
с участием представителя истца Кротовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный участок №» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского административного округа <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный участок №» о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории округа.
В ходе проверки установлено, что контейнерная площадка, расположенная в районе <адрес> (п. 391 таблицы 9.1.1 территориальной схемы ТКО) не отвечает нормам и требованиям, предусмотренным законодательством, а именно: не имеет твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение контейнерной площадки с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный участок №» (№ в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и ограждением, предупреждающим распространения отходов за пределы контейнерной площадки; правилам благоустройства территории муниципального образования <адрес> и о признании утратившими силу отдельных решений совета депутатов <адрес>, утвержденные решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: элементами сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями (п. ДД.ММ.ГГГГ.2), информационной табличкой, предостерегающей владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда специализированного автотранспорта, разгружающего контейнеры и информацией о сроках удаления отходов и контактной информацией ответственного лица (п. ДД.ММ.ГГГГ.6).
Представитель истца в судебном заседании поддержал требования, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Права, предоставленные прокурору частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Как усматривается из материалов настоящего дела, прокурором исковое заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Законодательство Российской Федерации об охране окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Таким образом, исковое заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, но также и на защиту здоровья граждан и окружающей среды. Круг таких лиц точно определен быть не может, следовательно, прокурор Ленинского административного округа <адрес> правомерно обратился с данным иском.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункту 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Правил обращения с отходами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями, в том числе в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках (п.10 Правил).
Контейнерная площадка - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров (п.2 Правил).
В силу пункта 1, 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3, на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Согласно п. 5.2.14 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утверждённых решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 № 40-712 контейнерная площадка - место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Обязательный перечень элементов благоустройства территории на площадке включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями, ограждение, контейнеры с крышкой.
Размер контейнерной площадки определяется исходя из задач, габаритов и количества контейнеров, используемых для складирования отходов, но не более предусмотренного санитарно-эпидемиологическими требованиями. Размер площадки на один контейнер должен составлять 2-3 кв. м. Между контейнером и краем площадки размер прохода - не менее 1,0 м, между контейнерами - не менее 0,35 м. На территории жилого назначения площадки проектируются из расчета 0,03 кв. м на 1 жителя или 1 площадка на 6 - 8 подъездов жилых домов, имеющих мусоропроводы; если подъездов меньше - одну площадку при каждом доме.
Контейнерные площадки совмещаются с площадками для складирования отдельных групп коммунальных отходов, в том числе для складирования крупногабаритных отходов.
При обособленном размещении площадки (вдали от проездов) предусматривается возможность удобного подъезда транспорта для очистки контейнеров и наличия разворотных площадок (12 x 12 м). Размещение площадок при проектировании не должно осуществляться вдоль автомобильных дорог общего пользования, в стороне от уличных фасадов зданий.
Судом установлено, что управляющей организацией многоквартирного <адрес> в <адрес> является ООО «Жилищно-эксплуатационный участок №» на основании заключенного с собственниками указанного многоквартирного дома договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании указанного договора управления управляющая компания приняла на себя обязательства по управлению указанным многоквартирным домом в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, содержания общего имущества в многоквартирном доме; обеспечения предоставления коммунальных услуг собственником помещений.
Пунктом 1.1. договора управления установлено, что договор заключен в целях реализации обязанности собственников по поддержанию благоприятных и безопасных условий проживания, надлежащему содержанию общего имущества, пользованию им, обеспечению постоянной готовности инженерных коммуникаций и другого оборудования к предоставлению коммунальных услуг.
Согласно перечня работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющимся приложением к договору управления многоквартирным домом, ООО «Жилищно-эксплуатационный участок №» выполняют работы по уборке контейнерных площадок, ремонт контейнерных площадок, прием, накопление и передача на утилизацию отходов I-IV классов опасности.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес> установлено, что контейнерная площадка, расположенная в районе <адрес> в <адрес> (п. 391 таблицы 9.1.1 территориальной схемы ТКО) не отвечает нормам и требованиям, предусмотренным законодательством, а именно: не имеет твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение контейнерной площадки с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 (далее - Правилам 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень N 290).
В пункте 26 (1) Минимального перечня N 290 указано, что в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу подпункта "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27 сентября 2003 г. N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Таким образом, из представленных документов следует, что указанное место накопления ТКО (контейнерная площадка) должным образом не обустроена, а невыполнением ответчиком требований законодательства не способствует сохранению благоприятной окружающей среды, создает предпосылки для загрязнения отходами компонентов природной среды и создает угрозу для жизни и здоровья населения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заключив с собственниками многоквартирного <адрес> договор управления многоквартирным домом, ООО «Жилищно-эксплуатационный участок №», как управляющая компания, приняла на себя обязательство по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования нежилыми помещениями собственниками нежилых помещений; обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; решения вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме; в том числе по вывозу бытовых отходов и крупногабаритного мусора, уборке контейнерных площадок и пр.
Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что ООО «Жилищно-эксплуатационный участок №» не соблюдены вышеуказанные требования ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Правил благоустройства территории муниципального образования <адрес>, утверждённых решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
При таких обстоятельствах, суд находит уточненные требования прокурора Ленинского административного округа <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что определенный истцом срок исполнения решения суда является достаточным и разумным.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче настоящего иска в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Ленинского административного округа <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный участок №» №) о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный участок №» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить обустройство контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>,
- в соответствии с требованиями санитарных правил и норм СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и ограждением, предупреждающим распространение отходов за пределы контейнерной площадки;
- в соответствии с требованиями правил благоустройства территории муниципального образования <адрес> и о признании утратившими силу отдельных решений совета депутатов <адрес>, утвержденных решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: элементами сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями (п. ДД.ММ.ГГГГ.2), информационной табличкой, предостерегающей владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда специализированного автотранспорта, разгружающего контейнеры и информацией о сроках удаления отходов и контактной информацией ответственного лица (п. ДД.ММ.ГГГГ.6).
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный участок №» государственную пошлину в бюджет муниципального образования <адрес> в сумме 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Т.Н.Шумилова