Копия
Дело № 2-272/2023 66RS0038-01-2023-000326-31
Мотивированное решение
принято 14.04.2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Невьянск 10.04.2023
Невьянский городской суд Свердловской области
в составе председательствующего судьи Уфимцевой И.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Шибаковой Е.Ю.,
с участием представителя истца - заместителя прокурора города Кировграда Терешкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кировграда, обратившегося в интересах Бельковой Ольги Владимировны, к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 13 о защите жилищных прав,
установил:
Прокурор города Кировграда действуя в интересах Бельковой О.В. обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 13 о возложении на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанности однократно предоставить Бельковой О.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Свердловской области, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленного органом местного самоуправления Кировградского городского округа, возложении на ГКУ «Фонд жилищного строительства Свердловской области» обязанности заключить с Бельковой О.В. договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, возложении на ТОИОГВ СО Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 13 обязанности обеспечить подписание договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Бельковой О.В., а также обеспечить возврат подписанного экземпляра договора найма в ГКУ «Фонд жилищного строительства Свердловской области».
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Белькова О.В. относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. На территории Кировградского городского округа она состоит на учете в очереди на получение жилого помещения под номером 2, по состоянию на 00.00.0000 года.
Федеральное законодательство, а также нормативные правовые акты Свердловской области очередность реализации данной категорией граждан права на предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не предусматривают. Распределение и заключение договора найма специализированного жилого помещения на территории Свердловской области возложено на ответчиков.
В судебное заседание Белькова О.В. не явилась, извещена о дате, времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Заместитель прокурора города Кировграда Терешкин А.В. исковые требования в судебном заседании поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представители ответчиков Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и ГКУ «Фонд жилищного строительства Свердловской области» в судебное заседание не явились, извещались о дате, времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, представили письменные возражения, в которых указали, что в удовлетворении заявленных требований просят отказать.
Представитель ТОИОГВ СО Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 13 в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Белькова О.В., 00.00.0000 года рождения, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Совершеннолетия истец достигла 00.00.0000.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй п. 1).
Пунктом 8 ст. 8 Закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.
Судом установлено, что истец ни собственником жилого помещения, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является.
Белькова О.В., имеет статус ребенка-сироты, по состоянию на 00.00.0000 числится в списке детей-сирот, состоящих на учете для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области на территории Кировградского городского округа под ***.
Понятия «внеочередного» предоставления жилья Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не содержит.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
В соответствии со ст. 3, 20 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом № 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.
Таким образом, при рассмотрении данного дела было установлено, что Анфалов С.В., как лицо из числа детей-сирот не был обеспечен жилым помещением, но был поставлена на соответствующий учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий с последующим предоставлением жилого помещения, из государственного специализированного жилищного фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397, вступившими в действие с 18.04.2019, установлен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно п. 3 указанного Постановления в список включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Во исполнение Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Правительством Свердловской области приняты нормативные акты, регламентирующие порядок предоставления жилых помещений указанным категориям граждан из специализированного жилищного фонда на территории Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП утверждены Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями лиц, указанной категории осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Минстрой (п. 3). Получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений является Фонд (п. 4). Фонд осуществляет приобретение жилых помещений, работ по строительству (реконструкции) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 6). Жилые помещения, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (п. 9).
Порядком предоставления жилых помещений установлено, что Министерство социальной политики Свердловской области представляет в Фонд список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (п. 4). Распределение построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Минстроя (п. 7). Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд, он осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет их в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения, а управления социальной политики возвращают подписанные детьми-сиротами договоры найма в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет (п. 9).
Действуя разумно и добросовестно, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязано исполнить предписания указанного закона и подзаконных актов.
Вместе с тем, разрешая требования прокурора о возложении на Управление социальной политики обязанности обеспечить подписание договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Бельковой О.В., а также обеспечить возврат подписанного экземпляра договора найма в ГКУ «Фонд жилищного строительства Свердловской области и отказывая в удовлетворении требований в данной части, суд руководствуется следующим.
Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен исчерпывающий перечень уполномоченных исполнительных органов государственной власти свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда свердловской области для детей–сирот. Данным документом установлено, что принятие решения о предоставлении детям–сиротам жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений находящихся в оперативном управлении государственного фонда возлагается на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (подпункт 1 пункта 1).
Поскольку на день принятия судом решения по настоящему гражданскому делу решение о предоставлении Анфалову С.В., Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области не принято то требования к ГКУ СО «Фонд Жилищного строительства и Управлению социальной политики заявлены преждевременно.
Действия данных ответчиков четко регламентированы Порядком приобретения жилых помещений. На дату принятия решений порядок данными ответчиками не нарушен.
Учитывая, что в силу положений ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите в судебном порядке подлежат нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы, при этом со стороны данных ответчиков нарушение прав и законных интересов Бельковой О.В., не имеется, основания для удовлетворения требований к данным ответчикам отсутствуют.
Исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░ ***) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░: ░░░░░░░░░: