Дело №2-356/2024
(25RS0032-01-2024-000592-10)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2024г. с.Хороль
Хорольский районный суд Приморского края в составе:
судьи Хвостовой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коваль И.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора Хорольского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хорольского муниципального округа и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа» с.Благодатное Хорольского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
В Хорольский районный суд Приморского края обратился и.о.прокурора Хорольского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Хорольского муниципального округа и указанному учреждению о возложении обязанности, указав, что прокуратурой Хорольского района проведена проверка исполнения школой с.Благодатное требований санитарно-эпидемиологического законодательства и антитеррористической защищенности объектов образования и установлено, что в нарушение требований законодательства об антитеррористической защищенности при входе на территорию учреждения имеются повреждения дорожного покрытия и его частичное разрушение, по периметру здания повреждено ограждение (со стороны стадиона частично отсутствует), что может позволить беспрепятственно попасть на территорию учреждения посторонних лиц. 11.04.2024г. в адрес учреждения внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено, но фактически выявленные нарушения не устранены в связи с отсутствием финансирования. Учредителем и собственником имущества учреждения является Хорольский муниципальный округ в лице администрации Хорольского муниципального округа. Ответчики в силу закона наделены правовыми полномочиями и обязанностями по исполнению мероприятий, направленных на исполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации и предоставлении образовательных услуг в муниципальном образовательном учреждении. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, законодательство в рассматриваемой сфере правоотношений, прокурор просит: обязать администрацию Хорольского муниципального округа в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Благодатное Хорольского муниципального округа для выполнения мероприятий по устранению дефектов твердого покрытия подходов и дорожек на территории учреждения, ремонту и установки ограждения, а учреждение обязать в течение 3 месяцев с момента осуществления финансирования расходов администрацией Хорольского муниципального округа выполнить мероприятия по устранению дефектов твердого покрытия подходов и дорожек на территории учреждения, ремонту и установке ограждения.
В судебном заседании ст.помощник прокурора Хорольского района Клименко И.В. поддержала заявленные требования по указанным в иске доводам, пояснив, что на дату рассмотрения дела в суде ситуация не изменилась, выявленные нарушения не устранены.
Представители ответчиков: администрации Хорольского муниципального округа - Смитюк В.Ю. и учреждения – Корчагина Е.В., не оспаривая наличие нарушений, указанных прокурором, полагали, что в заявленный срок исполнить решение суда не представится возможным, т.к. бюджет на 2024г. сформирован, и просили учесть процедурные сроки, установленные ФЗ №44, увеличив сроки для администрации - до 1 года, а учреждению – до 6 месяцев.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела установлено, что:
10.04.2024г. прокуратурой Хорольского района проведена проверка исполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа» с.Благодатное Хорольского муниципального округа Приморского края (далее – учреждение) требований санитарно-эпидемиологического законодательства и антитеррористической защищенности объектов учреждения и установлено, что при входе на территорию учреждения имеются повреждения дорожного покрытия и его частичное разрушение, по периметру здания повреждено ограждение (со стороны стадиона частично отсутствует), что может позволить беспрепятственно попасть на территорию учреждения посторонних лиц;
11.04.2024г. в связи с выявленными нарушениями в адрес учреждения прокурором Хорольского района внесено представление об устранении нарушений закона, которое 16.04.2024г. учреждением рассмотрено и удовлетворено, но фактически выявленные нарушения не устранены в связи с отсутствием финансирования, что подтверждается актом проверки от 20.06.2024г.;
учредителем и собственником имущества учреждения является Хорольский муниципальный округ в лице администрации Хорольского муниципального округа, что подтверждается Уставом учреждения (п.1.9), при этом школа является юридическим лицом (п.1.5 Устава), а имущество закреплено за ней на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ (п.4.1 Устава);
в бюджете муниципального округа на 2024г., сформированном и утвержденном в декабре 2023г., а также в доведенных учреждению на 2024г. лимитах бюджетных обязательств, расходы на исполнение обязанностей, о которых заявлено прокурором, не предусмотрены;
МКУ «Служба обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений Хорольского муниципального округа Приморского края» в справке от 15.07.2024г. №58 сообщила, что дополнительные лимиты на 2024г. учреждению выделены быть не могут, т.к. бюджет на 2024г. всех образовательных учреждений, подведомственных Службе, распределен и утвержден, а бюджет Хорольского муниципального округа не имеет возможности на нужды образовательных учреждений увеличить в 2024г. лимиты;
Управление образования в представленной в суд информации указало, что бюджет Хорольского муниципального округа является высоко дотационным, и в данный момент не представляется возможным выделить дополнительное финансирование на указанные прокурором мероприятия, требующие более 3 млн. руб. Вместе с тем, в соответствии с Государственной программой «Развитие образования в Приморском крае на 2024-2027г.г.» на основании иска прокуратуры имеется возможность подготовить в 2025г. проектно-сметную документацию, пройти государственную экспертизу и до 15.07.2025г. подать заявление на вступление в Программу на выполнение мероприятий по устранению дефектов твердого покрытия подходов и дорожек на территории учреждения в 2026г. за счет выделения средств субсидий из краевого бюджета.
В соответствии п.2 ч.3 ФЗ oт 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 ФЗ №273).
Согласно ч.1 ст.28 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно ч.1.1 ст.39 ФЗ №52 федеральные санитарные правила, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения, утверждаются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28 утверждены Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Согласно п.2.2.4 СП 2.4.3648-20 покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов, однако, в нарушение указанных требований покрытие при входе на территорию учреждения имеет повреждения дорожного покрытия и частичные его разрушения.
В соответствии с п.6 ст.3 ФЗ от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019г. №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п.5 Требований).
Согласно пп. «а», «в» п.17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В силу пп. «в», «д» п.20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств, исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них.
Из материалов дела установлено, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения в учреждении вышеуказанных положений и Требований, которые позволяют посторонним лицам беспрепятственно попасть на территорию учреждения. При этом, несмотря на внесение прокурором представления об устранении нарушений закона, фактически выявленные нарушения не устранены из-за отсутствия финансирования.
В соответствии с п.13 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно п.3 ч.1 ст.17 ФЗ №131 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов обладают полномочиями: по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Судом установлено, что учредителем и собственником имущества учреждения является Хорольский муниципальный округ в лице его администрации, а учреждение является самостоятельным юридическим лицом, вследствие чего ответчики наделены правовыми полномочиями и обязанностями по исполнению мероприятий, направленных на исполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об антитеррористической защищенности при организации и предоставлении образовательных услуг в муниципальном образовательном учреждении.
При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении на каждого из ответчиков обязанностей, направленных на соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об антитеррористической защищенности учреждения, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, учитывая доводы стороны ответчиков о невозможности исполнения решения суда в 2024г. в силу того, что бюджет на 2024г. сформирован был в 2023г., а кроме того, необходимости соблюдения процедуры, предусмотренной ФЗ №44 от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для привлечения подрядчиков и проведения необходимых работ, в связи с чем, суд полагает установить администрации Хорольского муниципального округа срок для возлагаемой на нее по иску прокурора обязанности – 1 год с даты вступления решения суда в законную силу, а для учреждения – 6 месяцев с даты осуществления финансирования расходов администрацией Хорольского муниципального округа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ 2533016897, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░.░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ (1) ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░.░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ 2532000929, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░ (6) ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░ 2024░.