Судья: Пименова Е.В. Гр.дело № 33-10120/2020
(номер дела суда первой инстанции 2-673/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2020 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Хаировой А.Х.,
судей – Ивановой Е.Н., Навроцкой Н.А.,
при помощнике судьи Каримове Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рахмангуловой Г.М. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о.Самара (межрайонное) о восстановлении нарушенного права путем установления трудовой пенсии в определенном размере, взыскании суммы, включении периодов работы в общий страховой (трудовой) стаж для назначения пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Рахмангуловой Г.М. на решение Железнодорожного районного суда г.Самара от 15 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ивановой Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рахмангулова Г.М. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о.Самара (межрайонное) о восстановлении нарушенного права путем установления трудовой пенсии в определенном размере, взыскании суммы, включении периодов работы в общий страховой (трудовой) стаж для назначения пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она является пенсионером и получателем пенсии по старости с 25.12.2006 г. бессрочно. Однако, она не согласна с расчет пенсии. При подсчете стажа пенсионный орган не учел периоды работы, указанные в трудовой книжке. Из ответа пенсионного органа от 21.10.2019 г. № 21144-1 невозможно установить (конвертацию) назначенной пенсии до 2002 года. Пенсионный орган не произвел оценку ее трудовых прав путем из конвертации в расчетный капитал по более выгодному варианту либо по п.3 ст.30 Закона № 173-ФЗ, либо по п.4 ст.30 Закона № 173-ФЗ. Расчет отсутствует.
На основании вышеизложенного, с учетом исковых требований истец просила суд:
- признать рассчитанную и назначенную пенсию ГУ - Управлением Пенсионного Фонда РФ в Железнодорожном районе г.о.Самара не законной;
- обязать ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в Железнодорожном районе г.о.Самара принять для перерасчета пенсии по справке в форме СЗИ-ИЛС среднемесячный заработок за 2000-2001 в размере 1194,08 руб., отношение заработка ЗР/ЗП-0,8;
- обязать ответчика принять для перерасчета пенсии на01.01.1991(валоризация) и на31.12.2014 г.112 мес. (ожидаемый период выплаты по инвалидности);
- произвести перерасчет пенсии с момента назначения пенсии по старости и выплатить истцу недоплаченную пенсию за 2017, 2018, 2019, 2020 г.г.
Решением Железнодорожного районного суда г.Самара от 15.06.2020 г. исковые требования Рахмангуловой Г.М. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Рахмангулова Г.М. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о.Самара (межрайонное) по доверенности Сивакова Е.Е. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с которым устанавливаются и выплачиваются страховые пенсии.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Закона N 400-ФЗ, нормы Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяются, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий в части, не противоречащей Закону N 400-ФЗ.
С 1 января 2015 установление и выплата пенсий регулируется нормами Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно статье 18 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", размер страховой пенсии по старости подлежит перерасчету на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в связи с увеличением суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов с 1 августа каждого года. Для проведения указанного перерасчета заявление пенсионера не требуется.
В соответствии со статьей 26.1. указанного Закона, пенсионерам осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без учета индексации.
Пенсионерам, прекратившим трудовую деятельность в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к ней выплачиваются за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. При этом пенсия выплачивается с учетом всех индексаций имевших место в период трудовой деятельности.
Перерасчет размера пенсии, кроме случаев прямо предусмотренных пенсионным законодательством, производится только на основании письменного заявления пенсионера представленного в пенсионный орган, осуществляющий выплату пенсии, посредством личного обращения или через представителя, действующего на основании соответствующей доверенности (статья 23 Закона N 400-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 29.1 указанного выше Закона N 400-ФЗ сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле:
ПК = ПК 1 + СВ + ПК 2, где:
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
ПК 1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона;
СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона);
ПК 2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) x T, где:
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, 228 - для пенсий, назначаемых в 2015 году).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ размер пенсии зависит от общего трудового стажа, учитываемого в календарном порядке за периоды работы по 31 декабря 2001 года включительно, отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по стране, а также суммы страховых взносов за периоды работы после 1 января 2002 года, начисленных работодателем для уплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, действовавшим до 1 января 2015 года Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер пенсии поставлен в зависимость от трудового стажа и заработка, учтенных до 1 января 2002 года, и суммы страховых взносов, начисленных за время работы после 1 января 2002 года.
Расчетный размер трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 года в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ определяется по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
В абзаце десятом пункта 3 статьи 30 данного Закона установлено, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
На основании п. 4 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, предусмотренном пунктом 3 части 2 настоящей статьи, учитывается в размере:
1) 3,0 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
2) 1,875 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель установил в Федеральном законе N 173-ФЗ порядок назначения, выплаты и перерасчета трудовой пенсии, а также закрепил в ст. 30 правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц. Так, в пунктах 3, 4 и 6 ст. 30 названного Федерального закона для застрахованных лиц предусмотрены различные варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, в том числе с учетом норм ранее действовавшего законодательства. При этом п. 2 данной статьи предусматривает право выбора застрахованным лицом наиболее выгодного для него варианта определения расчетного размера трудовой пенсии.
Из материалов дела следует, что с 25.12.2006 г. Рахмангулова Г.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является получателем трудовой пенсии по инвалидности второй группы по нормам ст.8 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О тру4довых пенсиях в Российской Федерации».
22.10.2016 г. трудовая пенсия по инвалидности переведена на трудовую пенсию по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении Управления ПФР по нормам ст.4.1 закона № 173-ФЗ.
Как видно из материалов дела, истцу неоднократно производился перерасчет пенсии.
20.07.2017 г. Рахмангулова Г.М. обратилась в Управление УПФ с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом замены период работы периодом ухода за детьми (ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ДД.ММ.ГГГГ г.р.), в связи с чем, с 01.08.2017 г. Управлением ПФР был произведен перерасчет пенсии.
Как установлено судом, по документам пенсионного дела расчет пенсии по п.3 и п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ один и тот же в связи с отсутствием периода учебы. Продолжительность страхового (трудового) стажа до01.01.2002 г., исчисленного в календарном порядке составляет 21 полных лет, в том числе 11 полных лет до01.01.1991г. для расчета суммы валоризации, определяемой по ст. 30.1 Закона № 173-ФЗ. При этом расчет страховой пенсии истца с учетом замены периода работы периодом ухода за ребенком произведен ответчиком из продолжительности трудового стажа до01.01.2002 г.– 18 лет 9 мес. 22 дня, в том числе 8 полных лет стажа до01.01.1991 г.для расчета суммы валоризации, за вычетом трех лет ухода за детьми.
Расчет страховой пенсии по п.3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ был осуществлен следующим образом: 0,55 - стажевый коэффициент (0,55 — за требуемый стаж 20 лет для женщин + 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20) х 0,404 - максимальное отношение заработков х 1671 рублей - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по30 сентября 2001 годадля исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации = 371 руб. 30 коп. размер пенсии на31.12.2001. В силу ч. 7 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее 660 рублей. Расчетный пенсионный капитал на01.01.2002(далее НПК):45033,80 руб.= 660 руб. - размер пенсии на31.12.2001минус 450 руб. 00 коп. - стандартная базовая часть пенсии по старости = 210; начальный пенсионный капитал на01.01.2002составляет 210- страховая часть на01.01.2002х 228 мес. - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости в 2016г. Приэтом для расчета максимального отношения заработков ответчиком взят заработок за период работы воинской части№ 54372за период с01.01.1996по31.12.2001, то есть за 60 месяцев, а не за период с 2000 по 2001, поскольку согласно сведениям из индивидуального лицевого счета заработок за период с 2000-2001 г. подтвержден лишь за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2001 г.
НПК с учетом суммарного индекса пенсионного капитала:252856,86 руб.=45033,80 руб.* 5,6148.
Сумма валоризации равна:45514,23 руб. (18% от НПК). Расчетный пенсионный капитал:390799,97 руб.=252856,86 (НПК)+45514,23 (сумма валоризации)+92428,88(сумма страховых взносов). Размер СЧ на31.12.2014-1714,03 руб.= 390799,97 руб./228. Указанная сумма в индивидуальных пенсионных коэффициентах до01.01.2015 г.:1714,03 руб./64.10 руб.=26,740.
Индивидуальный пенсионный коэффициент после01.01.2015 г.рассчитывается следующим образом. ИПК по уходу за детьми – 8,1 из расчета:
- периода ухода за первым ДД.ММ.ГГГГ рождения за период с18.04.1984 г.по17.10.1985 г.(01.г. 06 мес. 00 дн.) и составляет 2,7=1*1,8+6/12*1,8;
- периода ухода за вторым ДД.ММ.ГГГГ рождения за период с14.11.1987по13.05.1989(01 г.06 мес. 00 дн) и составляет 5,4=1*3,6+6/12*3,6.
Итого ИПК на дату назначения составил-34,840=26,740+8,1.
Таким образом, размер страховой пенсии истца с22.10.2016 г.составляет –7146,50руб.=34,840 (ИПК)*74,27(СПК), в том числе4558,93руб. фиксированная выплата по статье 6 ФЗ от29.12.2015№ 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий".
В дальнейшем размеры пенсии изменялись в автоматизированном режиме по документам пенсионного дела и производились перерасчёты в связи с индексацией страховой пенсии по постановлениям Правительства РФ в соответствии с ч. 10 ст. 18 Закона № 400-ФЗ.
В результате перерасчета размер страховой пенсии по старости на01.08.2017 г.составил7542,84 руб. = 34,840*78,58 (СПК)=4805,11руб.(фиксированная выплата).
С01.01.2019 г.СПК составляет 87,24 руб., фиксированная выплата –5334,19руб. Размер страховой пенсии истца с01.01.2019составил8373,63 руб.=3039,44руб.-страховая пенсия-34,840 (ИПК)*87,24 руб. (СПК)=5334,19руб. (фиксированная выплата).
Таким образом, суд согласился с произведенным ответчиком расчетом размера среднего заработка истца и размером ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии истца, поскольку он произведен в полном соответствии с требованиями пенсионного законодательства, и на основании подтвержденными сведениями о заработке истца.
При этом, суд не принял расчет истца во внимание, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения, и применении формул расчета, не предусмотренных законом. Кроме того, расчет истца содержит многочисленные арифметические ошибки, в том числе при расчете отношения заработка истца и размера НПК.
Не установив нарушений пенсионных прав истца в части начисления страховой пенсии по старости, суд пришел к выводу об отказе Рахмангуловой Г.М. в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании тщательного исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с решением суда и произведенным пенсионным органом расчетом пенсии, что само по себе не может является правовым основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Что касается периода работы истца в войсковой части 54372 с 14.02.1994 г. по 31.08.2001 г. (данные по трудовой книжке), то в стаж работы пенсионным органом засчитан период по 13.05.2001 г. - до даты регистрации по сведениям ПУ, период с 14.05.2001 г. по 31.08.2001 г. отсутствует в Выписке из лицевого счета застрахованного лица Рахмангуловой Г.М. С 01.09.2001 г. по 20.07.2009 г. (по трудовой книжке), в стаж истца засчитан период работы с 03.09.2001 г. по 31.12.2001 г. по сведениям ПУ.
Таким образом, в подсчет взят заработок истца за период работы в войсковой части 54372 по представленной справке от 23.01.2007 г. и сведениям ПУ (сентябрь-декабрь 2001 года), то есть по имеющимся сведениям.
Таким образом, никаких несоответствий и противоречий в произведенном ответчиком расчете не имеется. Расчет ответчиком произведен в соответствии с требованиями закона. Нарушений пенсионных прав Рахмангуловой Г.М. не установлено.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Самара от 15 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рахмангуловой Г.М. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: