Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2053/2021 ~ М-1859/2021 от 06.09.2021

Дело № 2-2053/2021

УИД 18RS0011-01-2021-003898-62

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«13» декабря 2021 года                                                                    г. Глазов

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Ураковой А.А.,

при секретаре судебного заседания Вихаревой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Администрации муниципального образования «Понинское» о признании недействительным карта (план) границ населенного пункта, исключении из ЕГРН сведений о границах населенного пункта,

у с т а н о в и л:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Понинское» (далее по тексту Администрация МО «Понинское»), которым просит суд признать недействительным карта (план) границ населенного пункта <адрес> Удмуртской Республики (реестровый .1), исключить из ЕГРН сведения о границах населенного пункта <адрес> Удмуртской Республики (реестровый .1).

Требование мотивировано тем, что решением Верховного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ признан недействующим Генеральный план МО «Понинское» <адрес>, утвержденный решением Совета депутатов МО «Понинское» от ДД.ММ.ГГГГ в части включения в границы муниципального образования земель лесного фонда, расположенных на землях лесного фонда Севинского участкового лесничества Глазовского лесничества Удмуртской Республики, в частности: выделов 1, 2, 3 в квартале 57; выделов 5, 10 в квартале 45; выделов 15, 28 в квартале 44; выдела 22 в квартале 56. Порядок внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее по тексту ЕГРН) сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту Закон о регистрации); Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . До дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении территории населенного пункта, территориальной зоны или их части подготавливается карта (план) объекта землеустройства в соответствии с требованиями закона «О землеустройстве». В случае если до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 507-ФЗ в отношении территории населенного пункта, территориальной зоны, их части подготовлена карта (план) объекта землеустройства в соответствии требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве», или заключен государственный либо муниципальный контракт на подготовку такой карты (плана) объекта землеустройства, подготовка сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон в соответствии со ст. ст. 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Закона № 507-ФЗ) не требуется. В этом случае внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон осуществляется на основании таких карт (планов) объектов землеустройства. Таким образом, сведения о границе населенного пункта <адрес> Удмуртской Республики внесены в ЕГРН под реестровым номером 18:05-4.1 на основании карта (плана) территории <адрес> Удмуртской Республики, подготовленного ООО «Удмуртаэрогеодезия» по техническому заданию к договору от ДД.ММ.ГГГГ и подписанного подписью главы администрации МО «Понинское» ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ. Данный карта (план) разработан на основании Генерального плана МО «Понинское» <адрес>, утвержденного решением Совета депутатов МО «Понинское» от ДД.ММ.ГГГГ , который решением Верховного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ признан недействующим. Глазовское лесничество Удмуртской Республики, внесено в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ под реестровым номером 18.00.2.193. Таким образом, согласно Закону о регистрации границы Глазовского лесничества Удмуртской Республики внесены в ЕГРН за исключением существующих в ЕГРН границ населенного пункта <адрес>, исключив площадь пересечения 819494 кв.м. из границ Глазовского лесничества, что в результате привело к уменьшению площади земель лесного фонда Удмуртской Республики, как следствие нарушению имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Глазовское лесничество Удмуртской Республики, Управление Росреестра по Удмуртской Республике, Администрация МО «<адрес>».

Решением Совета депутатов МО «<адрес> Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «<адрес>» ликвидирована. Ликвидированы отраслевые (функциональные) органы Администрации МО «<адрес>», в том числе, Администрация МО «Понинское». Утверждено положение о ликвидационной комиссии Администрации МО «<адрес>», ее отраслевых (функциональных) органов, Администраций муниципальных образований поселений, расположенных на территории <адрес> Удмуртской Республики, согласно которому с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Администрации МО «<адрес>», ее отраслевых (функциональных) органов, Администраций муниципальных образований поселений, расположенных на территории <адрес> Удмуртской Республики (п. 2.2. положения).

Представитель истца Федерального агентства лесного хозяйства, будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Администрация МО «Понинское», будучи надлежащим образом, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ранее в судебное заседание представил заявление с указанием на признание исковых требований.

Представителем ликвидационной комиссии Администраций муниципальных образований поселений <адрес> Удмуртской Республики представлено в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с указанием на признание исковых требований в полном объеме.

В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Филиала ФБГУ «ФКП Росреестра» по Удмуртской Республике, Глазовского лесничества Удмуртской Республики, Управления Росреестра по Удмуртской Республике, Администрации МО «<адрес>» не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Ранее представителем Управления Росреестра по Удмуртской Республике в суд представлен отзыв на иск, согласно которого Управление не имеет самостоятельных требований на предмет иска.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решения Совета депутатов МО «Понинское» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта Генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «Понинское» удовлетворено. Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план МО «Понинское», утвержденный решением Совета депутатов МО «Понинское» от ДД.ММ.ГГГГ , в части включения в границы <адрес> МО «Понинское» участков, расположенных на землях лесного фонда: в выделах 1, 2, 3 квартала 57; в выделах 5, 10 квартала 45; в выделах 15, 28 квартала 44; в выделе 22 квартала 56 Севинского участкового лесничества Глазовского лесничества Удмуртской Республики.

В 2015 году по заказу Администрации МО «Понинское» проведены кадастровые работы по определению границ земельного участка расположенного на территории <адрес> Удмуртской Республики, по результатам которых, на основании, в том числе, Генерального плана МО «Понинское» <адрес> Удмуртской Республики, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Удмуртаэрогеодезия» составлен карта (план) с указанием границ земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет на основании вышеприведенной карты (плана) поставлены границы населенного пункта <адрес> Удмуртской Республики.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно разъяснениям, содержащихся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», при рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств.

Разрешая настоящее гражданское дело, суд руководствуется положениями ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, согласно которым правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 8 Конституции Российской Федерации закреплен принцип признания и равной защиты частной, государственной и муниципальной собственности.

Часть 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) подразделяет земли Российской Федерации по целевому назначению, в том числе на категории: земли населенных пунктов (пункт 2) и земли лесного фонда (пункт 5).

В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами (ст. 17 ЗК РФ).

Согласно п. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЛК РФ), статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», земли лесного фонда, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона.

В соответствии со ст. 9 ЗК РФ, ст. ст. 209, 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) управление и распоряжение земельными участками, являющимися федеральной собственностью, от имени Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральном агентстве лесного хозяйства» утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее по тексту Положение).

Согласно п. 1 Положения Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Согласно п. 4 Положения Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы.

В соответствии с ч. 4 ст. 6.1 ЛК РФ границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

Согласно ст. 84 ЗК РФ установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Статьей 8 ЗК РФ установлено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Таким образом, утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь после внесения в ЕГРН сведений о границе населенного пункта является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, который предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ч. 7 ст. 1 Закона о регистрации государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии с п. п. 5, 7, 7.2. ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступивший в законную силу судебный акт, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Согласно п. 1, п. 2 ч. 3 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8-10, 12 части 5 настоящей статьи.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 15 Закона о регистрации предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка, либо лица, которому земельный участок принадлежит на ином праве, если в соответствии с видом или видами разрешенного использования земельного участка допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, либо лица, использующего земельный участок на условиях сервитута, публичного сервитута, либо лица, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые на таких землях или земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.

Правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия приведены в ст. 32 Закона о регистрации.

До дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении территории населенного пункта, территориальной зоны или их части подготавливается карта (план) объекта землеустройства в соответствии с требованиями закона «О землеустройстве».

В случае если до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 507-ФЗ в отношении территории населенного пункта, территориальной зоны, их части подготовлена карта (план) объекта землеустройства в соответствии требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве», или заключен государственный либо муниципальный контракт на подготовку такой карты (плана) объекта землеустройства, подготовка сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон в соответствии со ст. ст. 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Закона № 507-ФЗ) не требуется. В этом случае внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон осуществляется на основании таких карт (планов) объектов землеустройства.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет на основании карты (плана) от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Удмуртаэрогеодезия» поставлены границы населенного пункта <адрес> Удмуртской Республики.

При этом, карта (план) ООО «Удмуртаэрогеодезия» была составлена, в том числе, на основании, Генерального плана МО «Понинское» <адрес> Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, который вступившим в законную силу решением Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ признан недействующим.

Как указывает истец, Глазовское лесничество Удмуртской Республики, внесено в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ под реестровым номером 18.00.2.193.

Приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок описания местоположения границ объектов землеустройства.

Согласно п. 6.3 данного порядка административные границы (границы населенных пунктов) не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.

Таким образом, границы Глазовского лесничества Удмуртской Республики внесены в ЕГРН за исключением существующих в ЕГРН границ населенного пункта <адрес>, с исключением площади пересечения 819494 кв.м. из границ Глазовского лесничества, что привело к уменьшению площади земель лесного фонда Удмуртской Республики, и как следствие нарушению имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

Однако до настоящего времени ответчиком каких-либо мер к устранению допущенных, при внесении в ЕГРН сведений о границах населенного пункта <адрес> Удмуртской Республики не предпринято.

В соответствии с Законом о регистрации сведения в ЕГРН могут быть внесены на основании судебного акта.

Учитывая, что Генеральный план МО «Понинское» <адрес> Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ решением суда признан недействующим в части включения в границы муниципального образования земель лесного фонда, расположенных на землях лесного фонда Севинского участкового лесничества Глазовского лесничества Удмуртской Республики, в частности: выделов 1, 2, 3 в квартале 57; выделов 5, 10 в квартале 45; выделов 15, 28 в квартале 44; выдела 22 в квартале 56, и именно в указанной части решение послужило основанием для постановки на учет границ населенного пункта д. <адрес> Удмуртской Республики, суд приходит к выводу, что исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства подлежат удовлетворению, при этом подлежат применению последствия недействительности принятого решения в виде исключения из ЕГРН сведений о границах населенного пункта <адрес> Удмуртской Республики.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ .1), ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ .1).

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ «20» ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░                                ░.░. ░░░░░░░

2-2053/2021 ~ М-1859/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федеральное агенство лесного хозяйства (ДЛХ по ПФО)
Ответчики
Администрация МО "Понинское"
Другие
ликвидационная комиссия Администраций муниципальных образований поселений Глазовского района УР
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Удмуртской Республике
Управление Росреестра по УР
Якунина Елена Анатольевна
Администрация МО "Глазовский район"
ГКУ УР "Глазовское лесничество"
Суд
Глазовский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Уракова Анна Анатольевна
Дело на сайте суда
glazovskiygor--udm.sudrf.ru
06.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.09.2021Передача материалов судье
13.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.11.2021Предварительное судебное заседание
13.12.2021Судебное заседание
20.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2022Дело оформлено
21.01.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее