Дело № 2-2053/2021
УИД 18RS0011-01-2021-003898-62
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«13» декабря 2021 года г. Глазов
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Ураковой А.А.,
при секретаре судебного заседания Вихаревой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Администрации муниципального образования «Понинское» о признании недействительным карта (план) границ населенного пункта, исключении из ЕГРН сведений о границах населенного пункта,
у с т а н о в и л:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Понинское» (далее по тексту Администрация МО «Понинское»), которым просит суд признать недействительным карта (план) границ населенного пункта <адрес> Удмуртской Республики (реестровый №.1), исключить из ЕГРН сведения о границах населенного пункта <адрес> Удмуртской Республики (реестровый №.1).
Требование мотивировано тем, что решением Верховного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ признан недействующим Генеральный план МО «Понинское» <адрес>, утвержденный решением Совета депутатов МО «Понинское» от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения в границы муниципального образования земель лесного фонда, расположенных на землях лесного фонда Севинского участкового лесничества Глазовского лесничества Удмуртской Республики, в частности: выделов 1, 2, 3 в квартале 57; выделов 5, 10 в квартале 45; выделов 15, 28 в квартале 44; выдела 22 в квартале 56. Порядок внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее по тексту ЕГРН) сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту Закон о регистрации); Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. До дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении территории населенного пункта, территориальной зоны или их части подготавливается карта (план) объекта землеустройства в соответствии с требованиями закона «О землеустройстве». В случае если до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 507-ФЗ в отношении территории населенного пункта, территориальной зоны, их части подготовлена карта (план) объекта землеустройства в соответствии требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве», или заключен государственный либо муниципальный контракт на подготовку такой карты (плана) объекта землеустройства, подготовка сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон в соответствии со ст. ст. 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Закона № 507-ФЗ) не требуется. В этом случае внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон осуществляется на основании таких карт (планов) объектов землеустройства. Таким образом, сведения о границе населенного пункта <адрес> Удмуртской Республики внесены в ЕГРН под реестровым номером 18:05-4.1 на основании карта (плана) территории <адрес> Удмуртской Республики, подготовленного ООО «Удмуртаэрогеодезия» по техническому заданию к договору № от ДД.ММ.ГГГГ и подписанного подписью главы администрации МО «Понинское» ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ. Данный карта (план) разработан на основании Генерального плана МО «Понинское» <адрес>, утвержденного решением Совета депутатов МО «Понинское» от ДД.ММ.ГГГГ №, который решением Верховного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ признан недействующим. Глазовское лесничество Удмуртской Республики, внесено в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ под реестровым номером 18.00.2.193. Таким образом, согласно Закону о регистрации границы Глазовского лесничества Удмуртской Республики внесены в ЕГРН за исключением существующих в ЕГРН границ населенного пункта <адрес>, исключив площадь пересечения 819494 кв.м. из границ Глазовского лесничества, что в результате привело к уменьшению площади земель лесного фонда Удмуртской Республики, как следствие нарушению имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Глазовское лесничество Удмуртской Республики, Управление Росреестра по Удмуртской Республике, Администрация МО «<адрес>».
Решением Совета депутатов МО «<адрес> Удмуртской Республики» № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «<адрес>» ликвидирована. Ликвидированы отраслевые (функциональные) органы Администрации МО «<адрес>», в том числе, Администрация МО «Понинское». Утверждено положение о ликвидационной комиссии Администрации МО «<адрес>», ее отраслевых (функциональных) органов, Администраций муниципальных образований поселений, расположенных на территории <адрес> Удмуртской Республики, согласно которому с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Администрации МО «<адрес>», ее отраслевых (функциональных) органов, Администраций муниципальных образований поселений, расположенных на территории <адрес> Удмуртской Республики (п. 2.2. положения).
Представитель истца Федерального агентства лесного хозяйства, будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Администрация МО «Понинское», будучи надлежащим образом, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ранее в судебное заседание представил заявление с указанием на признание исковых требований.
Представителем ликвидационной комиссии Администраций муниципальных образований поселений <адрес> Удмуртской Республики представлено в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с указанием на признание исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Филиала ФБГУ «ФКП Росреестра» по Удмуртской Республике, Глазовского лесничества Удмуртской Республики, Управления Росреестра по Удмуртской Республике, Администрации МО «<адрес>» не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Ранее представителем Управления Росреестра по Удмуртской Республике в суд представлен отзыв на иск, согласно которого Управление не имеет самостоятельных требований на предмет иска.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решения Совета депутатов МО «Понинское» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта Генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «Понинское» удовлетворено. Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план МО «Понинское», утвержденный решением Совета депутатов МО «Понинское» от ДД.ММ.ГГГГ №, в части включения в границы <адрес> МО «Понинское» участков, расположенных на землях лесного фонда: в выделах 1, 2, 3 квартала 57; в выделах 5, 10 квартала 45; в выделах 15, 28 квартала 44; в выделе 22 квартала 56 Севинского участкового лесничества Глазовского лесничества Удмуртской Республики.
В 2015 году по заказу Администрации МО «Понинское» проведены кадастровые работы по определению границ земельного участка расположенного на территории <адрес> Удмуртской Республики, по результатам которых, на основании, в том числе, Генерального плана МО «Понинское» <адрес> Удмуртской Республики, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Удмуртаэрогеодезия» составлен карта (план) с указанием границ земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет на основании вышеприведенной карты (плана) поставлены границы населенного пункта <адрес> Удмуртской Республики.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно разъяснениям, содержащихся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», при рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств.
Разрешая настоящее гражданское дело, суд руководствуется положениями ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, согласно которым правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 8 Конституции Российской Федерации закреплен принцип признания и равной защиты частной, государственной и муниципальной собственности.
Часть 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) подразделяет земли Российской Федерации по целевому назначению, в том числе на категории: земли населенных пунктов (пункт 2) и земли лесного фонда (пункт 5).
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами (ст. 17 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЛК РФ), статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», земли лесного фонда, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона.
В соответствии со ст. 9 ЗК РФ, ст. ст. 209, 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) управление и распоряжение земельными участками, являющимися федеральной собственностью, от имени Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О федеральном агентстве лесного хозяйства» утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее по тексту Положение).
Согласно п. 1 Положения Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Согласно п. 4 Положения Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы.
В соответствии с ч. 4 ст. 6.1 ЛК РФ границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Согласно ст. 84 ЗК РФ установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Статьей 8 ЗК РФ установлено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь после внесения в ЕГРН сведений о границе населенного пункта является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, который предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 7 ст. 1 Закона о регистрации государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с п. п. 5, 7, 7.2. ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступивший в законную силу судебный акт, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Согласно п. 1, п. 2 ч. 3 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8-10, 12 части 5 настоящей статьи.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 15 Закона о регистрации предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка, либо лица, которому земельный участок принадлежит на ином праве, если в соответствии с видом или видами разрешенного использования земельного участка допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, либо лица, использующего земельный участок на условиях сервитута, публичного сервитута, либо лица, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые на таких землях или земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия приведены в ст. 32 Закона о регистрации.
До дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении территории населенного пункта, территориальной зоны или их части подготавливается карта (план) объекта землеустройства в соответствии с требованиями закона «О землеустройстве».
В случае если до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 507-ФЗ в отношении территории населенного пункта, территориальной зоны, их части подготовлена карта (план) объекта землеустройства в соответствии требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве», или заключен государственный либо муниципальный контракт на подготовку такой карты (плана) объекта землеустройства, подготовка сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон в соответствии со ст. ст. 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Закона № 507-ФЗ) не требуется. В этом случае внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон осуществляется на основании таких карт (планов) объектов землеустройства.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет на основании карты (плана) от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Удмуртаэрогеодезия» поставлены границы населенного пункта <адрес> Удмуртской Республики.
При этом, карта (план) ООО «Удмуртаэрогеодезия» была составлена, в том числе, на основании, Генерального плана МО «Понинское» <адрес> Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, который вступившим в законную силу решением Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ признан недействующим.
Как указывает истец, Глазовское лесничество Удмуртской Республики, внесено в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ под реестровым номером 18.00.2.193.
Приказом Минэкономразвития № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок описания местоположения границ объектов землеустройства.
Согласно п. 6.3 данного порядка административные границы (границы населенных пунктов) не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.
Таким образом, границы Глазовского лесничества Удмуртской Республики внесены в ЕГРН за исключением существующих в ЕГРН границ населенного пункта <адрес>, с исключением площади пересечения 819494 кв.м. из границ Глазовского лесничества, что привело к уменьшению площади земель лесного фонда Удмуртской Республики, и как следствие нарушению имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Однако до настоящего времени ответчиком каких-либо мер к устранению допущенных, при внесении в ЕГРН сведений о границах населенного пункта <адрес> Удмуртской Республики не предпринято.
В соответствии с Законом о регистрации сведения в ЕГРН могут быть внесены на основании судебного акта.
Учитывая, что Генеральный план МО «Понинское» <адрес> Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ решением суда признан недействующим в части включения в границы муниципального образования земель лесного фонда, расположенных на землях лесного фонда Севинского участкового лесничества Глазовского лесничества Удмуртской Республики, в частности: выделов 1, 2, 3 в квартале 57; выделов 5, 10 в квартале 45; выделов 15, 28 в квартале 44; выдела 22 в квартале 56, и именно в указанной части решение послужило основанием для постановки на учет границ населенного пункта д. <адрес> Удмуртской Республики, суд приходит к выводу, что исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства подлежат удовлетворению, при этом подлежат применению последствия недействительности принятого решения в виде исключения из ЕГРН сведений о границах населенного пункта <адрес> Удмуртской Республики.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ №.1), ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ №.1).
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ «20» ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░